В канун нового учебного года мы встретились с начальником Управления образования администрации Володарского муниципального района Н. Г. Соловьевой, чтобы задать актуальные вопросы.
– Наталья Геннадьевна, на ежегодной августовской конференции по традиции обсуждают основные направления развития образовательной системы. О чём разговор в этом году?
– Конференция этого года посвящена реализации национальных проектов в сфере образования. 23 августа на областном образовательном форуме мы говорили о реализации национальных проектов на региональном уровне, то на районной конференции обсуждается реализация этих проектов на уровне Володарского муниципального района.
Наш район включился в реализацию всех национальных проектов, несмотря на то, что грантовую поддержку мы получили только в реализации одного проекта под названием "Точка роста". Поэтому на августовской конференции в центре внимания реализация национального проекта "Успех каждого ребенка", а также деятельность по таким направлениям как "Поддержка семей, имеющих детей" и реализация большого проекта под названием "Цифровая школа".
Одной из главных задач в начале нового учебного года будет запуск Центра гуманитарного и цифрового профилей "Точка роста", который организуется на базе сельского образовательного учреждения Гимназия №1 в поселке Мулино. 20 сентября мы планируем открытие этого Центра.
В "Точке роста" предполагается реализация дополнительных образовательных программ, а также программ по технологии, математике и информатике, физической культуре и основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ). Предстоит также начать работу по формированию у учащихся навыков проектной деятельности и освоению шахмат. Все это будет осуществляться в двух больших кабинетах, которые расположились на базе кабинета информатики и большого библиотечного центра Гимназии.
Проведенный ремонт в помещениях позволяет разместить в этих двух кабинетах специальное оборудование, которое централизованно закупило министерство образования, науки и молодежной политики Нижегородской области и передает нам в бессрочное пользование. Надеюсь, это позволит эффективнее развивать в детях новые современные компетенции, являющиеся обязательным условием для качественного образования.
Мы должны этот Центр позиционировать, как Центр сетевого взаимодействия, потому что все учащиеся образовательных учреждений района могут посещать "Точку роста", выбрав образовательную программу, как говорится, по душе. Центр будет функционировать в пробном режиме, так как в программе развития образования до 2024 года предполагается открытие таких же "Точек роста" на базе еще пяти школ нашего района.
– Изменилась ли сеть образовательных организаций в нашем районе? На каком уровне обеспечивается доступность дошкольного образования?
– Сеть образовательных организаций осталась без изменений. Будем работать в том составе, что и в прошлом учебном году. В районе 32 образовательных учреждения. Из них 13 общеобразовательных школ, два учреждения дополнительного образования и 17 детских садов.
Доступность дошкольного образования на сегодняшний день осуществляется следующим образом: кроме существующих групп на базе 17 детских садов района начали открываться дополнительные группы для детей младшего дошкольного возраста, начиная от одного года до двух с половиной лет.
Такие группы уже открыты в детском саду №2 поселка Новосмолинский и №14 города Володарск. Планируется открытие таких групп и на базе детского сада №7 сельского поселения Мулино.
– Читателям "Знамени" наверняка будет интересно узнать, сколько в этом году сядет за парты первоклассников? Когда пройдет пробный день? Чему будет посвящен День знаний?
– Первое сентября в этом календарном году приходится на воскресенье, поэтому все торжественные мероприятия начнутся в понедельник, 2 сентября. За парты в первом классе во всех образовательных учреждениях района сядет около 500 первоклассников и первый урок будет посвящен будущему юбилею нашего любимого города Нижний Новгород, а также безопасности обучающихся во всех школах.
– Наталья Геннадьевна, дополнительное образование детей является одним из приоритетных проектов в сфере образования, как в районе оно будет развиваться? Какие задачи ставятся в новом учебном году?
– В прошлом году на конференции мы говорили, что дополнительное образование будет претерпевать некоторые изменения. К началу этого учебного года можем констатировать: перемены есть! И они ощутимы.
Дополнительное образование модернизируется с учетом современных требований, которые сейчас предъявляются к общеобразовательным программам дополнительного образования детей и взрослых. В апреле, в частности, одно из наших учреждений дополнительного образования - Володарский Дом детского творчества – стал опорным муниципальным центром по реализации дополнительных образовательных программ. По всей России, в рамках национального проекта "Успех каждого ребенка", такие центры созданы в каждом регионе и в каждом муниципальном образовании, Есть теперь такой и у нас.
На базе этого центра проведена инвентаризация всех дополнительных образовательных программ всех учреждений. Причем, не только сферы образования, но и культуры, спорта, а также частных организаций, которые могут или уже оказывают такие услуги по дополнительному образованию, как детей, так и взрослых. Инвентаризация помогла наполнить Навигатор дополнительного образования
– Навигатор? Можно уточнить, что подразумевается под этим термином?
– Это такой информационный портал, в котором содержится максимально полная информация о кружках, секциях и других объединений дополнительного образования детей со сведениями о реализующихся в них образовательных программах. Занимается этим Дом детского творчества, который возглавляет с мая текущего года новый руководитель – Мария Валерьевна Ракова.
Задача этого портала – иметь полную оперативную информацию по всем интересующим вопросам. Как то: сведения о кадрах, расписания. Навигатор заработает со 2 сентября. Родителям предоставлена возможность электронного дистанционного выбора и записи в кружки и секции. В этом году работа будет вестись в тестовом режиме и осуществляться на базе Дома детского творчества.
Это не значит, что прекратилась привычная форма записи в кружки и секции для наших детей и их родителей. Это значит, что мы на сегодняшний день опробуем новую схему записи в объединения дополнительного образования для того, чтобы уже с 2021 года перейти из тестового режима в режим функционирования, а также изучить спрос родителей и детей на те необходимые и интересующие их программы дополнительного образования, которые мы и будем внедрять в будущем.
Если говорить о дополнительном образовании детей, то ключевым в новом учебном году станет еще и освоение модели персонифицированного финансирования дополнительного образования. За первые четыре месяца нового учебного года мы попробуем ввести электронные виртуальные денежные сертификаты на оплату услуг дополнительного образования и тех программ, которые выберут родители в Навигаторе. Это необходимо для того, чтобы наш район правильно формировал бюджет на будущий 2019-2020 учебный год и последующие годы.
На особом контроле работа с семьями, имеющими детей в возрасте до трех лет. Министерство перед нами ставит задачу поддерживать такие семьи, проводить консультации, тренинги, индивидуальные беседы и многое другое. Цель – повысить компетентность родителей в вопросах образования и воспитания.
– Какова обеспеченность наших школ педагогическими кадрами? Есть ли проблемы с привлечением молодых специалистов в район?
– На сегодняшний день и в школах, и в детских садах у нас работает около 500 педагогических работников. Но проблема с кадрами существует – на 25 августа в образовательных организациях района есть 18 вакансий на педагогические должности. В основном, мы испытываем затруднения в подборе кадров на такие образовательные области, как математика, русский язык и литература, физика. Нам не хватает учителей начальных классов и воспитателей в детских садах.
Однако не всё безнадежно. Министерство образования, науки и молодежной политики Нижегородской области отвечает нашим запросам. Область активно включилась в решение вопросов по комплексной поддержке специалистов на селе и уже сегодня в министерстве принимаются заявки на участие и конкурсный отбор в программах "Поддержка молодых специалистов" и "Земский учитель". Эти программы помогут привлечь молодых специалистов для работы в сельских поселениях, в том числе и рабочих поселках, предоставив им возможность приобрести жильё. Это может быть вторичное жилье, получение денежного возмещения на строительство или покупку готового деревенского дома или льготное ипотечное кредитование. Претенденты на получение такой поддержки должны иметь высшее образование, обязанность отработать в школе не менее 7 лет.
Миллион рублей по программе "Земский учитель" будет вручаться еще и по дополнительным критериям (возрастного ценза по специалистам в данный момент не установлено). То есть, к нам на работу могут приехать педагоги из других районов. За это могут получить дополнительные баллы к отбору, чтобы стать участниками этого конкурсного отбора на вакантные должности.
Конечно, будет учитываться имеющийся опыт работы, квалификационная категория, возможность совмещать учебные предметы. На селе часто у педагога бывает недостаточно часов для нагрузки на какой-то один предмет, поэтому приоритет будет отдаваться учителям математики, которые могут вести уроки физики или информатики, информационно-коммуникативным технологиям, а также связанные с этими предметами факультативные дополнительные, индивидуально-групповые занятия. А это значит, что у претендентов на работу должны быть пройдены курсы или осуществлена переподготовка на другую образовательную область. Мы будем с министерством согласовывать эти вакансии, до нас доведут желаемое количество педагогов и их характеристики в профессиональном плане, а также возможность принятия учителей на работу.
Кстати, наши близлежащие образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования также обращаются к нам по поводу трудоустройства своих выпускников. В частности, Дзержинского педагогического колледжа и Мининского педагогического университета. На данный момент известно, например, что школа №4 поселка Юганец и школа №12 поселка Ильиногорск примут к себе выпускников вышеперечисленных заведениях, по нашему целевому направлению.
– Наталья Геннадьевна, требования к учителям изменились?
– Требования остались прежними: учителя должны иметь профессиональное образование на уровне среднего или высшего профессионального. Мы очень рады, когда к нам приходят молодые учителя из педагогических династий. Это особая когорта людей, которые не мыслят своей жизни без педагогики и наследуют лучшие традиции и ценности педагогической жизни. Мы рады встречать педагогов-мужчин, которые становятся для ребят особыми наставниками-педагогами.
– На Ваш взгляд, профессия педагога в настоящее время остается престижной?
– Я бы сказала так: было время, когда престиж учительской профессии был существенно занижен в обществе. Но на сегодняшний день правительство Российской Федерации, а также министерство образования, науки и молодежной политики Нижегородской области, в частности, делают все для того, чтобы престиж педагогических специальностей возрастал и об этом мы имеем большое подтверждение.
По выполнению указов Президента о среднемесячной заработной плате не ниже 31 тысячи рублей, начиная с 1 сентября 2019 года, о грантовых поддержках молодых педагогов, которые хотели бы получить свое собственное жилье, а также отпуск в 56 дней (всегда в летний период времени) – это хорошая поддержка для педагога. Поэтому авторитет учительского труда только возрастает.
– Но вернемся к образовательному процессу. Для получения качественного образования большое значение имеет состояние материально-технической базы образовательных организаций. Что было сделано для этого в школах района при подготовке к новому учебному году?
– Чтобы подготовить все образовательные учреждения к достойному функционированию в новом учебном году, проведена серьезная работа. Из бюджетов разных уровней выделено более 18 млн. рублей. Это деньги, выделенные на капитальный ремонт школы №8 и школы №10, в которых отремонтированы бассейн и кровля, а также средства на текущий ремонт образовательных организаций.
Земское собрание Володарского муниципального района 27 марта приняло решение о выделении почти двух миллионов рублей на выполнение текущего ремонта в 11 образовательных учреждениях, начиная с частичного ремонта кровель образовательных организаций и заканчивая выполнением всех требований, которые предъявляют нам контролирующие организации.
Например, переоборудование раздевалок и душевых в школе №2 поселка Решетиха. Очень много средств мы реализовали по противопожарной безопасности в школах и детских садах, заряжая старые или приобретая новые огнетушители. Ежемесячно обслуживаются системы автоматизированной пожарной сигнализации.
Мы предусмотрели работы по антитеррористической защищенности образовательных организаций. На 5 млн. рублей были приобретены учебники и учебные пособия для детей, которые переходят на образовательную программу по федеральным государственным образовательным стандартам основного общего образования, выделили порядка 708 тысяч рублей на специальное оборудование для проведения единых государственных экзаменов по 11 предметам. Это оборудование также может использоваться образовательными учреждениями в новом учебном году.
– Как обстоят дела со школьным транспортом?
– Во всех 13 общеобразовательных школах есть в оперативном управлении какое-либо транспортное средство. На сегодняшний день из 13 школ в ежедневном подвозе обучающихся нуждаются 7 школ. Это значит, что каждое утро за детьми, проживающими в Золино, Талашманово, Мячково, Мулино, Дева, Старково отправляются школьные автобусы, которые доставляют ребят к месту учебы и после уроков обратно домой. Остальные школы пользуются школьным транспортом в целях организации внеурочных или другой воспитательной работы и во вторую половину дня на школьном транспорте будут посещать ФОК "Триумф" или выезжать на спортивные соревнования,предметные олимпиады и другие внеклассные мероприятия, которые проводятся в соседних образовательных организациях.
В прошлом учебном году в школы №5, №11 и №8 поступили новые транспортные средства, закупленные из федерального бюджета. Поэтому ученики поселков Центральный, Ильино и Новосмолинский будут доставляться на новых автобусах. Школа №1 города Володарск приобрела школьный автобус по лизингу, взамен устаревшего автобуса.
– Что можно сообщить родителям школьников об организации горячего питания?
– Из 13 общеобразовательных школ района, 12 заключили договора на организацию горячего питания с бюджетным учреждением "Сервисный центр" Володарского муниципального района и одно учреждение - это Гимназия №1 осуществляет организацию горячего питания школьников самостоятельно, работая на внебюджетной основе. Надо отметить, что мы три года подряд не поднимали стоимость завтраков, обедов и полдников в общеобразовательных школах. Но, к сожалению, повышение цен на некоторые продукты вынуждает нас с нового учебного года изменить стоимость питания, увеличив каждое на пять рублей по сравнению с прошлым учебным годом. Таким образом, будем выполнять нормативы, стараться соблюдать цикличное меню и предоставлять детям качественное горячее питание.
– Наталья Геннадьевна, чтобы Вы пожелали учительскому сообществу, родителям и детям в канун нового учебного года?
– Во-первых, хочу поздравить всех с наступающим новым учебным годом. Во-вторых, хотелось бы пожелать родителям быть внимательнее к своим детям, прислушиваться к их мнению, быть не только строгими судьями детей, но и верными помощниками. Всем педагогам – проявить свой профессионализм в основной деятельности и, конечно же, быть активными участниками в реализации всех национальных проектов. Ну, а ребятам желаю прочных знаний, хороших оценок и творческих успехов.