Мы все видели самолет МИГ-17 на кольцевой дороге в Чамзинском районе, привыкли к нему, он стал частью образа района, и сегодня он символично взмывает ввысь на первой полосе нашей газеты. История его появления, как и предыстория, несмотря на свою "молодость", обросла мифами и домыслами, будто сам памятник-реалия ‑ отголосок чуть ли не секретного прошлого, а то и вообще случайный объект на чамзинской земле. И вместо ответов на загадки рождаются новые вопросы. А ему 22 июня исполнилось 30 лет. Нет, самому самолету, конечно, больше, это три десятка лет он стоит в нашем районе.
О нем рассказал на страницах газеты "Известия Мордовия" Е. Кокорев. И какая-то гордость и одновременно обида легли в сердце. Вот он наш МИГ-17 стоит, а мы ничего о нем не знаем.
На днях я пообщалась с теми людьми, которые долгие годы буквально "болели" этой историей и непосредственно участвовали в появлении памятника, в рождении новой легенды. Да, наверное, мой рассказ будет о людях, а не о самолетах.
Нина Ивановна Давыдова, тогда учитель истории, руководитель группы "Поиск" Чамзинской средней школы №1, вспоминает, что она начала заниматься этой историей с подачи Павла Яковлевича Машканцева. Ему как председателю ВОПИК принадлежит заслуга в установке мемориальной доски на здании поссовета ("В этом здании с 1941 по 1944 г. находился штаб 3 авиаэскадрильи 1 авиаполка"), а в дальнейшем и мемориальной доски на самом самолете.
Анатолий Александрович Белов, тогда заместитель директора завода "Автозапчасть" помнит, что началом его исследовательской истории стал рассказ супруги. Как-то, в 1984 году, Алевтина Васильевна, придя с работы, поведала мужу, что соседи ее сослуживицы Галины Васильевны Летучевой на отдыхе познакомились со статным военным в орденах. Завязался разговор. Оказалось, что собеседник (П. Василенко) был в Чамзинке ‑ проходил здесь летные курсы. Позже выяснилось, что одна из подруг свекрови Алевтины Васильевны вышла замуж за авиатехника. Когда об этом зашла речь в семье Беловых, родители А.А. Белова Вера Куприяновна и Александр Михайлович тоже вспомнили о летчиках на чамзинской земле. Прозвучали и первые фамилии - П.Д. Каширин (Комсомольский), А.Т. Борисенков (Репьевка), А.Т. Юрийчук (Чамзинка), Д.Н. Мишин. Всей этой информацией А.А. Белов и поделился с бывшей одноклассницей Ниной Ивановной Давыдовой.
А.А. Белов вспоминает, что информацию получить было не так просто, это была далеко не цифровая эра Интернета. Он стал расспрашивать людей, может, кто что знает. Первым откликнулся Георгий Захарович Макаров. Он не только поделился своей историей, но и подарил школьному музею фрагменты настоящего самолета. Геннадий Николаевич Чекушкин рассказал, что в доме, где он живет с семьей, располагался штаб 73 полка пикирующих бомбардировщиков, командиром которого был Герой Советского Союза Анатолий Ильич Крохалев.
Истории оказались разными. Одни из них рассказывают, что находившиеся в Чамзинке летчики обеспечивали перелет И.В. Сталина на Тегеранскую конференцию. Выросший пичеурский паренек поведал, как он с друзьями пошел на Балухман, они обошли охрану и попали под бомбежку ‑ летчики учились здесь сбрасывать бомбы. К счастью, никто тогда не пострадал. Есть информация и о том, как отрадненские школьники в войну чистили взлетные полосы в Чамзинке.
Авиационная история увлекла следопытов школы №1 п. Чамзинка. Пообщавшись со старожилами, они составили списки людей, которым было что рассказать: в чьих-то семьях жили летчики, чьи-то сестры-подруги вышли замуж за покорителей небес. Могилы летчиков есть в Репьевке, Медаеве. История стала наполняться именами, лицами, фактами. Чтобы получить новую информацию, нужно было выйти за рамки района. Были написаны письма, разосланы запросы ‑ музеи, архивы, газеты, непосредственно людям, которые были так или иначе связаны с авиационными подразделениями, находившимися в Чамзинке. Это целые папки в школьном музее. Кстати, часть запросов подписана председателем исполкома райсовета Виктором Ивановичем Дергуновым, во многом благодаря которому у нас и появился памятник-реалия. В одном из таких запросов, в частности, написано: "Исполнительный комитет народных депутатов Чамзинского района Мордовской АССР… планирует увековечить подвиг воздушных бойцов авиационных соединений, находившихся в поселке Чамзинка в годы Великой Отечественной войны, и установить в районном центре памятник ‑ самолет МИГ-17. Убедительно просим Вас подтвердить архивным материалом о нахождении в поселке Чамзинка с 1941 по 1944 год следующих авиасоединений в период их формирования: 73 полка пикирующих бомбардировщиков, 2 школы младших авиаспециалистов ‑ Чамзинского отделения 3 Военно-морского авиационного училища им. Леваневского, находившегося в Саранске, 1 запасного авиаполка ВМФ, по некоторым предположениям 1 минно-торпедного авиаполка или одной из его эскадрилий".
- А пока мы ждали ответов, появилась мысль позвонить в саранский аэроклуб, ‑ вспоминает А.А. Белов. ‑ Ответил на телефонный звонок замполит Ю. Коновалов. Он все выслушал, заинтересовался, а потом предложил нам корпус самолета. Я позвонил Давыдовой: "Нина Ивановна! Нам дают самолет!". В ответ ‑ короткие гудки - такая была неожиданность!
И Н.И. Давыдова отправилась к председателю исполкома райсовета В.И. Дергунову. Тот ее внимательно выслушал и соответствующее задание ‑ доставить самолет в Чамзинку дал руководству Чамзинского комитета ДОСААФ. Поскольку особым энтузиазмом пылал замдиректора завода "Автозапчасть" А.А. Белов, то и честь доставить бесценный груз выпала этому предприятию. Завод "Автозапчасть" выделил машину и кран, и первую чамзинскую ночь МИГ-17 так и провел на территории завода, в кузове привезшей его машины, потом стоял в Полковке, напротив церкви, там раньше находилось здание, в котором проходили занятия авиакружка. Кстати, здесь получил первые навыки авиамоделирования будущий летчик, Герой Советского Союза, наш земляк Т.С. Горячкин. Место было не очень подходящим, и самолет был установлен на пересечении трасс Саранск - Ульяновск. Говорят, когда поднимался ветер, самолет вставал в пике. После установки подпорок он перестал "рваться" в небо.
Как бы авиационная история района не выглядела романтичной или фантастичной, она реальна. Более того, летчики были в других районах Мордовии. Я не могу сейчас рассказать все, что хранят музейные папки. Это страницы писем и воспоминаний, фотографии и рисунки… Как и не могу взять на себя смелость что-то обобщать или делать выводы. Зато у меня есть возможность поделиться историями. Пусть это будут далеко не все из них и, может, не самые интересные и ценные, зато они будут настоящие, с пожелтевших, временем потрепанных страниц.
Вот, например, письмо от П. Василенко из Краснодарского края. Он был выпускником 3-го Военно-морского училища (город Саранск и деревня (так сказано в письме) Чамзинка). У Василенко во время вылета с боевыми бомбами в Чамзинке отказал двигатель и, совершая вынужденную посадку, пытаясь не упасть на деревню, он рухнул у ветряной мельницы, пропахав самолетом полосу земли и "выкопав" картошки.
А вот аккуратно подшит в папку рассказ о Герое Советского Союза Викторе Николаевиче Каштанкине, который также проходил службу в авиационных соединениях в Чамзинке. В 1944 году он направил свой пылающий ИЛ на сторожевой фашистский корабль, повторив подвиг Гастелло.
А в другом письме полковник в отставке Сергей Константинович Ермилов рассказывает, что Чамзинка в 1941 году встретила прибывших летчиков дождями, а потом пришла снежная зима. Весной 1942 года летный состав покидал Чамзинку, уезжая на Урал за самолетами. Перегнав их на Балтику, в начале лета экипажи пикирующих бомбардировщиков вступили в боевые действия.
В 1944 году все авиационные соединения покинули гостеприимную Чамзинку. По-разному сложились судьбы летчиков, но, как пишет С.К. Ермилов, "каждый помнил Чамзинку… откуда шло начало их боевых дорог".
Л. ВЕЧКАНОВА