и о том, как не стать жертвами преступников, промышляющих данным видом "деятельности", что, казалось бы, все это прочно должно было отложиться в наших головах и не дать стать жертвами "разнокалиберных" мошенников. Но не тут-то было! Мы снова и снова с упертой настойчивостью попадаемся к ним на удочку, о чем свидетельствует статистика.
Ну а сотрудники правоохранительных органов снова и снова с такой же настойчивостью, не мытьем – так катаньем, продолжают вести профилактическую работу в данном направлении, проводить предупредительные мероприятия, надеясь на то, что мы их все-таки услышим. Так, профилактике мошенничества была посвящена прямая телефонная линия, инициированная Отделом МВД России по Володарскому району.
На эту тему мы решили поговорить с начальником Отдела МВД России по Володарскому району, подполковником полиции Вячеславом КУТЬЕНКОВЫМ.
– Вячеслав Геннадьевич, прошедшая прямая линия была просто плановым мероприятием или того потребовала ситуация с мошенничеством – настолько она серьезна?
– Проблема мошенничества сегодня – актуальнейшая. Причем все больше на первый план выходит так называемое дистанционное мошенничество. Лет пятнадцать-двадцать назад мы даже представить себе не могли, что такое возможно. Потому что тогда в массовом употреблении не было ни сотовых телефонов, ни банковских карт, мало кто знал о существовании интернет-магазинов. Да и вообще удаленное общение тогда еще было не так распространено как сейчас. Но мир не стоит на месте, он развивается и, как это ни печально, вместе с ним, причем весьма оперативно, развивается и преступный мир, подстраивается под реалии времени. Дистанционное мошенничество с использованием информационных и телекоммуникационных технологий – бич нынешнего времени – как раз из разряда таких преступлений. И, как ни грустно говорить, но пока в этом направлении преступность идет несколько впереди нас, правоохранительных органов. Не сегодня так завтра мы с ней обязательно справимся, но пока нашим основным "оружием" против данного вида преступлений является профилактика.
– Но наше население, судя по всему, ей поддается плохо?
– Да, иногда создается впечатление, что наши люди хотят быть обманутыми. Хотя дистанционные мошенники действительно очень изощренные и постоянно придумывают новые схема обмана граждан, они нередко хорошо разбираются в психологии людей, знают, как с ними разговаривать, какие вопросы задавать, чтобы расположить к себе и выведать всю информацию, необходимую для обмана.
Звонят вам, допустим, с номера 900. Вы знаете, что это номер Сбербанка и, ничего не опасаясь, поднимаете трубку. На том конце "провода" уверенный голос, называя вас по имени отчеству, сообщает, что с вашей карты происходит несанкционированное списание денежных средств и для пресечения этих преступных действий нужно срочно идентифицировать вашу личность, а для этого сделать то-то и то-то. Вы ошарашены свалившейся на вас информацией, все ваши мысли направлены на то, чтобы спасти свои деньги, и поэтому судорожно начинаете выполнять все, что вам велит так называемый банковский служащий, а на самом деле преступник. Называете номер карты, а потом и пересылаете обратно пришедший вам смс-код. Таким образом, вы сами открываете мошенникам доступ к своему личному кабинету в онлайн-банке, где имеются сведения не только о ваших картах, но и кредитках, счетах и всем остальном, и в итоге остаетесь без денежных средств, с огромными кредитами, которые никогда не брали…
– Но, извините, вы же сами сказали, что звонок поступил с номера, принадлежащего банку. Откуда человеку знать, что звонят совсем не оттуда, и с мошенническими целями? Одно дело, когда звонили с неизвестных номеров – тут можно было насторожиться…
– Да, преступники научились сейчас использовать подменные номера и могут позвонить вам так, что у вас отразится телефон чуть ли не приемной Президента. Но в любом случае обезопасить себя проще простого. Для этого необходимо раз и навсегда запомнить одно: ни сотрудники банка, ни правоохранительных органов НИКОГДА не будут у вас спрашивать информацию так или иначе, связанную с вашей картой. Им это не надо. НИКОГДА ни один сотрудник банка – ни из службы безопасности, ни из клиентского отдела, ни один сотрудник полиции не будет звонить гражданину, чтобы проинформировать его о том, что с его картой происходят какие-то манипуляции и провести якобы какие-то удаленные мероприятия с целью сохранения этих средств. Такого не бывает! Если какие-либо манипуляции с вашими денежными средствами происходят, банк принимает одно-единственное решение: блокирование карты. У вас заблокирована карта – вы априори идете в банк и спрашиваете, что случилось? И все общение проходит в очном режиме.
Поэтому с какого бы номера вам ни звонили, если только начинают говорить о каких-либо манипуляциях с вашей картой, знайте: это вам звонят мошенники. Казалось бы, чего проще это понять и запомнить, но мы снова и снова встаем на одни и те же грабли, вступаем в разговор с преступниками и делимся необходимой им информацией. Чем дольше это будет продолжаться – тем дольше будет у нас процветать мошенничество, которое по сути-то победить не так сложно: просто-напросто прерывать такой телефонный разговор. И всё! Тогда данный вид преступной деятельности станет экономически нецелесообразным и изживет себя полностью.
– Не могу не спросить: откуда мошенники получают наши персональные данные – номера телефонов, имена – отчества? Какие-то официальные структуры "сливают" им информацию о нас?
– Мы сами, где только можем, оставляем свои персональные данные. У вас есть "скидочные" карты сетевых магазинов? Заполняя их, вы уже много чего о себе сообщили.
Вы обращали внимание на то, что при заполнении тех или иных анкет на регистрацию разного рода карт, а так же в Интернете, нас просят поставить галочку в графе, что мы не будем возражать против того, что наши персональные данные будут использоваться в дальнейшем? И мы не возражаем. Но надо понимать, что это не просто так делается. Есть целые организации, которые специализируются на создании массивов персональных данных граждан с целью дальнейшей их реализации.
То есть мы сами сообщаем данные о себе, они где-то определенным образом аккумулируются, и впоследствии этими данными могут завладеть и мошенники.
– Каким образом?
– Мы не исключаем и хакерские атаки на сайты с этими данными. А помимо хакерских атак нельзя забывать и о человеческом факторе: в любой организации может найтись паршивая овца, которая что-то куда-то "сольет", и этим завладеют мошенники.
– В Володарском районе часто ли люди оказываются одураченными мошенниками?
– Если сравнивать 2020 и 2021 годы, количество дистанционного мошенничества сократилось. В позапрошлом году таких преступлений у нас было 58 – фактически на каждую тысячу населения одно преступление, в прошлом году эта цифра снизилась до 44. Я рассчитываю на такую динамику и в 2022 году.
Население все-таки становится уже более грамотным, становимся и мы более опытными в борьбе с этой напастью.
– Вячеслав Геннадьевич, жертвами дистанционных мошенников становятся в основном пожилые люди?
– Нет. Жертвами данного вида преступлений становится чаще так называемая работающая часть населения. Пенсионеры у нас еще не особо активно пользуются услугами, предоставляемыми интернет-ресурсами. Многие из них до сих пор предпочитают и пенсию получать наличными у почтальона из рук в руки, и в магазинах, аптеках расплачиваются наличными. Некоторые до сих пор банковских карт не имеют и не знают, что это такое. Поэтому им достаточно сложно стать жертвой такого дистанционного мошенничества.
А вот работающая категория граждан ведется на такой обман часто. Причем, это люди абсолютно разного возраста, профессий, гендерной принадлежности. Например, в 2020 году жертвой мошенников стал 17-летний парень, который прекрасно знал, какие существуют виды мошенничества, понимал, что такое подменный номер, знал, что нужно делать, чтобы не стать жертвой мошенников. Но все это его не уберегло. Позвонили, услышал вежливый тактичный голос и… жертвою пал.
– Так что же получается: пенсионеры у нас сегодня самая защищенная от мошенничества категория граждан?
– Ну, что вы! У нас есть и такие виды мошенничества, которым подвержены чаще всего именно пенсионеры. Это, прежде всего, звонки на тему "Ваш родственник попал в беду и ему требуется материальная помощь".
– Но об этом уже столько переговорено, неужели еще попадаются на такую дешевую уловку?
– Сплошь и рядом. И уловка эта очень даже недешевая: она обходится жертвам мошенников в десятки, сотни тысяч, а иногда и миллиона рублей – именно такие деньги отдают пенсионеры, чтобы выручить, как они считают, своих родственников из беды.
Сообщение о том, что, допустим, внук попал в беду, деморализует бабушку или дедушку, и они, чтобы спасти внука, скажем, от того же уголовного преследования, готовы отдать последние сбережения. И отдают посредникам. И только потом им приходит в голову, что сначала надо было бы позвонить внуку. Но уже поздно: поезд ушел…
К счастью, в нашем районе такого вида преступлений пока не встречалось, но в более крупных городах и районах они не редкость, и очень не хотелось бы, чтобы докатились и до нас. Поэтому мы и о них постоянно рассказываем гражданам.
Есть еще один вид мошенничества, жертвами которого становятся в основном пожилые граждане. Активно промышляют последнее время в нашем регионе представители цыганской национальности. Они "работают" в основном на пару. Под предлогом обмена денежных средств, продажи товара, оказания тех или иных социальных услуг входят в доверие к пенсионерам, проникают в их дома и квартиры, и пока один "благотворитель", сидя с хозяином жилища на кухне, вручает ему бесплатную сгущенку, макароны, замеряет давление или сатурацию, другой быстренько "пробегает" по комнатам, осматривает шкафы, сумочки и "изымает" найденные денежные средства. Искать они их умеют – поверьте.
– Так ведь опять же эти люди выдают себя за работников соцзащиты, волонтеров…
– Да мало ли кто себя за кого выдает – это вовсе не повод пускать незнакомого человека к себе в дом. Своих социальных работников пенсионеры знают в лицо. Если же вдруг появляется новый – надо позвонить в соцслужбу и выяснить, посылали ли к вам нового человека.
Что касается волонтеров… Настоящие волонтеры в квартиры не заходят, а передают все, что требуется жителям прямо на пороге. Если же люди настойчиво хотят попасть непосредственно в квартиру под каким угодно благовидным предлогом – это серьезный повод насторожиться и ни в коем случае не пускать их за порог. И вообще надо всегда помнить, где бывает бесплатный сыр и для кого он предназначен…
В нашем районе промышляющих таким видом цыган замечено пока не было. Тем не менее, я обращаюсь ко всем жителям района с убедительной просьбой: если увидите, что на нашей территории, по нашим улицам и домам "прогуливаются" дамочки цыганской внешности, позвоните в дежурную часть и сообщите нам о месте их нахождения, чтобы мы своевременно могли принять надлежащие меры.
– Вячеслав Геннадьевич, а мошенничество, связанное с покупкой-продажей через интернет-магазины в нашем районе присутствует?
– Присутствует и уже достаточно распространено. Очевидно, что с годами данный вид услуг будет только набирать обороты, им будут пользоваться все больше людей, и чтобы не попасть и здесь, фигурально выражаясь, в руки мошенников – надо быть бдительнее. Если уж вы захотели совершить покупку таким способом – заранее досконально изучите, как это сделать правильно. Не знаете сами – обратитесь за помощью к продвинутым в этом вопросе людям, которые назовут вам и надежных интернет-продавцов, и объяснят, как пошагово правильно совершить покупку чего-либо. Или продажу.
– Что-то должно нас насторожить сразу при совершении покупки-продажи через Интернет?
– Озадачиться стоит уже тем, если с вас просят предоплату. Так называемые безопасные сделки тоже вызывают много вопросов. В чем заключается безопасная сделка? Вы кладете денежные средства на так называемый безопасный счет, вам приходит посылка, при получении которой вами на почте денежные средства сразу переводятся продавцу. При этом нередко бывает так, что, когда вы открываете посылку, то там вместо заказанного вами телефона лежит кусок мыла. Но деньги продавцу уже ушли. Вот вам и безопасные покупки.
Но самое первое, на что следует обращать внимание, это когда продавец-покупатель, одним словом мошенник, общается с вами ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО посредством мессенджеров, то есть через WhatsApp, Viber, Telegram, а на обычные телефонные звонки не выходит.
– А что в этом криминального-то?
– Дело в том, что все меc-сенджеры – это интернет-ресурсы. А интернет-ресурс – это набор цифр и не более того. Интернет не оставляет следа о месте нахождения того, кто через него общается. И если в случае обыкновенного телефонного звонка правоохранительные органы могут отследить, где находились или находятся собеседники в тот или иной момент времени и выявить того же мошенника, то в случае, если общение шло или идет посредством Интернета, этого сделать невозможно.
– Но телефонный звонок денег стоит, а это бесплатная связь…
– Да, может быть, на это многие и "клюют". Но при совершении покупок, особенно дорогостоящих через Интернет, я считаю, что все-таки, наверное, следует не экономить рубль двадцать за минуту общения по телефону, чтобы потом не потерять гораздо большую сумму. Задумайтесь: девяносто (!) процентов мошенничеств с покупками в сети Интернет происходят через социальные сети и мессенджеры.
– В Володарском районе уже есть структура, которая специализируется непосредственно на выявлении обозначенных вами выше видах мошенничеств?
– В структуре Отдела МВД по Володарскому району создана специализированная следственно-оперативная группа, в состав которой входят сотрудник уголовного розыска, подразделения дознания и следственного подразделения. Это – специально обученные люди, но, как я уже говорил, пока в данной сфере преступники находятся на несколько шагов впереди правоохранительных органов. Поэтому так много внимания мы и уделяем профилактике мошенничества. Хочется, чтобы наши люди наконец-то услышали нас. Чем быстрее это произойдет – тем быстрее мы общими усилиями победим это зло.