Как мы уже сообщали, накануне нового учебного года состоялась августовская педагогическая конференция, на которой в режиме открытого диалога были обсуждены глобальные векторы развития образования и вопросы подготовки к началу нового учебного года. С докладом "Развитие муниципальной системы образования в рамках реализации национального проекта "Образование" выступила начальник управления образования администрации района Т.В. Махаева.
Она отметила, что муниципальная система образования – это: 6 детских садов, 10 школ, 1 профессиональная образовательная организация, 3 организации дополнительного образования детей. Это 4047 обучающихся и воспитанников, 407 педагогов.
С 1 сентября в школах района обучаются 2800 учащихся, из них – 279 первоклассников. Детские сады посещают более 1300 воспитанников.
В 2019 году произошла реорганизация 7 ДОУ в форме слияния в одно юридическое лицо.
Из двух больших майских указов Президента России вытекают 10 задач, которые легли в основу региональных проектов нацпроекта "Образование", призванного обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, а также вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран по качеству общего образования. Это "Современная школа", "Успех каждого ребенка", "Поддержка семей, имеющих детей", "Цифровая образовательная среда", "Учитель будущего", "Успех каждого ребенка".
В 2019 году, благодаря участию в нацпроектах, в районе создан центр образования гуманитарного и цифрового профилей "Точка роста" в Апраксинской средней школе; для родителей открыт консультационный центр по вопросам образования и воспитания детей; внедряется система персонифицированного финансирования дополнительного образования детей.
Дошкольное образование
Услугу дошкольного образования в районе получали 1327детей от 1 года до 7 лет. Кроме этого, на базе 4 общеобразовательных организаций функционировали 4 группы кратковременного пребывания.
На базе структурного подразделения "Детский сад комбинированного вида "Ягодка" открыта группа кратковременного пребывания для детей раннего возраста. Здесь предоставляют воспитанникам следующие развивающие образовательные платные услуги: обучение чтению по дополнительной развивающей программе, обучение английскому языку, индивидуальные занятия с логопедом по дополнительной программе, изостудия.
С целью обеспечения доступности дошкольного образования, обеспечения единства и преемственности семейного и общественного воспитания, повышения педагогической компетентности родителей, обеспечивающих получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования, в прошедшем учебном году во всех дошкольных организациях функционировали консультационные центры.
В рамках национального проекта "Поддержка семей, имеющих детей" на базе структурного подразделения "ЦРР-детский сад "Сказка" открыт муниципальный консультационный центр оказания психолого-педагогической, методической и консультативной помощи гражданам нашего и соседних муниципальных районов, имеющих детей, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей.
Спрос на дошкольные образовательные услуги для детей от 3 до 7 лет в нашем районе удовлетворен полностью. Актуальной очерёдности нет.
Задача на перспективу – обеспечить доступность дошкольного образования для детей ясельного возраста. В 2019 году планируется введение в эксплуатацию детского сада на 70 мест в п. Комсомольский в рамках национального проекта "Демография".
В детских садах района работают 149 педагогов. В целях совершенствования своего педагогического мастерства педагоги ДОУ принимали активное участие в конкурсах различного уровня. Воспитатель структурного подразделения "Детский сад комбинированного вида "Звёздочка" Т.С. Милёшина является финалистом регионального этапа 6-го Всероссийского конкурса "Воспитатели России" в номинации "Лучший педагог дошкольного образования". Воспитатель структурного подразделения "Детский сад комбинированного вида "Солнышко" О.К. Яськина заняла 1 место по республике и 3 место по России в дистанционном конкурсе "Воспитатель года-2019", призёр в номинации "Лучшее эссе". О.Н. Холодова (д/с "Солнышко") отмечена дипломом победителя в республиканском конкурсе учебно-методических разработок в номинации "Научно-исследовательский проект". Воспитатель структурного подразделения "Детский сад комбинированного вида "Золушка" Н.Ю. Столярова – финалист республиканского конкурса "Воспитатель года Республики Мордовия 2019 года" и победитель в номинации "Воспитатель детской души".
Структурное подразделение "Центр развития ребёнка-детский сад "Сказка" занял 1 место во Всероссийском конкурсе "Слово выпускника" и 3 место в республиканском конкурсе "Птичий дом".
Общее образование
Приоритетной задачей школьного образования для нас остается повышение его качества. Актуальной становится задача по переформатированию системы общего образования. Она должна работать на опережение. Первой ласточкой этого опережающего обучения является проект "Точка роста" в сельских школах. В данном проекте в этом году участвует Апраксинская школа, в следующем году по плану – КСШ №3 и ЧСШ №2 .
Для многих родителей урок труда по-прежнему ассоциируется с умением работать молотком и изготовлением табуреток. Но это уже далеко не так. Сегодня речь идет о том, что ребенок должен осваивать технологии, которые определяют технологические процессы в окружающем мире. То есть, если раньше, чтобы сделать табуретку, нам нужно было научить пилить и строгать, то сегодня для этого необходимо дать навыки работы на лазерном и фрезерном станке. 20 сентября объявлен единым по стране днем открытия "Точек роста".
Школьное образование на протяжении последних лет все время находится в фокусе государственной политики. Президент РФ В.В. Путин поставил цель нового уровня – сделать российскую школу одной из лучших в мире, создать условия для получения качественного образования во всех школах России.
Обязанностью школы является реализация в полном объеме требований федеральных государственных образовательных стандартов, особенностью которых является установление требований к результатам на каждом этапе развития ребенка.
Третий год образовательные организации района участвуют во Всероссийских проверочных работах по 9 учебным предметам. В штатном режиме писали учащиеся 4-6 классов, в режиме апробации – 7 и 11 классы. Всероссийские проверочные работы проходили в присутствии общественных наблюдателей и организаторов из числа педагогов школы и сотрудников муниципального органа управления образования. Нарушений в ходе проведения ВПР по всем предметам выявлено не было. Данный вид проверки показал готовность учащихся всех задействованных параллелей продемонстрировать полученные знания.
С 1 сентября 2018 года в общеобразовательных организациях района введены ФГОС для детей с ОВЗ, учителя начальных классов прошли курсовую переподготовку по инклюзивному образованию, в отделе образования создан банк данных о детях с ОВЗ, в том числе и детей-инвалидов, имеющих статус ОВЗ, который ежемесячно обновляется. В настоящее время он содержит информацию о 43 детях.
В общеобразовательных организациях района обучается 39 детей-инвалидов. Для 9 человек на основании медицинских показаний организовано домашнее обучение. Дети-инвалиды обеспечены бесплатным двухразовым питанием, из средств муниципального бюджета было выделено на эти цели 411,7 тыс. рублей.
Качество образования
Уровень освоения основных образовательных программ – важнейший критерий качества образования в образовательной организации. В государственной итоговой аттестации по основным образовательным программам основного общего образования в 2019 году принимало участие 246 учащихся. Четыре выпускника по рекомендациям психолого-медико-педагогической комиссии сдавали ГИА в форме государственного выпускного экзамена.
Аттестат об основном общем образовании с отличием по району получили 22 выпускника, но только 7 человек (32%) из них сдали все экзамены на "отлично". Руководителям школ необходимо обсудить данные результаты на совещаниях в организации. И уже задуматься о кандидатах на медаль.
Лучшие результаты показали учащиеся, которые сдавали экзамен по биологии. Все 62 выпускника (26%) успешно сдали ОГЭ, это говорит о качестве биологического образования в районе.
Более низкие результаты показали учащиеся, которые сдавали физику и информатику. Учителям-предметникам необходимо обсудить все недочеты в результатах учащихся на методических предметных объединениях!
Все выпускники района в 2019 году проходили государственную итоговую аттестацию в форме единого государственного экзамена. 126 выпускников получили аттестат о среднем образовании, восемь из них получили медаль "За особые успехи в учении".
Одаренные дети
Традиционными формами в работе с талантливыми и одаренными детьми в районе стали предметные олимпиады, конкурсы, исследовательская и проектная деятельность. В муниципальном этапе олимпиады приняли участие 908 школьников. Призерами и победителями районной олимпиады стали 280 участников.
126 победителей и призеров приходится на долю Комсомольской школы №2, 81 победитель и призер – в Комсомольской школе №3, 65 – в Комсомольской школе №1, 52 победителя и призера – в лицее №1, 14 – в Чамзинской школе №2, 9 – в Киржеманской школе, 2 призера – в Медаевской основной школе, по одному призеру – в Апраксинской и Отрадненской школах.
На региональный этап олимпиады вызов получили 45 учащихся района из 4 школ. Они приняли участие по 12 предметам. 14 детей стали призерами. Причем трое учащихся стали призерами по двум предметам. Это: М. Бурмистров – ученик 9 класса Комсомольской школы №2 (право и технология), И. Пиксайкина – ученица 9 класса Комсомольской школы №3 (литература и технология), А. Липатова – ученица 10 класса Комсомольской школы №1 (обществознание и экология). В рейтинге районов мы заняли 6 место.
Я благодарю всех педагогов, которые подготовили победителей муниципального этапа Всероссийской олимпиады, а особые слова признательности хочется выразить Л.А. Худойкиной и Ж.В. Спириной из Комсомольской школы №1; С.А. Белову, Н.А. Бурмистровой, Н.В. Чудайкиной, С.К. Вальцевой из Комсомольской школы №2; С.А. Эрзяйкиной, Е.Н. Пиксайкиной из Комсомольской школы №3; Г.А. Трухановой и Е.Ю. Павлинову из лицея №1, подготовившим призеров регионального уровня.
Наши учащиеся активное участие принимают и в межрегиональной олимпиаде школьников по мордовскому (эрзянскому) языку и родному (эрзянскому) языку, родной (мордовской) литературе, где стали победителями и призерами – учителя Е.Ю. Ковайкина ( КСОШ №3), Т.П. Вельдяскина (КСОШ №2), Г.В. Наумова (Больше-Маресевская ООШ).
Итоги муниципальной олимпиады для младших школьников таковы: 1 место – КСШ №2, 2 место – КСШ №1, 3 место – лицей №1, 4 место – КСШ №3, 5 место – ЧСШ №2.
На муниципальном этапе Всероссийского конкурса "Учитель года 2019" победителем стала Н.А. Бурмистрова, учитель истории и обществознания Комсомольской средней школы №2. Урок и педагогическое мастерство Натальи Анатольевны были высоко оценены представительным жюри на региональном этапе. Воспитатель детского сада "Золушка" Н.Ю. Столярова достойно представила район на региональном этапе конкурса "Воспитатель года-2019", став суперфиналистом конкурса; Н.Н. Курочкина защищала честь района на республиканском конкурсе "Лучший учитель эрзянского языка". Отрадненская основная школа стала победителем в республиканском конкурсе "Лучший кабинет эрзянского языка".
Лауреатами республиканского этапа Всероссийского конкурса "Педагогический дебют" стали: воспитатель группы продленного дня Киржеманской школы Е.С. Заботнова и педагог-психолог Чамзинской школы №2 Е.В. Кильдюшова.
За высокое педагогическое мастерство высоких наград в прошлом году удостоены: гранта Президента России М.А. Архипова – учитель начальных классов КСШ №1, гранта Главы РМ И.Н. Котикова – учитель начальных классов лицея №1 и И.Н. Преснякова – учитель русского языка и литературы ЧСШ №2. А на прошедшей недавно республиканской педагогической конференции мы узнали о том, что коллектив Комсомольской СОШ №1 получил грант Главы РМ и премию в размере 500 тыс. рублей. Одним из главных критериев победы стала победа на протяжении трех лет во Всероссийской акции "Сделаем вместе".
Воспитание
Далее Т.В. Махаева остановилась на вопросах воспитательного аспекта.
О результативности выстроенной вертикали в районе системы воспитания говорят факты успешного выступления наших школьников в соревнованиях и в конкурсах военно-патриотической, художественно-эстетической, спортивной направленности.
В течение учебного года во всех общеобразовательных учреждениях проведены циклы мероприятий, связанных с ключевыми памятными датами в рамках военно-патриотического воспитания. Школы района приняли участие во Всероссийской акции "Парта Героя", было открыто 8 парт героя участникам Великой Отечественной и локальных войн. Учащиеся-кадеты МБОУ "Комсомольская СОШ №1" стали победителями X Республиканского конкурса в номинации "Лучшее исполнение гранд-марша". В 3 школах района действует отряды Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного движения "ЮНАРМИЯ". Наши учащиеся заняли 3 место в республиканских соревнованиях "Зарница" и 3 место по огневой и теоретической подготовке.
В районе проводится много конкурсов, направленных на художественно-эстетическое развитие детей и молодёжи: республиканский конкурс эстрадной песни "Серебряная музыка" – И. Давыдова (ученица МБОУ "Комсомольская СОШ №2") награждена дипломом в номинации "За яркую индивидуальность". В конкурсе народной песни "Живи, народная душа!" ансамбль "Тештине", солист М. Трямкин (МБОУ "Лицей №1", руководитель С.И. Кантеев) стали лауреатами 2 степени, ученица МБОУ "Комсомольская СОШ №2" И. Давыдова награждена дипломом в номинации "За творческое горение и артистизм". Победителем муниципального этапа конкурса "Ученик года-2019" стала У. Федулкина, ученица МБОУ "Комсомольская СОШ №3", которая достойно выступила от района на республиканском этапе конкурса.
Духовно-нравственное направление представлено мероприятиями: республиканский конкурс детского художественного творчества "Благовест", олимпиада по Основам православной культуры "Ручейки добра", фестиваль "Лики добра", благотворительное мероприятие в лицее для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Ардатовского детского дома-школы.
Третий год учащиеся Чамзинского района принимают участие в акциях Движения "СДЕЛАЕМ ВМЕСТЕ". Ученица МБОУ "Лицей №1" Е. Назимкина – победитель федерального этапа конкурса "Лидер" акции "Русский Крым и Севастополь" ( куратор Г.А. Труханова), А. Липатова из МБОУ "Комсомольская СОШ №1" – победитель федерального этапа конкурса "Лидер" акции "Здоровое питание – активное долголетие" (куратор Л.А. Худойкина). На протяжении трех лет воспитанники Л.А. Худойкиной становятся победителями федерального этапа Движения "СДЕЛАЕМ ВМЕСТЕ".
В районе функционирует 3 муниципальных учреждения дополнительного образования: МБУ ДО "Центр детского творчества", МБУ ДО "Детско-юношеская спортивная школа", МБУ ДО "Детская школа искусств". Результатом участия и усиленной работы педагогов дополнительного образования является увеличение количества победителей и призеров воспитанников. Премией Главы РМ отмечен труд концертмейстера ДШИ В.Ю. Гутриной.
Движение "Моя малая Родина", объявленное Главой республики, нашло поддержку в нашем районе, но, к сожалению, только в одной Б.-Маресевской школе два бывших выпускника школы оказали материальную помощь на ремонт, замену электропроводки и светильников в спортивном зале родной школы. Необходимо данное движение расширять на уровне района, разработать дорожную карту, привлечь средства массовой информации.
Главные задачи
Современная школа нуждается в инновационном развитии, которое должно быть основано на принципах образовательной политики, определённых в Федеральном законе "Об образовании в РФ". Приоритетными направлениями являются: продолжение создания системы образовательных услуг, обеспечивающих комплексное развитие детей независимо от их места проживания, состояния здоровья, социального положения; реализация основных направлений приоритетного национального проекта "Образование", который получает новый импульс развития; совершенствование системы раннего выявления, развивающего сопровождения и поддержки одарённых детей; активное развитие творческого и инновационного потенциала учительского корпуса, повышение статуса педагогической профессии.
Награждение
Активно проходило обсуждение доклада. Ряд педагогов в этот день получили награды. За достигнутые трудовые успехи и большой вклад в социально-экономическое развитие района Благодарность Главы Республики Мордовия объявлена учителю ОБЖ, командиру поискового отряда МБОУ "Лицей №1" Е.Ю. Павлинову. За многолетний добросовестный труд и достигнутые трудовые успехи в сфере образования Почетной грамотой администрации района награждена Н.М. Шувалова – воспитатель структурного подразделения "Детский сад комбинированного вида "Звездочка".
За многолетний добросовестный труд в деле воспитания и обучения подрастающего поколения Благодарность Министерства образования Республики Мордовия объявлена: педагогу дополнительного образования Центра детского творчества В.А. Баринову, директору МБОУ "Медаевская ООШ" Н.Б. Зудиной, педагогу-организатору МБОУ "Комсомольская средняя школа №2" О.В. Петякиной, учителю эрзянского языка МБОУ "Киржеманская средняя школа" Е.Н. Гаваевой, учителю физической культуры МБОУ "Лицей №1" В.П. Сатункиной.
За высокое педагогическое мастерство и многолетний добросовестный труд Почетными грамотами управления по социальной работе администрации района награждены: преподаватели отделения "Народные инструменты" структурного подразделения "Чамзинская музыкальная школа" О.А. Бояркина, детской школы искусств – Н.Н. Михайлина и О.Ю. Сыркина, воспитатель структурного подразделения "Детский сад комбинированного вида "Ягодка" Л.Н. Панина. Почетными грамотами епископа Ардатовского и Атяшевского Вениамина отмечены: учителя начальных классов МБОУ "Лицей №1" И.Н. Котикова, МБОУ "Киржеманская средняя школа" Н.И. Штырова, МБОУ "Комсомольская средняя школа №2" С.К. Вальцева, МБОУ "Апраксинская средняя школа" Л.П. Ротанова, заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБОУ "Комсомольская средняя школа №2" М.А. Ефимкина.