Именно 28 апреля 1898 года в Москве появились первые организованные станции СМП и первая пара карет для перевозки пациентов. И вот спустя 122 года одна из сложнейших служб сферы здравоохранения "награждена" своим профессиональным именным Днём. Как иронично прокомментировали острословы, "не было бы счастья, да несчастье помогло", – имея в виду подписание соответствующего Указа как раз в самый разгар пандемии, когда работа в экстремальных условиях показала, кто есть кто.
Следуя устоявшимся редакционным традициям – знакомить читателей газеты с "именинниками" в канун праздника, мы обратились к Ольге КОКУРИНОЙ – старшему фельдшеру Володарской СМП с просьбой рассказать о буднях этой службы в нашем районе.
– Ольга Сергеевна! Что из себя нынче представляет наша "Скорая" и насколько она скорая?
– Скорая медицинская помощь Володарского района располагает двумя подстанциями. Одна из них, главная, находится в Ильиногорске по адресу улица Больничная, дом 8, а другая подстанция базируется в Володарске на улице Первомайская, дом 22.
Пункт приема и передачи вызовов выездным бригадам размещается на главной подстанции. Диспетчерская оснащена одним автоматизированным рабочим местом, подключенным к системе ЕДДС. Прием вызовов осуществляется также и через стационарные телефоны, ведется аудиозапись всех телефонных звонков. Соответственно, каждая машина скорой помощи подключена к современной российской глобальной навигационной системе ГЛОНАСС, которая позволяет точно отслеживать, где находится та или иная наша машина. Также существует информационный обмен скорой медицинской помощи с МЧС, полицией, медициной катастроф – в случае чрезвычайных ситуаций.
Ежедневно на линию выходят работать четыре общепрофильные бригады скорой помощи, с местом дислокации в Володарске – два автомобиля и в посёлке Ильиногорск – два автомобиля. Автомобили класса Б, оснащены всей необходимой современной аппаратурой для оказания квалифицированной скорой медицинской помощи в той или иной ситуации, будь то реанимационные действия, ДТП, роды и т.д. Чемодан скорой помощи полностью укомплектован медицинскими препаратами, также как и автомобили – в соответствии с существующими нормативами.
В состав каждой бригады входят два фельдшера и водитель. Прием вызовов от диспетчера осуществляют при помощи планшетов и сотовых телефонов. На данный момент проводится работа по подключению каждой выездной бригады к ретрансляции вызовов. Вот так, если коротко, выглядит наш "арсенал".
– Сколько вызовов получаете в смену?
– В среднем бывает 80-90 вызовов в сутки, зависит от сезона. Количество ДТП, в частности, во многом зависит от времени года. Больше, естественно, их бывает в зимний период, а так в среднем – вызовов 80 в год. В период пандемии количество вызовов скорой помощи возросло в разы. Сейчас по количеству на первом месте вызовы, связанные с COVID-19 – это вирусные пневмонии, ОРВИ. На втором месте – заболевания сердечно-сосудистой системы, хронические заболевания живота. Далее по статистике идут экстренные вызовы – травмы, ранения, несчастные случаи, ДТП…
– Расскажите об особенностях работы вашего подразделения применительно конкретно к условиям работы именно в нашем районе. Что сказывается на продуктивной работе?
– В Володарском районе проживает около 44 тысяч человек местного населения, а также около 9 тысяч из числа военнослужащих и членов их семей. И каждый, безусловно, вправе рассчитывать на нашу своевременную помощь. Так что стараемся использовать весь ресурс, чтобы соответствовать ожиданиям.
Что касается специфики работы скорой помощи в нашем районе, то, прежде всего, следует отметить географию расположения населенных пунктов. Протяженность района – около 40 километров из конца в конец. Это немало! Есть и особо отдаленные населенные пункты, такие как Соловьево, Щелапино, Дубки, Старая Сейма, которые в период паводка попадают в зону затопления и подтопления с изоляцией из-за затруднения движения на отдельных участках дорог. Это, несомненно, сказывается при оказании помощи, когда требуется немедленная эвакуация больного с места оказания помощи в ту или иную медицинскую организацию.
– Куда обычно отвозите пациентов, когда требуется госпитализация?
– Чаще всего в Ильиногорскую больницу. Ну а сейчас и в Дзержинск, Нижний Новгород, Кстово, Богородск – в соответствии с планом маршрутизации. Это связано с начавшейся в прошлом году и еще не закончившейся до сих пор пандемией.
– Для работы в этот напряженный период сформированы специальные бригады?
– Нет. В период пандемии любая из бригад может подъехать и оказать медицинскую помощь по части новой коронавирусной инфекции или подозрением на нее, а также госпитализировать больного в стационар, если это необходимо.
В среднем на каждый вызов с медицинской эвакуацией затрачивается 3-4 часа, а то и больше. Так что если учесть отдаленные населенные пункты Володарского района, то можно представить наши проблемы....
– Ольга Сергеевна, а часто ли регистрируются ложные вызовы "неотложки"?
– Да, бывают, как мы говорим, безрезультатные вызовы, которые, к сожалению, отнимают немало времени у бригад скорой помощи. В прошлом году их было, по-моему, 460. Представляете?! Вот как бы донести до земляков, что пока квалифицированные медработники отвлекаются на такие "шутки", они могут не успеть к тому, кто действительно умирает? И это, поверьте, не громкие слова! К большому сожалению, бывают вызовы с летальными исходами как раз из-за того, что "Скорая" не успевает вовремя подъехать и оказать помощь. Причины и выводы таких ургентных вызовов можно сделать по вышесказанному.
– Когда сталкиваетесь со смертью, бывает страшно?
– Каждый " плохой", как мы говорим, вызов оставляет свой след, чувство сожаления, что не смогли спасти человеческую жизнь. Но, как любил говорить один из великих врачей, повторяя известное изречение Данте Алигьери, "чтоб душа была тверда – страх не должен подавать совета...". Такие горькие моменты, увы, бывают в нашей непростой работе, но это РАБОТА.
– Есть мнение, что при таких вот психологических нагрузках люди как бы черствеют. Верно?
– Мы с коллегами как-то обсуждали этот момент. И наш ответ таков: ни в коем случае нельзя черстветь! С полной ответственностью могу заявить, что фельдшер на скорой, если он, конечно, настоящий фельдшер, должен обладать такими человеческими качествами как доброта, сострадание, милосердие, желание прийти на помощь. Он должен быть хорошим психологом, должен выдерживать с достоинством экзамен на стрессоустойчивость. Иначе у нас не задержишься!
Мы работаем в команде, друг друга поддерживаем, друг у друга учимся. В составе отделения скорой медицинской помощи Володарского района 26 фельдшеров, 18 водителей и 4 диспетчера. У всех разный стаж работы, разный опыт и подход к работе. Но, несомненно, объединяет всех верность профессии и желание приносить пользу людям.
– Но что же тогда в этой работе так привлекает?
– Многое. Например, рабочий день, который никогда не повторится. Каждый день – это испытание характера, знаний, умения общаться. В работе нас привлекает результат оказанной людям медицинской помощи. А что мотивирует? Благодарность людей. Мне лично приятно осознавать, что я могу помочь человеку облегчить его состояние. Это для меня многое значит, я чувствую важность и значимость своей профессии. Я очень рада, что не ошиблась в своем выборе. И в нашем коллективе многие так скажут, потому что по-настоящему любят свою работу, пришли сюда не случайно, а потому, что именно такую цель перед собой и ставили.
– Смелые. Не боятся трудностей... А вот легенды, например, ходят о внушительном весе оранжевого чемоданчика с медикаментами. Килограммов десять, поди, приходится носить? И эти трудности фельдшеров не пугают?
– О! Вес чемоданчика это цветочки. Нередко встречаются "весомые" пациенты, которых даже на носилки не уложишь. Вот это уже проблема так проблема – погрузить на носилки больного с большой массой тела, когда некому помочь.
Ну а другие сложности, так это уже по убывающей… Тревожно, например, работается бригаде, когда в отдаленном населенном пункте есть вероятность застрять машине скорой помощи и не успеть вовремя оказать неотложную помощь. Страшно приезжать на криминальные и пьяные вызовы в так называемые притоны. Не прибавляет спокойствия ситуация, когда после выставленного диагноза больному срочно требуется госпитализация в стационар, а он осознанно отказывается от нее. А ведь в случае чего, ответственность ложится на нашего сотрудника. Иногда присутствует непонимание между родственниками, самим больными и фельдшером скорой помощи…
Но, как бы там ни было, бригада Скорой всегда должна быть готова к работе в любой ситуации. Ведь каждый, кто обращается в Скорую, априори находится в сложном эмоциональном состоянии. И мы это понимаем, стараемся не срываться, хотя порой обида и злость гложут. Мы ведь тоже люди! В общем, такие вот наши будни.
– Вот бы еще материально полноценно оценивались эти ваши трудовые будни. Сколько, на Ваш взгляд, должны платить работнику Скорой при нынешнем темпе работы?
– Сколько нам должны платить??? Ну и вопрос! Чем больше, тем лучше, конечно! Очевидно же, что работа на Скорой тяжелая и "грязная". Но, замечу, любимая. И все, кто работает на Скорой, надолго связывают свою жизнь с ней. Это от того, что мы все-таки сильные духом люди, с особым складом характера! И, поверьте, как бы нам ни было трудно, рубли не стоят во главе угла. Мы дорожим своим добрым именем, надеемся на лучшее.
– То есть, перспектива есть? Это хорошо. Скажите, а какие перемены в медицине последних лет вы бы отметили, учитывая конкретную практику работы районной СМП?
– За последние годы медицина шагнула далеко вперед в плане оказания медицинской помощи при острых состояниях сердечно-сосудистой системы, будь то острый инфаркт или инсульт, а также при ДТП, родах. Например, благодаря дистанционно-консультативному центру с опытными кардиологами в Нижнем Новгороде можно непосредственно эвакуировать больного с места оказания скорой медицинской помощи с острым инфарктом в 13-ю больницу Нижнего Новгорода на экстренную операцию. При массовых ДТП существует взаимосвязь с медициной катастроф, при которой они могут контролировать эвакуацию при ДТП, если это будет необходимо – могут предложить метод эвакуации "Рандеву", это когда реанимационные автомобили службы медицины катастроф выезжают нам на помощь на сложное ДТП с большим количеством пострадавших, встречают наши автомобили по дороге в травматологический центр, забирая пациентов, и позволяя нашим "скорякам" быстрее вернуться на место ДТП для продолжения эвакуации оставшихся там больных.
Словом, жизнь не стоит не месте. Только успевай учиться и применять современные достижения на практике, что мы, собственно, и делаем.
– Ольга Сергеевна! Мы беседуем в преддверии вашего профессионального праздника. Что бы Вы хотели пожелать коллегам?
– В преддверии праздника желаю своим коллегам всегда и везде успевать вовремя – и по работе, и по жизни. Пусть наша скорая помощь вознаграждается искренней благодарностью, пусть сопутствует всем нам большой успех, добрая слава и невероятная удача. Желаю всем здоровья, крепких сил и нервов, настоящих поступков и побед!