Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Общественно-политическая газета Гагинского района

607870 Нижегородская область, с. Гагино, ул. Ленина, д. 48
телефон: +7 (83195) 2-14-56; 5-11-34
e-mail: gagvesti@list.ru

Пьянский Перевоз

Отправляясь в Перевоз, задалась вопросом: а что я, собственно, о нем знаю? Первое, что пришло на ум - конезавод, скачки на ипподроме, о которых мне когда-то с азартом игрока рассказала побывавшая на них подруга.

Пьянский Перевоз

Отправляясь в Перевоз, задалась вопросом: а что я, собственно, о нем знаю? Первое, что пришло на ум - конезавод, скачки на ипподроме, о которых мне когда-то с азартом игрока рассказала побывавшая на них подруга. Второе - строительный техникум, переименованный по-современному в колледж, в котором довелось поучиться и ребятам из нашего района. По дороге, из рассказов моих коллег узнаю об Ичалковском боре и пещерах, где они уже удосужились побывать. А все остальные знания предвкушаю получить в самое ближайшее время. Кстати, за разговорами, мы быстро доехали до Перевозского района.

В селе Дубское, например, внимание привлек возвышающийся прямо у дороги храм Рождества Христова - от ослепляющей на солнце белоснежности его стен невозможно не зажмуриться! Великолепие! Храм этот был возведен в 1821 году. Здесь в свое время был зерносклад, сельский музей. С годами храм, благодаря усилиям верующих людей, был восстановлен и вернулся к изначальному своему предназначению. Путнику встретить храм - на радость. Перекрестившись, прочесть молитву, попросить у Бога удачной дороги - и следовать спокойно дальше.

Уездный город

Перевоз. Не правда ли, у городка название не такое уж и мудреное. Гадать, с чем оно связано, особо не придется. На ум приходит сразу простейшая догадка о перевозке каких-то грузов, она подтвердится во время нашей экскурсии по Перевозскому музейно-выставочному центру. Вот что мы узнали от здешнего экскурсовода Татьяны Любезновой. Во второй половине 16 века появляется первое упоминание о Перевозе. Возник он на переправе через реку Пьяна. Здесь проходил торговый путь на Казань. Перевозили через реку обозы с различными грузами. Переправу нужно было обслуживать, в связи с этим и образовался населенный пункт. Изначально это была деревня, а уже после строительства храма Перевоз стал селом. Кстати, населенных пунктов с таким названием было по России много, и чтобы не было путаницы с почтовыми отправлениями, письмами, к названию села добавили уточняющую приставку - Пьянский Перевоз, сохранялось оно длительное время.

История развития города связана с Екатериной II. И вот каким образом. Есть в Перевозском городском округе село Ягодное. В 17 веке там образовался хозяйствующий центр Печерского Нижегородского монастыря - Введенский женский монастырь. Многие земли были отписаны монастырю, соответственно, и здешние крестьяне принадлежали тоже монастырю и платили подати. Монастырские поборы были настолько велики, что крестьяне пишут Екатерине II челобитную о переводе их в разряд государственных. На что государыня дает свое согласие. Крестьяне были отписаны к Перевозу, за счет чего увеличилась численность его населения. И в 1779 году Екатерина II издала указ, на основании которого Пьянский Перевоз становится уездным городом. Также благодаря указу государыни о градостроительстве городок начал застраиваться по четкому порядку, с параллельными друг другу улицами.

Три улицы,

церковь и базар

Что представлял собой Перевоз того периода времени? В городке было три улицы, церковь, не сохранившаяся до наших дней (Покровскую построят позже), рядом с церковью базар. Город был огорожен плетнем, запирался на ворота с 3-х сторон, а сторожа следили здесь за порядком. На одном из музейных стендов можно, например, рассмотреть герб Пьянского Перевоза, который был присвоен уездному городу в 1781 году. Создавался герб в геральдической мастерской графа Франциска Санти. В верхней части - нижегородский герб с оленем, в нижней - река в зеленом поле и плывущий по ней плот, символизирующий переправу, которая и дает название городу. Пьяна пересекает район дважды. К слову, пьянские порожки сегодня облюбовали любители сплавов на байдарках. Так что все, кто увлечен речными сплавами, могут смело приезжать в Перевозский район. Возвращаясь же к историческому прошлому Перевоза, с интересом читаем одно из первых указаний городничего - капитана Волкова: "Повелеваю всем жителям Пьянского Перевоза блюсти порядок у своих домов и на улицах, за несоблюдение чистоты будут наказаны штрафом, и одновременно требую от жителей опрятного вида и трезвого состояния". Вот так!

Перевоз купеческий

Поскольку через Перевоз пролегал торговый путь и был в нем большой базар, то без купечества этот городок, представить, конечно же, невозможно. На стареньких фотографиях в музее представлены купеческие дома и семьи. По тому времени (конец 19 начало 20 века) это были, конечно, самые лучшие дома - людей зажиточных! У купцов были бакалейные, мануфактурные, винные лавки (их насчитывалось до 16-ти), пекарни, мельницы, трактиры, постоялые дворы, сетевязальная фабрика, сыроваренный, кирпичный заводы, паромная переправа. Мы увидели, например, рыболовную сеть, которую изготовили в прежние времена в Перевозе. Именно такие сети отправляли для каспийских рыбаков. В современном Перевозе сохранились 3-4 купеческих дома, находящихся в исторической части города. Это до сих пор жилые дома. А в доме дьякона Николая Светицкого ныне располагается служба судебных приставов. Один из красивейших домов - купцов Коньковых - с уникальной резьбой перевозских мастеров остался только на фотографии.

Единственное, что сохранилось от дома, - резные наличники, и мы их увидели! В одном из залов музея воплощена интересная задумка: окно наоборот. Создается впечатление, что отмотав назад полтора столетия, находишься перед окном дома, из которого льется теплый свет - за столом, у самовара, неспешные разговоры ведет купеческая супружеская чета, рядышком играет ребенок. И окошечко это обрамлено в ажурные белые наличники, как раз те самые, что были на доме Коньковых. При их создании мастера использовали два вида резьбы - глухую (корабельную) и прорезную. В узоре присутствуют и гроздья винограда, и даже имперская корона, что говорит о достатке и принадлежности хозяев к привилегированным слоям населения.

Пьянское побоище

Остановившись у музейной картины Тузова "Пьянское побоище", невольно вспоминаешь засевшие в голову со школьной поры слова из летописи "Поистине - за Пьяною пьяные", обличающие беспечность и пьянство русских воинов. Застигнутое врасплох русское войско в битве на Пьяне было разгромлено татарами. Случилось это в начале августа 1377 года. Какую связь Пьянское побоище имеет с Перевозом? До сих пор у исследователей нет единого мнения, где оно происходило. "Спор ведут Сергач и Перевоз, - говорит нам экскурсовод Татьяна. - Наши исследователи утверждают, что сражение происходило в районе горы Селищенской, села Дубское и поселка Центральный. Близ села Дубское найдены предметы 14 века, принадлежавшие воинам - наконечники стрел, копий, рукоятки мечей, часть обмундирования. Сергач представляет в доказательство остатки острожков - деревянных укреплений с сигнальными башенками, где располагались воины. Не факт, что это было одно сражение, такие версии тоже выдвигаются современными учеными". Похоже, история Пьянского побоища не заканчивается? - делая такой вывод, переходим к не менее интересным музейным экспонатам - уже времен Первой мировой войны.

Родина будущего

патриарха

Здесь нас удивил мундир кавалериста Михаила Воронова. Мы были поражены не столько тем, что этот мундир прекрасно сохранился, сколько тем, какой он маленький?! Не больше 44-го российского размера! Невысоким и худеньким был воин, зато удалым - на скаку мог саблей разрубить противника. За подвиги в сражениях М.И. Воронов был удостоен высшей военной награды Российской империи - ордена Святого Георгия всех четырех степеней.

Введенский женский монастырь в селе Ягодное, которому посвятил сюжет своей картины местный художник Белов, просуществовал с начала 19 века и до 1920-х годов 20 века. Рассматривая картину, узнаем, что в советские годы монастырь был разворован и полностью разрушен. Вскрывались даже монашеские могилы - доходило и до такого кощунства.

На перевозской земле, в селе Вельдеманово, в 1605 году в крестьянской семье родился мальчик Никита Минин - будущий Патриарх Московский и всея Руси Никон, реформатор православной церкви. Именно в Вельдеманове прошло его детство. Поразительно, человек из низов, из глубинки, смог достичь таких вершин церковной власти, быть приближенным царя Алексея Михайловича и носить даже титул "Великого государя"!

В селе Вельдеманово создано структурное подразделение музейно-выставочного центра "Никитино подворье". Так что тем, кто интересуется историей православия, церковным расколом 17 века и двумя незаурядными историческими личностями, антагонистами - Патриархом Никоном и протопопом Аввакумом (кстати, рожденным в с. Григорово соседнего Большемурашкинского района) - стоит рассмотреть туристический маршрут в Вельдеманово. Мне, например, при первом же упоминании о Патриархе Никоне сразу же вспомнился основанный им Воскресенский Новоиерусалимский монастырь, где в прошлом году побывала в паломнической поездке. Запомнился придел собора - Усекновения главы Иоанна Предтечи, где был погребен Патриарх Никон. Символично, что в этой поездке побывали паломники из Перевозского района, а главными ее организаторами стали иерей Сергей Косынкин и матушка Анастасия. В недавнем прошлом отец Сергий был настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы города Перевоза, на момент же нашей поездки он уже возглавлял Сергачское благочиние. На Покровский храм в Перевозе мы съездим посмотреть уже после нашей экскурсии.

От древности -

до наших дней

Что мы еще увидели в музее? Конечно же, здесь много предметов быта и домашней утвари, как купеческих времен, так и более уже нам близких, узнаваемых, - послевоенных, советских. Серванты (горки) создавали местные мастера из села Медведково. В застекленную часть посудного шкафа уставлялась самая красивая посуда, которую подавали только по большим праздникам.

Село Ковалево, к примеру, славилось кузнецами - скобяные изделия ковалей представлены в витрине.

Привлекла внимание табличка страховой компании "Надежда", которая вывешивалась на застрахованный дом и в случае пожара или еще какого-то несчастья предъявлялась как свидетельство.

Переводишь взгляд на граммофон, швейную машинку знаменитой немецкой фирмы "Гритцнер", часы с кукушкой, старый презентабельный фотоаппарат, который, запечатлел, по всей видимости, не одно семейство. Мысленно рисуешь картину, как фотограф взывает: "Внимание, сейчас вылетит птичка!" - и мгновенно на лицо надевалась счастливейшая гримаса. Потом эта фотография будет долго висеть в рамочке на стене, храниться как реликвия в семейном фотоальбоме или даже в музее…

Импровизированный бабий угол с печкой. Маслобойки. Одна из них так похожа на шарманку! А вот эти пасочницы сразу напомнят о главном христианском празднике - Пасхе с любимой всеми пасхальной снедью.

В выставочном зале представлены экспозиции, посвященные героям Великой Отечественной войны и труженикам тыла. У перевозцев, как и у гагинцев, четыре Героя Советского Союза. В этом же зале проходят сменные выставки, как из собственных фондов, так и привозные. В тот момент как раз проходила выставка "История утюга" и выездная выставка банковских строений.

Зал природы расскажет о флоре и фауне Перевозского района, а она представлена большим разнообразием растений и животных Ичалковского бора.

У Перевоза есть свои замечательные краеведы. Первыми в их рядах называют отца и сына - Валентина Владимировича и Владимира Валентиновича Рыньковых. Именно они стояли у истоков школьного краеведческого музея, наследие которого досталось сегодняшнему музейно-выставочному центру. Рыньковы - авторы многочисленных книг об истории сел, известных людях, природе перевозского края. Все эти книги представлены в центральной библиотечной системе Перевоза.

В музейно-выставочном центре в момент нашей поездки велась масштабная реконструкция. Мы же отправляемся в путь - на племзавод, где нам предстоит встреча с лошадками - увы, теперь уже редким животным для нашей сельской местности. А ведь когда-то… Мне вспомнились детские годы, наш сосед по квартире дядя Костя Баринов - конюх Гагинского детского сада. Вместо утреннего будильника у всех жильцов был дядя Костя и его лошадка - в одно и то же время на громыхающей телеге он проезжал мимо нашего дома, чтобы вовремя привезти в садик хлеб, молоко, другие продукты. Лошадь долгие годы была главным транспортным средством в детском учреждении. На Масленицу дядя Костя наряжал лошадку, в сани к нему набивалась целая ватага ребятишек - со смехом и визгом катались по селу! Нет уже давно в живых дяди Кости, не проедет он мимо нашего дома, не разбудит, как положено поутру. Только в памяти нет-нет, да и всплывет тот кусочек детства, в котором были как одно неделимое целое - дядя Костя и его лошадка. Бесспорно, они любили друг друга: кто сильней - затрудняюсь с ответом…

Марина КОРОБОВА

Автор: Татьяна Тарасова

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 254

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика