- Надежда Ивановна, в чем заключается ваша основная задача, как представителя уполномоченного по правам человека в городе?
- Моя общественная деятельность в этом качестве ведется не только в будние, но иногда и в выходные и в праздничные дни, причем, подчеркну - на бесплатной основе. Вообще в своей работе я должна иметь объективную картину того, насколько полно предоставлена человеку возможность реализовать свои права. По большому счету не в компетенции представителя уполномоченного конкретное разрешение каких-либо проблем - я не могу, к примеру, повысить зарплату, подвинуть очередь и предоставить жилье…
- Тогда что вы можете?
- В первую очередь - осуществлять независимый государственный контроль. Отмечу, что мой непосредственный руководитель - уполномоченный по правам человека подотчетен только Законодательному собранию, депутатам, которые выбирали его на эту должность. У нас нет федерального подчинения.
- И дополнительные полномочия вам не нужны?
- Дай нам Бог с теми полномочиями, что определены законом, максимально использовать и имеющиеся рычаги, и свой авторитет для решения задач, над которыми приходится работать.
- Вы приступили к работе представителя омбудсмена больше десяти лет назад. Как оцениваете проделанную за прошедшее время работу?
- Оцениваю на "удовлетворительно". Очень много времени отнимают организационные мероприятия. Моя общественная работа и основная - в качестве директора ЦЗН - дает возможность мониторинга обстановки в городе и районе. Ежедневно я веду прием горожан, руководителей всех форм собственности, провожу встречи в разных форматах, где вопросы защиты прав человека стоят на первом плане, особенно в сфере трудоустройства, оказания моральной и материальной поддержки семьям и гражданам, находящимся в сложной социальной ситуации.
- С какими трудностями приходится сталкиваться в работе?
- Наверное, главная проблема кроется в отсутствии федерального законодательства, регулирующего основы деятельности представителей уполномоченного по правам человека в субъектах РФ.
- Оказывает ли город в лице администрации поддержку в вашей работе?
- Без поддержки руководства города мне было бы крайне сложно выполнять возложенные на меня обязанности. Правда, до сих пор не решен вопрос о выделении представителю уполномоченного по правам человека кабинета под общественную приемную в здании муниципалитета, надеюсь, что в ближайшей перспективе эта проблема будет снята с повестки. Также хочу добавить, что большую помощь своим представителям на местах оказывает уполномоченный по правам человека в Красноярском крае Марк Геннадьевич Денисов и весь штат его сотрудников.
- Как происходит взаимодействие между вами и правоохранительными органами?
- Взаимодействие происходит на основе краевого закона "Об уполномоченном по правам человека в Красноярском крае", в котором предусмотрены статус и формы деятельности. Мы тесно взаимодействуем с прокуратурой, полицией, представителями УФСИН, УФСМП и другими. Установлен порядок разрешения всех ситуаций, с которыми сталкиваюсь я, как представитель уполномоченного, при разборе обращений граждан.
- Удается, решая проблемы людей, находить общий язык с чиновниками?
- Вполне, все-таки после стольких лет в работы в городе меня отлично здесь знают. Так что, как правило, удается найти общий язык.
- Побывав, например, на приеме у чиновника, граждане затем нередко приходят к вам - они не удовлетворены тем, как решался их вопрос. Что тут можно увидеть - отписки, половинчатые решения? Или желание чиновника поскорее "закрыть" жалобу - чтобы она на нем не "висела"?
- Такое случается. И все же, считаю, работа с обращениями граждан представителями государственных структур, муниципальной власти ведется системно. Да, встречаются отписки, но это зачастую связано с большой нагрузкой должностного лица. Но граждане имеют возможность не только обжаловать такие действия чиновника по его должностной вертикали и горизонтали, но и обратиться к независимым, так сказать, контролерам - в Общественную палату, в разного рода правозащитные организации, к представителю уполномоченного по правам человека.
- То есть, получить реальную поддержку?
- Да. Сейчас ведь проблема в решении того или иного вопроса, который ставит заявитель, часто лежит в материальной плоскости. И при наличии возможностей, в том числе и финансовых, практически все законные требования, права граждан реализуются. Даже при отсутствии средств должностные лица пытаются разъяснить человеку его перспективы. У нас достаточно много решений судов, которые обязательны к исполнению органами власти, если они им адресованы. В то же время, например, человек, получив на руки решение суда, в котором на органы местного самоуправления возлагается обязанность предоставить ему жилье, приходит сразу в муниципалитет и говорит: "Давайте квартиру!" И людей с подобными решениями судов у нас немало. Поэтому из них снова выстраивается очередь. И уже нельзя допустить, чтобы человек, который получил решение суда позже, оказался более удачливым, чем тот, у кого подобная бумага оказалась в руках раньше. Права одного не могут быть защищены за счет нарушения прав другого и принципов социальной справедливости.
- Что за люди к вам идут? По социальному статусу, по возрасту?..
- Чаще это представители среднего и старшего поколения. Тому есть объяснение. У молодых - вся жизнь впереди, больше и жизненной энергии, и перспектив. И они пытаются всего добиться сами. В Боготоле, конечно, на приеме можно увидеть больше рабочих.
- А бюджетники?
- Тоже. Особенно когда начинаются проблемы, связанные с социально-экономической ситуацией: с невыплатами зарплаты, сокращениями персонала.
- Чиновники со своими житейскими проблемами к уполномоченному по правам человека тоже приходят?
- Да, но крайне редко.
- Скажите, с какими проблемами к вам боготольцы обращаются чаще всего?
- За 2017 год к нам поступило 151 обращение. Сейчас у меня на контроле 12 дел. На первом месте по количеству обращений находятся обращения по жилью - переселение, ветхое и аварийное жилье, жилье для льготных категорий населения. Далее идут обращения по реализации права на получение юридической помощи. На третьем месте защита прав потребителей в сфере ЖКХ, транспорта, торговли и других услуг. На четвертом месте по частоте обращений граждан - невыплата заработной платы, увольнения, трудовое право.
Также за мной остаются письма из колоний, СИЗО, в которых авторы жалуются на ошибки в проведении уголовно-процессуальных действий, допущенных с их точки зрения. Немало жалоб на решения судов, что лежит вне поля нашей компетенции. Но, когда к нам попадают копии судебных решений, мы их анализируем. Всего обращения по этой категории составляют примерно треть от общего количества заявлений.
- В прошлом году в целом по городу число обращений граждан к представителю уполномоченного по правам человека возросло. Что за этим стоит?
- Если посмотреть количество письменных обращений, то их число действительно выросло. И здесь причина, наверное, кроется в том, что люди лучше стали знать свои права и их отстаивать.
- Надежда Ивановна, чем может измеряться эффективность работы представителя омбудсмена? Или нет таких критериев?
- Если мы начнем определять какие-то критерии и будем к этому стремиться, то выхолостим живую работу с людьми, сведем ее к формализму.
- Что бы вы хотели пожелать нашим читателям?
- Чтобы они проявляли еще больше активности в защите высшей ценности человека - его прав, а если те по каким-то причинам были нарушены - боготольцы могут рассчитывать на мою всестороннюю поддержку. Со своей стороны, обещаю и впредь делать все, что в моих силах и компетенции, для решения возникающих у земляков проблем. Один на один с бедой люди не останутся.
Беседовал Г. ВИНОГРАДОВ.