Очерк моего отца К.А. Четкарёва "Тюм-Тюм" связан с важным в его жизни событием.
В то утро, в понедельник 20 августа 1934 года, прежде чем с отрядом этнографов спуститься по Вятке к деревне Тюм-Тюм, 24-летний Ксенофонт успел забежать на почту. В Ленинград, в Академию Наук СССР от него из Уржума ушло заявление с просьбой о приёме в аспирантуру. Тема диссертации на тот момент – "Марийский песенный фольклор". Поступок не был спонтанным. И даже отнюдь не частным делом одного Четкарёва.
Идею создания на базе фольклора "марийской Калевалы" первым высказал Сергей Чавайн, его горячо поддержал Владимир Мухин, директор МарНИИ. Но чтобы оформить поэтический замысел, надо ведь собрать материалы, изучить и обобщить уже собранные. Кто исполнит такую задачу? Иного мнения у друзей не было, на это способен лишь аспирант МарНИИ К. Четкарёв. Для чего требуется поднять его уровень знаний. Договориться с Академией Наук, найти марийцу высококлассного руководителя, обеспечить оплату его учёбы – эти функции взял на себя Мухин. Почти два месяца шла проверка "в поле" Ксенофонта специалистом, присланным из Ленинграда. И вот к началу учебного года на берегах Невы его ждали лучшие профессора. Оставалось последнее – получить персональное заявление абитуриента.
И оно, наконец, ушло из Уржума. Моего отца в тот день переполняло счастье. Это видно из публикуемого здесь очерка.
Вячеслав ЧЕТКАРЁВ
Идём вниз по Вятке. Утро, а солнце жжёт. Это, поди, к дождю. И точно, к обеду чуть прыснул дождик. Все, кто на нашем "Бобыле", высыпали на палубу. Кто с книжкой, кто с газетой. А кто просто поглазеть на берег. Молодёжь галдит, смеётся.
Бок о бок с нами плотогоны на воде дают концерт: звучит гармошка, песни, шутки.
Как не радоваться жизни, красоте природы! На блики солнца в водах Вятки глядеть – не наглядеться.
Продолжение читайте в № 24 газеты "Край сернурский"