Несмотря на все усилия правоохранительных органов, ведущих, в том числе, разъяснительную работу с гражданами, разработчиков программного обеспечения, работающих над повышением безопасности добросовестных пользователей, банков, защищающих средства своих клиентов, такого рода преступлений меньше не становится.
О том, как не попасться на удочку мошенников, мы побеседовали с заместителем прокурора Володарского района Быковым А. В.
– Александр Викторович, сколько преступлений такого рода было зарегистрировано в Володарском районе в прошлом году и есть ли таковые в этом?
– В 2019 году на территории Володарского района зарегистрировано двадцать преступлений, связанных с хищением денежных средств с банковских карт. В этом году буквально недавно в производство принято уголовное дело по факту мошенничества, в результате которого на одну из жительниц района был оформлен кредит.
– Вроде бы и люди сейчас стали достаточно грамотными и примеров традиционных схем мошенничества мы все знаем немало. Почему же количество таких преступлений остается высоким?
– Стоит, прежде всего, отметить, что злоумышленники, избравшие такой путь отъема денег у граждан, – это высокообразованные люди, которые постоянно учатся, и в ответ на разработки и совершенствование защитных мер ищут пути их обхода.
Но чаще всего мошенники делают ставку на доверчивость граждан, создают критические ситуации, в рамках которых у жертвы нет времени ни подумать, ни остановиться, пытаются заставить принимать скоропалительные решения, разумеется, в свою пользу, но при этом, чтобы жертва воспринимала мошенника, как человека, который действует в её интересах. И какие бы банки не выставляли новые защитные меры от несанкционированного доступа к картам, в подавляющем большинстве случаев граждане сами открывают мошенникам дорогу к своим счетам.
Вот самый распространенный способ, благодаря которому уже сотни граждан по всей стране лишились своих денег: звонок на мобильный телефон, звонивший представляется сотрудником службы безопасности банка и заявляет, что с карты гражданина совершаются подозрительные переводы денежных средств и чтобы их остановить и вернуть уже похищенные деньги, необходимо идентифицировать владельца карты, выяснив одноразовый смс-пароль, который должен поступить на телефон. И пароль действительно приходит.
И ничего в этом удивительного нет – готовясь к атаке, злоумышленники уже получили необходимый набор персональных данных потенциальной жертвы и все, чего им не хватает, чтобы добраться до денег на карте – это одноразовый пароль, который приходит в смс-сообщении от банка.
Получив его, они входят в онлайн-систему и похищают средства. Поэтому не зря вместе с паролем от банка всегда приходит предостережение: никому не сообщайте пароль! Никому! Ведь настоящий сотрудник банка никогда не будет звонить владельцу карты, и тем более запрашивать ПИН-код или одноразовый пароль. Пароли генерирует система в том числе и для того, чтобы предотвратить преступления со стороны самих сотрудников банков.
– Что делать, если такой звонок поступил?
– Первое, прервать разговор. Самостоятельно обратиться или перезвонить в банк по номеру, указанному на оборотной стороне карты, и уже у действительного сотрудника банка попытаться выяснить, что происходит. Скорее всего, вам предложат заблокировать карту, но при этом не спросят никаких секретных данных – ПИН-код, трехзначный СVV-код, указанный на оборотной стороне, не будут высылать одноразовый пароль.
Лишиться своих средств можно и оплачивая товары или услуги через Интернет. Поэтому прежде чем проводить оплату, стоит внимательно изучить сайт, убедиться в том, что он, если это известный сайт, подлинный, а соединение защищено, ведь в противном случае все данные, которые вы будете сообщать, окажутся в открытом доступе.
Необходимо проверить все в том же Интернете информацию о сайте или продавце услуг. Если это ресурсы недобросовестные, то в подавляющем большинстве случаев такая информация уже выложена и обсуждается пострадавшими пользователями. А для оплаты через Интернет лучше вообще завести отдельную карту, и пополнять её по мере необходимости.
Никогда не стоит предоставлять свои персональные данные в социальных сетях – не факт, что на другом конце вместо друга или близкого человека не сидит злоумышленник, который взломал их страницу и от их имени ведет общение.
Таким же образом от имени знакомых могут срочно попросить перевести деньги, так как случилась какая-то форс-мажорная ситуация. Чтобы исключить обман, хотя бы стоит спросить что-то известное только вам двоим в переписке или позвонить на телефон этого человека. Как правило, все это делается, но уже когда деньги уходят в неизвестном направлении.
Еще один распространенный способ мошенничества – "ошибочный" перевод денег на карту, после чего раздается звонок и человек просит вернуть их, перечислив на другой счет. Мошенник действительно переводит деньги на карту. Но вы-то не знаете, что скрывается за этими действиями, и если переведете деньги, ваш счет могут заблокировать по подозрению в мошеннических операциях как соучастника преступления, за которое предусмотрена уголовная ответственность.
Что делать? Если человек действительно ошибся, он может обратиться в отделение банка и отменить перевод. Если же перевести деньги на другой счет просят очень настойчиво и под разными предлогами уклоняются от самостоятельного решения вопроса, это повод обратиться в службу безопасности банка.
Не стоит и просто оставлять деньги у себя, так как правоохранительные органы усиленно борются с такими преступлениями, поэтому вы, как промежуточное звено цепочки, неизбежно будете проверены на соучастие в преступлении. О поступлении подозрительного перевода следует сообщить в банк и правоохранительные органы.
Имеет место и так называемое каскадное мошенничество, когда оплатив какую-то услугу, но не получив ее, гражданин требует вернуть свои деньги, а его просят перекинуть еще некую сумму, якобы для того, чтобы убедиться, что это действительно тот человек, и тогда все деньги сразу будут возвращены. Это – стопроцентное мошенничество.
Таким же образом действует схема с внезапным крупным выигрышем в какую-нибудь лотерею. Если такое происходит, нужно обращаться в полицию пока злоумышленники идут на контакт. Как только обманутый сообщает злоумышленнику, что он обратится в полицию, номер становится недоступен и найти преступников тогда практически невозможно.
Ведь надо учитывать, что современные средства коммуникации позволяют вступать в контакты из любой точки земного шара. И злоумышленники не работают только с одним человеком, а одновременно "обрабатывают" десятки и сотни граждан – сто человек откажут, сто первый попадется на удочку.
– Александр Викторович, если с картами понятно, то как же защитить себя в Интернет-пространстве?
– Во-первых, нельзя пренебрегать программами, обеспечивающими безопасность от взлома – антивирусной защитой. Меняйте пароли электронной почты, они не должны быть простыми и легко подбираемыми, например, состоящими из имени, даты рождения владельца. Всегда, как я уже сказал, стоит тщательно проверять подлинность и добросовестность агрегаторов, если собираетесь приобрести какой-то товар или услугу. А совершая какие-либо финансовые операции с помощью электронной почты, подтверждайте свои действия по телефону. Помните, что за вами могут наблюдать мошенники.
Никогда не размещайте на Интернет-сайтах и не сообщайте по телефону свои персональные данные: паспорта, банковские реквизиты – вы же не можете точно знать, кто вам звонит: сотрудник банка, предлагающий выгодный кредит или злоумышленник. Но если сотрудник банка, у которого и так есть ваши персональные данные, спрашивает у вас номер паспорта, следует задуматься, зачем ему это надо...
Главное, что надо всегда помнить – наша электронная безопасность в первую очередь в наших руках.