Рефреном на чтениях звучала тема, которая определена чётко и ёмко: "Молодёжь: свобода и ответственность". Организаторами районных Рождественских образовательных чтений выступили Благовещенское благочиние и Управление образования Володарского района.
Учащиеся школ района, учителя, родители, священнослужители, ветераны интернациональных конфликтов собрались для обсуждения актуальных проблем времени.
Тон был задан короткометражной кинолентой о юном современнике, рассуждающем на фоне документальных кинокадров, запечатлевших жесточайшие бои, в огне которых сгорали города, гибли воины, мирные жители: "Я задаю себе вопрос, а что было бы, родись я раньше? Смог бы я взять оружие и идти вперёд сквозь этот огонь, эту людскую боль, которую принёс фашист на мою родную землю, развязав самую жестокую войну, вперёд, к Победе?".
Вглядываясь в документальные кадры, юноша видит идущего ему навстречу ветерана войны с многочисленными орденами и медалями на груди. Кто-то обнимает ветерана, кто-то в многолюдной толпе неловко задевает почтенного возраста защитника Отечества. Ветеран и юноша улыбаются друг другу… Звучит песня "День Победы".
Юноша заключает: "Как здорово, что я живу в этой стране! Как круто, что я успею сказать спасибо победителю, заглянуть в его глаза!"
Кажется, именно эта встреча и даёт ответ на вопрос молодого россиянина – человека нынешних дней. Благодарен, помнит, если понадобится, встанет в ряды защитников Родины. И передаст эту память и свои умозаключения об ответственности за судьбу страны следующему поколению.
Мудрые ответы на вопросы молодых даны в приветственном обращении епископа Выксунского и Павловского Варнавы, которое огласил при открытии чтений Благочинный, настоятель храма Архистратига Михаила Архангела протоиерей Алексий Шлячков.
Что такое война, как защищали Русь, Россию, страну свою Александр Невский, Андрей Первозванный, как отстояли родную землю воины советской Армии в самой суровой войне ХХ столетия.
"Одержана славная победа в Великой Отечественной войне, – говорится в приветствии Варнавы, – но мы помним, какой ценой она была достигнута. В конце ХХ века вновь наступил период потрясений, причины которого кроются не только в экономической, а прежде всего в сфере духовной. Мы должны вернуться к ценностям святой Руси – не просто возводить храмы, а наполнять наши души верой, стремиться к таким добродетелям, как милосердие, кротость, уважение к старшим, к тем, кто в суровое время защищает страну и народ свой".
Война ушла в прошлое. Но это история Родины. Нынешнее молодое поколение – это связующее звено поколений прошлого и будущего. Ему следует знать свои корни, традиции своего народа, проникнуться ответственностью за передачу памяти опыта прошлого своим потомкам. Эти постулаты звучали в докладах заместителя руководителя Управления образования О. В. Павловой, священнослужителя А. Б. Шлячкова.
Отрадно, что этими мыслями было пронизано выступление школьницы Екатерины Полежаевой из посёлка Юганец. Она рассказала об участии активистов поисковой работы, выявивших 13 участников Великой Отечественной войны. Имена этих юганчан при поддержке местной власти были занесены на мемориальную стелу.
Школьники активно участвуют в марше "Бессмертного полка", ими поддержана акция "Солдатский платок", собранный из 300 солдатских платков с именами юганецких участников войны.
Катя Полежаева с глубоким проникновением в суть темы рассказала о заслугах юганчан в Великой Отечественной войне, проиллюстрировала свой рассказ видеопоказом фотографий воинов-земляков.
Янина Скибо из п. Мулино выступила с не менее интересным сообщением о взаимодействии школы с воинскими частями, об участии в игре "Зарница", об активистах-юнармейцах, о работе школьного музея, об истории Мулинского полигона. Школьница показала отличное владение материалом, умение привлечь внимание слушателей, понимание роли молодёжи в сохранении и передаче памяти о поколении победителей младшим своим товарищам.
Армия и народ приближали Победу в Великой Отечественной войне. Не могли стоять в стороне учителя. Они уходили на фронт, сражались, проявляли мужество и героизм, погибали с верой в победу. Те, кто вернулся с войны, самотверженно трудились на ниве образования.
О. В. Павлова рассказала об участниках Великой Отечественной – учителях К. С. Шепелеве, И. Н. Павлючкове, С. И. Горбунове, П. М. Дмитриеве, М. А. Кудрявцеве, Н. К. Халове, А. И. Артюковой, З. С. Даниловой и других. Поведала Ольга Викторовна об одном из своих учителей – бывшем директоре школы №50 В. И. Михайлове, запомнившемся ей добротой и мудростью, любовью к своим предметам – истории и обществоведению, советами об умении делать собственные выводы и быть убедительными в сообщении знаний непосвящённым.
Также она привела примеры того, как работала система образования в годы войны: ни на минуту не останавливали власти работу школ в годы войны и в ходе освобождения оккупированных территорий, указала на ряд важнейших постановлений военного времени, регулирующих деятельность школ, таких как распоряжение Наркомпроса от апреля 1942 года, разрешившего местным органам народного просвещения устанавливать сроки начала и окончания учебных занятий в зависимости от их фактической продолжительности в течение года; постановление Совнаркома СССР "Об устройстве детей, оставшихся без родителей", о введении в программы новой дисциплины "Военное дело"; о специальном постановлении Совнаркома 1943 года "О введении раздельного обучения мальчиков и девочек". Эта мера была обусловлена введением военно-физической подготовки юношей. Такая форма обучения действовала до 1954 года.
В образовательных чтениях выступил председатель Союза Морских пехотинцев Нижегородской области А. С. Грачёв, который рассказал о подвигах товарищей в Афганской и Чеченкой войнах.
"Ваше поколение только по рассказам знает о войне, – отметил А. С. Грачёв. – Пусть так будет и впредь. Но о том, как именно в той, далёкой, суровой войне армия и гражданское население нашей Родины шли к Великой Победе надо знать и помнить, чтить память победителей – наших отцов, дедов и прадедов".
В сообщениях звучала озабоченность состоянием ряда захоронений воинов, в частности, могил лётчиков на гражданском кладбище при храме Благовещения в Володарске. Высказывались мысли об огромном значении в воспитании уважения и почитания памяти павших в борьбе с врагом, братских захоронений в Решетихе, Голышеве, Золино, где находились военные госпитали. К памятникам на братских кладбищах ходят жители поселений в День Победы.
С неподдельным интересом аудитория зала слушала сообщения каждого из выступающих на чтениях. Выводы о роли молодёжи в современном мире, о собственной ответственности за судьбу страны, будущих поколений вытекали из сообщения, напрашивались сами собой.
Минута молчания в память о защитниках Отечества. Метроном отсчитывал секунды вместе с биением сердец участников 11 Рождественских образовательных чтений.
Рождественские чтения завершились. Зал, стоя, слушал церковное песнопение "Достойно есть…" Затем был дан концерт силами творческих коллективов ДК Ильиногорска.