- Людмила Михайловна, каким выдался прошлый год для нашей межрайонной больницы?
- Минувший год был ответственным и важным для всех медицинских работников. Речь идет о проведении постоянной работы по снижению показателей смертности от социально-значимых, управляемых причин, диспансеризации определенных групп взрослого населения, детей-сирот, профилактических осмотрах взрослого населения и несовершеннолетних. Также велась работа по применению стандартов медицинской помощи, выполнению Программы государственных гарантий и плановых объемов медицинской помощи, краевых и целевых программ, основной программы "Развитие здравоохранения Красноярского края", целевых показателей дорожной карты.
Основной упор в прошедшем году был сделан на совершенствование медицинской помощи больным сердечно-сосудистыми заболеваниями. Добавлю, что специализированная медицинская помощь больным с острым инфарктом миокарда и нарушением мозгового кровообращения в рамках маршрутизации в настоящее время оказывается в условиях региональных сосудистых отделений, оснащенных всем необходимым современным оборудованием.
- Что собой представляет медицина города и района на сегодняшний день? Кто и в каких учреждениях заботится о здоровье земляков?
- В здравоохранении у нас трудятся около 700 человек, в том числе 60 врачей и 270 средних медработников. Медицинская помощь на территории города и района оказывается силами КБУЗ "Боготольская МБ" - круглосуточным стационаром на 95 коек, поликлиникой на 900 посещений в смену, дневным стационаром при поликлинике на 65 коек, 16 ФАПами. Круглосуточная стационарная помощь оказывается в пяти отделениях по следующим профилям: терапевтический, хирургический, гинекологический, педиатрический, патология беременных. Всего за 2017 год на койках круглосуточного стационара пролечены 3737 человек. В дневном стационаре пролечены 1021 человек, кроме того, сделано порядка 200 тысяч посещений к врачам поликлиники.
- Что вы можете сказать о коллективе больницы. Есть на кого вам, как руководителю, опереться в работе?
- Коллектив у нас работоспособный, творческий, высокопрофессиональный. Если уж что-то запланировали в профессиональной области, то обязательно добиваемся результата.
- Качество медицины зависит еще и от технического оснащения медучреждения. Что в этом направлении удалось сделать в прошлом году?
- Среди главных достижений - приобретение и монтаж модульного ФАПа в селе Боготол стоимостью 2 миллиона 100 тысяч рублей. На закупку медоборудования для этого фельдшерско-акушерского пункта было направлено еще 500 тысяч, на закупку медицинской мебели - свыше 100 тысяч. Средства выделялись из регионального бюджета в рамках программы "Развитие здравоохранения Красноярского края". Также в рамках выполнения поручения губернатора о переводе родильного отделения с северной части города на территорию больничного комплекса, на капремонт помещений, закупку медоборудования и оргтехники в 2017 году край выделил нам еще порядка 14 миллионов рублей.
- Есть ли приток молодых специалистов? Всеми ли врачебными кадрами укомплектована наша межрайонная больница?
- К сожалению, в последние годы перед нами все острее стоит данная проблема. Сейчас в межрайонной больнице работают 59 врачей, то есть на сегодняшний день мы укомплектованы специалистами всего на 55 процентов. Средний возраст наших врачей составляет не 30-40 лет, а около 53 лет. Это повод для беспокойства, ведь уходящим на заслуженный отдых ценным специалистам, к сожалению, пока нет замены.
- Если не хватает врачей, как выходить из этой ситуации?
- Надеемся, что реализация в нашем городе и районе программ "Земский доктор" и "Земский фельдшер" даст возможность привлечь к нам на работу специалистов в возрасте до 50 лет Также мы рассчитываем на то, что хотя бы отчасти поправить ситуацию удастся за счет целевого обучения молодых специалистов в медицинской академии Красноярска и Томском мединституте. С ними заключается соответствующий договор, на основании которого им, помимо прочего, гарантируется социальное жилье в Боготоле, подъемные средства в размере 1 миллиона рублей. В текущем году вузы заканчивают четверо молодых специалистов, на которых мы рассчитываем.
- В здравоохранении всегда нужны новые знания и технологии. Как часто проходят профильную специализацию врачи и другие медработники? Каков уровень наших медицинских кадров?
- С 2017 года начался повсеместный переход на непрерывное медицинское образование. Теперь каждый врач должен регистрироваться на сайте Министерства здравоохранения РФ и заниматься самообразованием на постоянной основе. За это он получает соответствующие баллы, необходимые для проводимой каждые 5 лет аттестации.
Вообще требования к здравоохранению увеличиваются. Медицина - достаточно дорогая отрасль, в нее вкладываются большие средства, и планка ожиданий повышается. И это нормально, это заставляет развиваться. Поскольку появляется более технологичное оборудование, требования к врачу становятся более высокими. Если раньше, чтобы добиться высокого профессионального уровня, нужен был длительный опыт, то сегодня появились всевозможные тренажеры, компьютерные программы обучения и так далее. И теперь мы хотим, чтобы даже если врач столкнулся с какой-то патологией в первый раз в жизни, помощь была оказана так, как будто он лечил уже не один десяток таких пациентов.
В обязательном порядке один раз в три-пять лет все специалисты выезжают на один-два месяца в медуниверситет для продления сертификата. На сегодняшний день специалистов с просроченным сертификатом у нас нет. Конференции, семинары, которые организовывает наш медуниверситет совместно с министерством здравоохранения, в обязательном порядке специалисты посещают. Также практикуется стажировка, для врачей - на базе перинатального центра и в краевых больницах, для фельдшеров ФАПов - на базе онкологического диспансера.
- Удалось ли ликвидировать очередность на приеме больных к врачам? Как решается эта проблема для сельских жителей?
- Над данной проблемой мы работаем не первый год. Что для этого сделали? Мы разделили потоки для приема больных и прохождения медкомиссий, ввели талонную систему на прием к специалистам, электронную выписку рецептов в детской и взрослой поликлиниках, составили четкий график приема пациентов участковыми терапевтами. Открыт call-центр для приема телефонных звонков и записи по телефону. Организована WEB-регистратура: записаться на прием можно не выходя из дома - по электронной записи через Интернет, при личном обращении в регистратуру, по телефону - в удобное для себя время. С регистраторами в отношении стресс-устойчивости работает заведующая поликлиникой, если необходимо, то подключается психолог.
По медосмотрам организаций, если соблюдается график прохождения, то очередь в принципе невозможна. Здесь все зависит от работодателя, объяснили правильно - все довольны, не объяснили - приходится объяснять на месте. Для сельских жителей те же правила. Единственное различие, если вдруг по какой-то причине не получается самостоятельно записаться на прием, можно это сделать через медицинского работника ФАПа, он найдет как помочь.
- Людмила Михайловна, возникают ли конфликты между медработниками и пациентами в нашей больнице? Как удается решать эти непростые вопросы? На чьей вы стороне больше, как руководитель?
- Абсурд, когда ситуация, которую можно было бы быстро и эффективно решить на месте - ну, например, кто-то к кому-то отнесся без должного уважения, - выносится на федеральный уровень. Если поступает обращение от пациента, в ситуации стараемся разобраться оперативно и выслушиваем обе стороны конфликта. Я не имею права занимать чью-либо сторону. За обоснованную жалобу медицинскому работнику следует наказание - возможное материальное поощрение не утверждается на следующий квартал.
Если цель пациента решить проблему, внести предложение, то он обращается к нам письменно, устно, по электронной почте, и мы вместе ее решаем и благодарны ему за это.
Если цель оклеветать медицинского работника, учреждение, руководителя, то обращаются обычно к президенту, губернатору, министру.
- Приведите статистику: чем и как часто болеют боготольцы, что влияет на диагноз?
- Основная направленность в здравоохранении - профилактическая, поэтому до 45 % населения обращаются в лечебные учреждения именно с профилактической целью.
Заболеваемость населения города и района в течение нескольких лет находится на одном уровне. В основном за медицинской помощью к врачам обращаются больные с сердечно-сосудистыми заболеваниями: ишемической болезнью сердца, гипертонической болезнью, цереброваскулярными заболеваниями, заболеваниями органов дыхания, остеохондрозами, острыми респираторно-вирусными инфекциями и др.
На возникновение некоторых заболеваний и их осложнений влияет неправильный образ жизни, вредные привычки: курение, алкоголь, малоподвижный образ жизни, низкая физическая активность, стрессы, несвоевременное, позднее обращение за медицинской помощью. В 2018 году необходимо обратить внимание на диспансеризацию лиц пожилого возраста, групп риска по сердечно-сосудистым заболеваниям, профилактическую работу.
- Как вы считаете, какими являются основные причины смертности населения?
- В структуре общей смертности преобладают болезни органов кровообращения, на втором месте онкология, на третьем - так называемые "внешние причины - ДТП, различные травмы, утопление и так далее.
- Изменения в законе о здравоохранении принесли нам не только новое, но и вернули старое - диспансеризацию взрослого населения, которую многие считают одним из основных достижений советской медицины. Каковы итоги диспансеризации за прошлый год?
- Начну с того, что целью диспансеризации является раннее выявление факторов риска и наиболее вероятных хронических неинфекционных заболеваний для данного возраста. При подозрении на заболевание, человека направляют на второй этап диспансеризации для углубленного обследования. Медицинское обследование назначается индивидуально. То есть, объем обследования зависит от возраста, пола, выявленных факторов риска. Большинство результатов обследований, которые были проведены в течение последнего года, засчитываются, и человеку не надо будет проходить их дважды.
Тем, кто решил проверить свое здоровье, необходимо обратиться в регистратуру городской поликлиники. Затем обращаетесь в кабинет медицинской профилактики, где подписываете информированное согласие на диспансеризацию, проходите краткое профилактическое консультирование и заполняете анкету, после чего вас направляют на обследования по индивидуальной программе.
Опыт показывает, что регулярная диспансеризация и профилактические медицинские осмотры являются важнейшими массовыми и высокоэффективными медицинскими технологиями сбережения здоровья и снижения преждевременной смертности населения. Но без инициативы о собственном здоровье самого человека медицина бессильна. Если мы хотим быть здоровыми, то надо начинать с себя. Добавлю, что всего в 2017 году диспансеризацию прошли около 4-х тысяч боготольцев.
- Людмила Михайловна, и в завершение разговора поделитесь планами на 2018 год.
- В наступившем году нам предстоит провести диспансеризацию определенных групп населения в количестве 4200 человека, профилактические осмотры 460 человек взрослого населения и 6000 несовершеннолетних детей, диспансеризацию 250 детей-сирот, выполнить плановые объемы медицинской помощи стационаров круглосуточного и дневного пребывания, амбулаторно-поликлинической и скорой медицинской помощи. И конечно, акцент будет сделан на достижении целевых показателей здоровья населения, ведь нет ничего дороже жизни и здоровья людей.
Беседовал Г. ВИНОГРАДОВ.