Организаторами совещания по вопросам развития региональной системы дополнительного образования и воспитания в поселке Ильиногорск выступили министерство образования Нижегородской области совместно с администрацией и Управлением образования, культуры, спорта и молодежной политики Володарского муниципального района.
Главной темой встречи стали вопросы реализации приоритетного проекта "Доступное дополнительное образование для детей".
Еще до начала работы семинара-совещания гостей ждало немало интересных событий. Участники встречи смогли ознакомиться в фойе ДК с выставками. Одна рассказывала о том, как в Володарском районе осуществляется работа в сфере дополнительного образования и воспитания детей и привлекла внимание коллег яркой стендовой презентацией. Другая, подготовленная детским объединением Дома детского творчества "Наследие", была представлена военно-историческими миниатюрами. Интересным было и театрализованное выступление ребят, которые предстали перед гостями в исторических образах.
Затем состоялось официальное открытие семинара-совещания. С приветственным словом к собравшимся обратились руководители Володарского района.
– Процессы модернизации, новые приоритеты в образовательной сфере побуждают педагогов Володарского района к поиску современных подходов к организации учебно-воспитательного процесса, – отметила глава местного самоуправления – председатель Земского собрания Т. С. Швецова.
Она рассказала о культурном наследии Володарского района как ресурсе, помогающем воспитывать подрастающее поколение и развивать дополнительное образование детей и молодежи.
Плодотворной работы участникам семинара-совещания пожелал и глава администрации Володарского муниципального района Г. М. Щанников:
– Уверен, что для каждого из вас участие в семинаре станет возможностью поделиться с коллегами накопленным опытом и узнать много нового и полезного для своей дальнейшей работы, – подытожил свое выступление глава администрации района.
Пока участники семинара расходились по творческим площадкам, начальник отдела по вопросам дополнительного образования и воспитания министерства образования Нижегородской области Г. Ю. Охотникова рассказала представителям СМИ района о целях и задачах зонального семинара-совещания.
– Зональные совещания по развитию системы дополнительного образования и воспитанию проходят в области на протяжении 8 лет, и в этом году работа первой зоны проводится на базе Володарского района. Такие масштабные мероприятия проводятся с целью привлечения как можно большего количества представителей педагогического сообщества. Нам очень важно услышать мнение участников совещаний, установить обратную связь от проводимых мероприятий. Задачи, поставленные правительством, о которых мы говорим, должны прорабатываться на практике, обогащаться передовым опытом работы образовательных учреждений районов. Мы должны знать о том, что удается и над чем предстоит еще серьезно работать.
С гордостью хочу сказать, что правительству Нижегородской области не только удалось полностью сохранить всю систему дополнительного образования, но и держать в этом направлении лидирующие позиции. Мы не закрыли ни одного учреждения дополнительного образования в области. И самое главное – нам удалось сохранить кадры!
В настоящее время перед нами стоит важный вопрос перехода на новое качество дополнительного образования, причем именно на развитие технического мышления, потому что наша страна с каждым годом уверенно движется именно в этом направлении. И мы через систему дополнительного образования должны проводить профориентационную линию, давая возможность подрастающему поколению работать в современных лабораториях, проводить исследовательские мероприятия, заниматься робототехникой и внедрять в жизнь новые инновационные программы. Нам есть над чем работать, нам просто необходимо двигаться вперед! И в этой работе семинары-совещания оказывают неоценимую помощь.
Итак, о работе творческих площадок...
Площадка №1. За "круглым столом" собрались руководители органов, осуществляющих управление в сфере образования, обсуждавшие вопросы обновления содержания программ дополнительного образования в рамках приоритетного направления "Доступное дополнительное образование для детей", формирования единого воспитательного пространства как на уровне региона, так и на примере муниципального района.
Большое внимание было уделено вопросам, связанным с повышением квалификации педагогических работников, внедрением профессионального стандарта педагога дополнительного образования, а также доступности дополнительного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Площадка №2. Серьезный и обстоятельный разговор шел о системном подходе в работе по развитию технического творчества, естественно-научной деятельности в образовательных организациях. Эту тему в своих выступлениях поднимали заместитель директора ГБУ ДО ЦРТДиЮ Нижегородской области М. В. Лупандина, её коллега – педагог-организатор А. А. Лекомцева и другие участники площадки. Выступление по актуальной теме продолжила директор Дома детского творчества Володарского района В. А. Аверина, которая рассказала о реализации потребностей обучающихся в творческих объединениях технической направленности. Участники совещания посетили мастер-класс по авиамоделированию, который продемонстрировал руководитель детского объединения "Авиамоделирование" А. Е. Чалков.
Надо сказать, что на всех творческих площадках тон в работе задавали представители принимающей стороны – педагоги дополнительного образования Володарского района.
Площадка №3. Коллеги-педагоги активно обсуждали практико-ориентированные формы работы с участниками воспитательного процесса как условие формирования и социализации личности ребенка.
Прозвучали интересные выступления по военно-патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Богатый опыт наработан в этом направлении педагогами нашего района, о чем участникам совещания рассказала учитель ОБЖ володарской школы №10 Э. Д. Чиркова.
На площадке был продемонстрирован мастер-класс "Если не мы, то кто?", подготовленный участниками профильных отрядов школы "Юный друг пожарных "Огонек", "Юный инспектор движения "Светофор" и "Юнармия".
Также был показан фрагмент занятия в рамках ведения курса внеурочной деятельности "Дорогою открытий и добра", подготовленный учащимися начальной школы №12 п. Ильиногорск.
Площадка №4. Много полезной информации получили от педагогов Володарского района участники совещания о системе дополнительного образования как важнейшем ресурсе в достижении гражданско-патриотического развития личности ребенка. Данную тему раскрыла директор школы №3 Е. И. Балашова.
С докладом о формировании гражданской позиции, патриотичности и социальной активности школьников выступила ведущий специалист Отдела культуры, спорта и молодежной политики О. Н. Фокина, которая отметила важность районного волонтерского движения в социо-культурном проектировании.
В рамках работы данной площадки также прошли мастер-классы "Комсомольская юность моей малой родины" и "Виртуальное путешествие по Светлым озерам", где главными участниками стали воспитанники кружков "Юный корреспондент", "Фото. Видео. Графика" из школы №3 и кружка "Юный эколог" из школы №5.
Площадка №5. Основные направления деятельности по формированию ценностей здорового образа жизни детей и молодежи также были представлены педагогами дополнительного образования Володарского района. С докладами по данной теме выступили заместитель начальника Отдела культуры, спорта и молодежной политики администрации Володарского района С. Н. Смирнов и директор ФОК "Триумф" И. И. Гончарова.
Учитель физкультуры школы №12 А. Н. Смирнов поделился опытом подготовки чемпионов России по женскому мини-футболу в рамках реализации проекта Российского футбольного союза "Мини-футбол – в школу".
С большим вниманием участники творческой площадки прослушали и выступление учителя физкультуры школы №9 С. И. Клименко, который рассказал, что изменилось в школе после участия образовательной организации в федеральной программе "Создание условий для занятий физической культурой и спортом в образовательных организациях, расположенных в сельской местности". Представленные на площадке мастер-классы по кикбоксингу и греко-римской борьбе раскрыли секреты профессиональной подготовки одаренных спортсменов.
Площадка №6. Тема площадки была посвящена формированию единой профилактической среды в образовательной организации. Ведущий специалист сектора общего и дополнительного образования Отдела образования района О. О. Лысова рассказала об использовании современных образовательных технологий в работе дошкольных учреждений района.
Тему продолжила заместитель директора по воспитательной работе школы №3 Н. А. Ватулина, выступившая с докладом о профилактике асоциального поведения в системе воспитательной работы образовательной организации. Участники творческой площадки отметили положительный опыт работы педагогов Володарского района, познакомившись с мастер-классом "Использование игровых методов профилактики асоциального поведения среди школьников".
Фрагмент военно-патриотической игры "Мальчиш-Кибальчиш" покорил собравшихся, показал, как сегодняшние дошколята любят свою малую родину и готовы ее защищать.
Площадка №7. Работа творческой площадки была посвящена теме обеспечения качества и доступности дополнительного образования детей. Надо заметить, что доступность дополнительного образования является приоритетным проектом, одно из условий которого – создание безбарьерной среды.
Очень удачным и поучительным в этом направлении стал мастер-класс по реализации программы внеурочной деятельности "РОСТок", на котором был продемонстрирован фрагмент занятия с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Заместитель начальника Отдела образования О. В. Павлова рассказала собравшимся о районном опыте создания доступной среды в образовательных учреждениях. Опытом работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья также поделилась педагог-психолог школы №3 О. А. Вилкова.
Забегая вперед, скажем, что опыт работы педагогов Володарского района был оценен по достоинству, отмечены проекты и авторские программы в системе дополнительного образования, которые способны его развивать.
Зональный семинар-совещание продолжился пленарным заседанием. Открыли его представители министерства образования Нижегородской области – начальник Управления гражданского-патриотического воспитания и социально-правовой защиты детей Н. А. Поляшова, начальник отдела по вопросам дополнительного образования и воспитания Г. Ю. Охотникова и заведующая кафедрой теории и практики воспитания и дополнительного образования "Нижегородского института развития образования", доктор педагогических наук, доцент С. А. Фадеева, которые рассказали о состоянии и перспективах развития воспитания и дополнительного образования в регионе, рассмотрели приоритетные направления и обозначили пути решения проблем по формированию единого воспитательного пространства.
Обсуждение темы в своих выступлениях продолжили заместитель главы администрации Володарского района – начальник управления образования, культуры, спорта и молодежной политики администрации Володарского района Д. В. Михайленко и начальник управления образования и социально-правовой защиты детства администрации Балахнинского муниципального района Е. И. Сугакова.
В завершении пленарной части Н. А. Поляшова нацелила участников зональной встречи на дальнейшее выполнение концепции развития воспитательной системы образовательных организаций как в Володарском районе, так и в регионе в целом.