Сернурская земля гордится земляками, которые прославили свою малую родину, благодаря данному свыше таланту, или неимоверному упорству в достижении поставленных высоких целей, трудолюбию. Одним из таких людей был и остается в памяти народа Ксенофонт Архипович Четкарев - деятель и организатор марийской науки, ученый-этнограф, фольклорист, писатель, литературовед, религиовед.
Хоть и родился Ксенофонт Архипович в Уржумском районе Кировской области, но детство свое он провел в д. Дурмагашево (Нурмага) Сернурского района, а всю жизнь работал во благо развития Марийской республики. Благодаря архиву ученого, который скрупулезно собирает и бережно хранит его сын Вячеслав Ксенофонтович Четкарев, редакция имеет возможность разместить на страницах газеты автобиографические материалы Ксенофонта Архиповича, ранее нигде не публиковавшиеся.
Вячеслав Ксенофонтович родился в 1940 году и проживает в г. Санкт-Петербург. Он известный журналист, сценарист научно-популярных фильмов, главный редактор газеты "Комментатор", распространявшейся 70-тысячным тиражом по всему Советскому Союзу, лауреат многих профессиональных конкурсов. Также, Вячеслав Ксенофонтович почти 20 лет возглавлял организацию, которая занималась внедрением на предприятиях новейшей организации труда, нацеливающий персонал на строгое соблюдение технологии, снижение себестоимости, улучшение параметров продукции. Сегодня В.К.Четкарев занимается архивом своего отца – Ксенофонта Архиповича Четкарева, этнографа, первого кандидата наук среди марийцев.
Вот как он вспоминает о своем именитом родителе: "…Отца как ученого и общественного деятеля помню, будучи подростком. Он умер в 1958 году, мне не было и семнадцати лет. Итак, конец сороковых - начало пятидесятых годов… К семье в Ленинград приезжал Ксенофонт Четкарев и приглашал в гости молодых марийских ученых и композиторов: Г.Патрушева, Л.Грузова, А.Искандарова, К.Смирнова… Подлинный штаб марийской культуры!
Но едва остаемся наедине вечерами, с изумлением слышу от отца взволнованный рассказ о том, что недавно, каких-то полвека назад, марийской культуры, как бы и не было, в энциклопедиях она не значилась. Даже марийскую письменность не соизволил допустить царизм.
Зато зачинатель литературы, поэт, драматург, повествователь, мудрый Сергей Григорьевич Чавайн представал в этом рассказе поистине революционером, бесстрашным богатырем…
Моя мать Варвара Ивановна Кузнецова, ровесница отца, возвращаясь к первым дням их знакомства, вспоминает о впечатлении от первых разговоров осенью 1934 года с молодым марийцем Ксенофонтом Четкаревым - читателем Библиотеки Академии наук СССР, где она тогда работала. Были … восторженные речи о С. Чавайне, которого его собеседник называл не иначе как "наш Пушкин"… В 1929 - 1931 годах Ксенофонт Архипович писал стихи в духе Чавайна. Стихи остались неопубликованными…".
Автобиография К.А. Четкарева
"Родился я в 1910 году 22 января в деревне Нижний Конец Байсинского с/с Уржумского района Кировского края. Отец у меня, говорят, жил средне, был середняком-крестьянином. Я их не помню; они умерли зимой 1913 года, когда мне было три года.
После смерти отца осталось трое детей: я – 3 лет, брат - 5 лет, и сестра - 1 год, которая умерла через месяц. Имущество отца было описано и сдано под опеку. Брата взял один кулак из другой деревни, до 18 лет эксплуатировал безжалостно, потом выгнал, а меня взял тоже кулак и хотел замучить до смерти, с тем, чтобы половина дедовского имущества досталась ему.
Летом 1913 года, по настойчивой просьбе двоюродной сестры, меня привез дедушка к себе на воспитание. Дедушка Василий Иванович Четкарев привез меня слепого и в нарывах, лечил в течение двух лет. Сам он жил очень бедно, на восемь едоков имел ½ души земли. Хлеба хватало только до Рождества, а потому дедушка все время ходил плотничал, а сыновья - Андрей и Семен - пастушили.
В 1915 году Андрей и Семен – дяди, ушли на войну, а дедушка заболел чахоткой. Землю обрабатывали тетки. Я с семи лет начал боронить, с восьми лет пошел в подпастухи. С восьми до десяти лет то пастушил, то ходил по деревням - сбирал. В 1920 году дядя Андрей увез меня на пристань Лебяжье, и оставил на произвол судьбы. Там был я подобран и увезен в город Вятку.
В Вятке сперва жил в детском коллекторе, потом на улице, с улицы подобрали и поместили в самый примерный детдом. Этот детдом был при Губчека, а потом Г.П.У. В этом детдоме ГПУ я прожил 4 года, до декабря 1924 года. Потом начали расформировывать все детдома, я попал в общий детдом с общим количеством 500 детей.
В апреле 1925 года меня отправили обратно к дядям, мотивируя тем, что сейчас, мол, в деревне хорошо, можешь сам заработать. Как приехал к дядям, на третий же день отвезли меня в с. Сернур и устроили в 7-летку, при которой был Совхоз-учхоз. В этом учхозе я работал по воскресеньям, по ночам, меня за это кормили бесплатно. На обувь, одежду зарабатывал распиловкой дров, сбрасывал снег с крыш, чертил диаграммы, чертежи ко всяким кантонным съездам, для учреждений и т. д. В общем, среднюю школу [9-летку] мне пришлось окончить с трудом, так как дяди помогали очень мало, давали 1 пуд муки на 3 месяца, приходилось самому зарабатывать.
Летом 1928 года прошел курсы по подготовке в ВУЗ в городе Йошкар-Ола и поступил в Саратовский Гос. Университет, педфак, на финно-угорское отделение. Финно-угорское отделение расформировалось, и я перевелся в город Казань, в Восточно-Педагогический институт. В.П.И. окончил в 1931 году, получал стипендию 27 руб. и дотацию от М.А.О. 5 руб.
К.А. Четкарев, 1936 год".
"Все годы учебы в вузе продолжал работать на ниве ликвидации безграмотности – в качестве ликвидатора и организатора. Был членом бюро комсомольской ячейки общественно-экономического факультета, заместителем секретаря ячейки. Мне вынесли благодарность за организацию культпохода на 5-й Пошивочной фабрике.
Неоднократно выезжал в районы МарАССР по организации весенней посевной и по коллективизации. Организовал два колхоза. Кроме того, восстановил два колхоза после развала их кулаками.
Первого августа 1931 года, сразу по окончании института, в возрасте двадцати одного года был назначен директором Марийского Государственного театра. Одновременно меня назначили директором Марийского Техникума Искусств. Этот техникум еще нужно было создать. Организованный мною техникум имел два отделения – Театральное и Музыкальное.
В связи с перегрузкой по моей просьбе обком ВКП(б) освободил меня от должности директора театра, оставив на должности директора и преподавателя Техникума Искусств.
Техникум был организован на базе Театральной и Музыкальной студии. Ребята там были очень распущены. В первый же день я организовал комсомольскую ячейку, которая мне очень помогла. Я набрал новых способных ребят из батраков, бедняков, середняков и детдомовцев – теперь они уже учатся в столичных консерваториях и работают в театре.
Неокрепший техникум находился в очень плохих условиях. В том же доме было общежитие и здание техникума. Преподаватели занимались в спальнях, нередко жаловались на то, что они поймали вшей. Не было кроватей, постельных принадлежностей. Ребят кормили плохо: 300-400 граммов хлеба и постоянно кислые щи. Я бил тревогу, нигде поддержки не получал. У ребят в таких условиях падало политико-моральное состояние. Только благодаря моему чуткому отношению к каждому ученику удалось удержать их в техникуме.
Директором проработал два года, после чего ушел в аспирантуру МарНИИ, оставаясь преподавателем техникума.
Ведя в техникуме ответственную работу, я выполнял ряд заданий обкома и райкома ВЛКСМ. Работал пропагандистом в типографии. Выезжал в районы с докладами и по разным другим поручениям. Создал в техникуме комсомольскую организацию и руководил ее работой.
Осенью 1934 года по командировке МарНИИ я поступил в аспирантуру Академии наук СССР. Сейчас готовлю при ленинградском Институте этнографии кандидатскую диссертацию. В комсомольской и профсоюзной организации Академии Наук выполняю ряд работ по общественным организациям, отдельные задания.
Научная работа до аспирантуры шла главным образом по линии собирания материалов. Еще будучи студентом первого курса, я в 1929 году совершил экспедицию в Сернурский район. Собрал этнографический и фольклорный материалы. Написал свой первый труд. В вузе руководил научно-техническим кружком мариеведения. Прочел доклад "Начало русской колонизации Марийского края".
Зимой 1933-34 года собирал марийские песни. Собрал их около трех тысяч. В июле-августе 1934 года в составе языковой экспедиции МарНИИ собирал песни, сказки и материалы по верованиям мари. В 1935 году совершил специальную экспедицию к луговым мари. В трех районах (Ронга, Сернур, Морки) записал шестьдесят сказок. В 1936 году совершил повторную поездку. Записал сорок сказок.
С 1934 года вышли из печати такие мои работы: "Сборник колхозных песен" (2 п.л.); "Марийский театр и драматургия" (статья в журнале "МАО", 1 п.л.); "Тÿм-тÿм" (статья в журнале "У вий", 1 п.л.); "Марийские частушки (статья в сб. "Советский фольклор" № 4-5, 1937). А также разные газетные статьи по языку, литературе и фольклору.
К.А. Четкарев, 1937 год".
В 1937 году будущего ученого его недруги оклеветали как члена троцкистской группировки и буржуазного националиста через публикацию "Кто такой Четкарев?" в газете "Марий Коммуна" от 29 декабря. В ответ Ксенофонт Архипович написал 17-страничное письмо властям, с отрывком из которого предлагаем ознакомиться:
"Скажу Вам прямо. Нет сомнения, что эта учеба далась мне нелегко. При моем беспризорном положении в детстве я бы мог избрать только два пути. Или стать самым низким человеком в обществе: вором, бандитом, жуликом. Или честным почетным человеком. Когда надо мной надсмехались сыновья кулаков и их подпевалы, я в душе таил кипучую ненависть ко всем богатым людям - эксплуататорам, и решил во что бы то ни стало вырастить из себя ученого-большевика. Я хотел учиться и учиться, назад отступать я не мог. Только в условиях Советской власти я мог воплотить мою мечту – стать ученым. Не только простым ученым, а советским ученым, беззаветно преданным делу партии Ленина – Сталина, преданным той Родине, которая дала мне возможность учиться. Я молодой ученый – большевик, воспитанник ленинского комсомола.
Я с 12 лет в пионерах, с 15 - в комсомоле. Двенадцать лет я живу и воспитываюсь в комсомоле и выполняю с честью любые трудные задания моей организации (работа по ликбезу на заводах Казани, работа по коллективизации, работа на культурном фронте). Я горжусь тем, что являюсь достойным сыном Советской власти, которая меня из пастуха, нищего – беспризорника вывела в люди. Я с десяти лет находился на иждивении государства (пять лет в детдоме ГПУ в г. Вятке, бесплатная картошка в 9-летке, Гос. стипендия в ВУЗе и в аспирантуре).
Я нигде, ни в какой работе не позорил себя. Когда потребует моя страна, я сменю свой острый карандаш на винтовку.
К. Четкарев, январь 1938 г.".
Спустя месяц Ксенофонт Архипович был восстановлен в комсомоле. Ещё через два – утверждён властями молодой республики директором Марийского научно-исследовательского института социалистической культуры. Руководил этим институтом до осени 1954 года, с двумя перерывами – на войну и учебу в докторантуре Академии Наук в Ленинграде.
Друзья Ксенофонта Архиповича
Огромную роль в становлении Четкарева как писателя, ученого бесспорно сыграли его друзья. Все они были из сферы науки, культуры, музыки.
Одним из них был первый марийский поэт Сергей Григорьевич Чавайн (1888-1937), благодаря которому Ксенофонт Архипович в 1936 году издает свою первую книгу "Колхоз муро. Такмак-влак" под псевдонимом Чоткар.
1934-37 годы. Директор МарНИИ В.А. Мухин по настоянию Чавайна командирует Четкарева в Ленинград, в аспирантуру Академии Наук с целью – поднять его научную квалификацию для написания истории мари на базе фольклора. В 1940-55 годах Ксенофонт Архипович полностью реализовал это поручение С.Г. Чавайна.
Пять сказок, записанных К.А. Четкаревым летом 1936 года у матери писателя Т.А. Анисимовой, стали их совместной творческой акцией. Чавайн с согласия фольклориста выправил запись сказок матери, создав, по сути, их новую версию. Авторство этих текстов до сих пор не определено. Ученый и писатель солидарно решили назвать сказительницу в печати Татьяной Анисимовной Чавайн.
Георгий Захарович Ефруш (1916-1941)- поэт, писатель, коммунист, член Союза Советских Писателей. Талантливый ученик Ксенофонта Архиповича и его младший друг. В феврале 1939 года Г. Ефруш был привлечен К.А. Четкаревым к научной работе и уже вскоре назначен ученым секретарем, то есть стал в институте вторым лицом. В июне 1940 года Георгий призван в ряды Красной армии. С первых дней Отечественной войны – на передовой линии. Пал смертью храбрых 7 июля 1941 года.
Его лучший товарищ Алексей Искандарович Искандаров (1906-1999) был композитором и педагогом. Когда Четкарев организовал Техникум Искусств, Алексей Искандаров стал там завучем. По жизни Четкарев звал друга "Искандарыч", а тот его, хотя и был на четыре года старше – не иначе как "дядя Чоткар". Они дружили и семьями.
С композитором Яковом Андреевичем Эшпаем (1890-1963) Четкарев дружил с 1931 года. В Йошкар-Оле (где чаще находился Четкарев) и в Москве (где проживал Эшпай) они были друг для друга самыми дорогими гостями. Четкарев как директор привлекал Эшпая к сбору фольклора в районах республики и к работе консультанта-музыковеда в МарНИИ. Исключительно его одного он допускал к первому прочтению всех своих рукописей. И всегда чутко прислушивался к мнению музыканта.
Всегда рядом с К.А. Четкаревым было плечо композитора Кузьмы Алексеевича Смирнова (1917-1963), его воспитанника по Техникуму Искусств и младшего друга, ученика великого Д.Д. Шостаковича. Их совместное творчество – музыкальный альбом "Марий калык муро" (1951), над созданием которого они оба вместе с составительницей книги В.Ф. Коукаль работали, начиная с середины 1930-х годов.
С Йываном Осминым (И.И. Логиновым) (1915-1997) они друзья с довоенных лет. "Я от всей души приветствую Ксенофонта Архиповича за кропотливый труд по созданию книги "Героический эпос марийского народа", - пишет Осмин в своей рекомендации к вступлению Четкарева в члены Союза Советских Писателей. - Книга поднимает вопрос до сих пор никем не разработанный, уясняющий значение исторических преданий и легенд для восстановления истории мари".
"Я был другом твоего отца, - сообщил Вячеславу Ксенофонтовичу, сыну К.А. Четкарева, Ким Кириллович Васин (1924-2005) в письме 28.06.1982. - Многим я обязан Ксенофонту Архиповичу. Тем, что стал ученым, заслуженным деятелем науки, писателем, лауреатом Госпремии МАССР. Четкарев помог мне выпустить мою первую повесть. Я опубликовал ряд воспоминаний о нем, содержанием которых стали наши многочисленные с ним беседы".
Другом семьи К.А. Четкарева была Татьяна Александровна Крюкова (1904-1978). Встретив в 1934 году эту увлеченную собирательницу предметов традиционной культуры марийцев в Ленинграде, в Гос. музее этнографии народов СССР, Ксенофонт Архипович сразу нацелил ее на высокую науку. Под его руководством и под его редакцией Татьяна Александровна издала свою первую монографию "Марийская вышивка" (1951). Часто квартира К.А. Четкарева на Стрелке Васильевского острова в 1940-50-х годах превращалась в их совместный издательский штаб.
В 1939 году поэт Миклай Казаков (1918-1989), тогда студент, побывал в одной из экспедиций К.А. Четкарева, где неожиданно для себя окунулся в стихию марийских песен, сказок, легенд. "Мне посчастливилось, – писал он позднее. – Мой мир как бы перевернулся. Я обязан этим Ксенофонту Архиповичу". До конца дней они крепко дружили, переписывались. Николай Иванович всегда защищал его от нападок недругов. Он написал теплые воспоминания о Четкареве. И посвятил ему шуточное стихотворение "Ученый ешлан" ("Семья ученых").
Вот таким был наш земляк – Ксенофонт Архипович Четкарев. А какую насыщенную жизнь он прожил, можно судить по историческим событиям, которые переживала марийская республика в те годы и по его друзьям. В народе есть хорошая поговорка "Скажи мне, кто твой друг и я скажу, кто ты". И этим все сказано.