Президент Владимир Путин выступил с телевизионным обращением к нации по поводу повышения пенсионного возраста:
"Прежде всего, напомню, что дискуссия о необходимости повышения пенсионного возраста началась не вдруг, не сегодня. Об этом говорили и в советский период, и в 90-е годы. Но решения не принимались, по тем или иным причинам откладывались.
В начале двухтысячных годов и члены Правительства России, и многие представители экспертного сообщества вновь настойчиво стали ставить вопрос о пенсионной реформе и повышении пенсионного возраста. Объективные предпосылки для этого существовали. Было очевидно, что на рубеже 2020-х годов мы неизбежно столкнёмся с серьёзными демографическими проблемами. Чем они вызваны? Период, когда во взрослую жизнь входило очередное малочисленное поколение, пришёлся на середину 90-х годов прошлого века. Именно в это время страна столкнулась ещё и с тяжелейшим экономическим, социальным кризисом, с его катастрофическими последствиями. Это привело ко второму мощному демографическому удару. Родилось ещё меньше детей, чем ожидали. Демографический провал конца 90-х оказался сопоставим с 1943-м и 1944-м военными годами. И сейчас именно это, крайне малочисленное поколение родившихся в 90-е, входит в трудоспособный возраст. В связи с этим ещё больше возрастает нагрузка и на пенсионную систему, ведь она у нас построена в основном на солидарном принципе. То есть пенсионные взносы людей, работающих сегодня, идут на выплаты нынешним пенсионерам, поколению наших родителей. А они, в свою очередь, пока работали, направляли взносы, чтобы выплачивать пенсии поколению наших дедов. Вывод понятен, сокращается трудоспособное население ‑ автоматически снижаются возможности для выплаты и индексации пенсий. А значит, необходимы изменения.
Но тогда, в 2000-х, я был против них. Повышать пенсионный возраст в начале и середине 2000-х было категорически нельзя. Напомню, как в тот период жила страна. Это ещё неокрепшая экономика, с весьма скромными показателями валового внутреннего продукта и крайне низкими заработными платами. Это высокий уровень безработицы и инфляции. За чертой бедности находилась практически четверть граждан страны. Продолжительность жизни едва превышала 65 лет.
Что же изменилось за прошедшие годы? Мы не тратили времени зря. Мы все - граждане, власть, страна - работали. Начали реализацию долгосрочных демографических мер, включая программу материнского капитала. И это дало хорошие результаты, частично компенсировав демографические провалы прошлых десятилетий. Мы преодолели серьёзные трудности в экономике и с 2016 года вновь вышли на стабильный экономический рост. Сейчас уровень безработицы в России самый низкий, начиная с 1991 года.
Конечно, нам ещё очень многое нужно сделать. В том числе в сфере здравоохранения, в других областях, которые определяют качество и продолжительность жизни человека. Но неоспоримым фактом является то, что благодаря комплексу принятых государством мер и, что очень важно, более ответственному отношению людей к своему здоровью, сегодня темпы роста продолжительности жизни в России ‑ одни из самых высоких в мире. За последние 15 лет продолжительность жизни выросла почти на 8 лет (7,8 года).
Естественно, изменения в пенсионной системе воспринимаются многими людьми болезненно. Я хорошо это понимаю и разделяю эту озабоченность. Что касается нынешней, действующей власти, самое лёгкое, самое простое для неё сегодня ‑ вообще ничего не менять. Сейчас, несмотря на известные сложности, российская экономика чувствует себя уверенно. В бюджете есть ресурсы для пополнения Пенсионного фонда. Мы, как минимум, ближайшие 7‑10 лет сможем продолжать индексировать пенсии в установленные сроки. Но ведь мы знаем, что постепенно наступит время, когда для индексации пенсий у государства не будет хватать средств. А затем и регулярная выплата пенсий может стать проблемой, как это уже и было в 90-е.
Предложенные изменения в пенсионной системе позволят не просто сохранить уровень доходов пенсионеров, но главное ‑ обеспечить их устойчивый, опережающий рост. Уже в 2019 году индексация пенсий по старости составит порядка 7 процентов, что в два раза выше прогнозируемой инфляции на конец 2018 года. В целом, в предстоящие шесть лет мы сможем ежегодно увеличивать пенсию по старости для неработающих пенсионеров в среднем на 1 тысячу рублей. В результате это даст возможность в 2024 году выйти на средний уровень пенсий для неработающих пенсионеров в 20 тысяч рублей в месяц. (Сейчас это 14 тысяч 144 рубля). В дальнейшем, уже за горизонтом 2024 года, изменения в пенсионной системе позволят сформировать прочную основу для стабильного ежегодного увеличения страховых пенсий выше инфляции.
Рассматривало ли Правительство РФ какие-то другие варианты, другие резервы для обеспечения устойчивости пенсионной системы без повышения пенсионного возраста? Конечно, рассматривало. По моему поручению Правительство вплоть до последнего времени проводило эту работу. Все возможные альтернативные сценарии были тщательно изучены и просчитаны. Оказалось, что, по сути, ничего кардинально они не решают. В лучшем случае просто латают дыры. Или того хуже, несут разрушительные последствия для экономики страны в целом".
В.В. Путин предложил смягчить параметры пенсионной реформы: повысить пенсионный возраст для женщин до 60 лет, а не до 63, как предусмотрено принятым в первом чтении законопроектом о пенсионной реформе; предусмотреть право досрочного выхода на пенсию для многодетных матерей; если у женщины трое детей, то она сможет выйти на пенсию на три года раньше, если четверо на четыре года, а женщины, у которых пять и более детей, смогут по-прежнему выходить на пенсию в 50 лет (сейчас в 50 лет на пенсию могут выйти женщины, имеющие пять и более детей, воспитавшие их до 8-летнего возраста и имеющие страховой стаж не менее 15 лет); те, кто по действующему законодательству мог выйти на пенсию в ближайшие два года, смогут оформить пенсию на шесть месяцев раньше нового пенсионного возраста; установить для работодателей административную и уголовную ответственность за увольнение работников предпенсионного возраста и за отказ принимать на работу граждан по причине их возраста; уменьшить стаж, дающий право на досрочный выход на пенсию: для женщин до 37 лет с 40 лет, для мужчин до 42 лет с 45 лет; увеличить максимальное пособие по безработице для граждан предпенсионного возраста с 4 900 руб. до 11 280 руб. с 2019 г. и установить период такой выплаты в один год; сохранить на переходный период все федеральные льготы, действующие на 31 декабря 2018 г., в частности, льготы по налогам на недвижимость и землю, а также действующие региональные льготы; ввести 25%-ную надбавку к страховой пенсии для неработающих пенсионеров на селе со стажем работы не менее 30 лет; на переходный период считать предпенсионным возрастом пять лет до наступления срока выхода на пенсию; разработать меры для стимулирования бизнеса для наема на работу граждан предпенсионного возраста; сохранить действующие пенсионные льготы для шахтеров, работников горячих цехов, химических производств, чернобыльцев, ряда других категорий, а также коренных малочисленных народов Севера.
В.В. Путин: "Тенденции, сложившиеся сейчас в сфере демографического развития и на рынке труда, объективный анализ ситуации показывают, что изменения необходимы. Но наши решения должны быть справедливыми, взвешенными, обязательно учитывающими интересы людей".