В преддверии этого праздника мы, конечно, могли бы окунуться и окунуть своих читателей в историю становления местного само-управления на Руси, коснуться его сути, заострив внимание на сегодняшнем дне… Но решили пойти другим путем и пригласили на разговор "за рюмкой чая" начальника отдела культуры и туризма Володарской окружной администрации Ольгу ФОКИНУ, которая более двадцати лет отдала муниципальному служению, но не превратилась в "чинушу", которых так не любят в нашем обществе.
– Ольга Николаевна, раз уж поводом для нашей встречи послужил ваш профессиональный праздник, начну с главного: как вы оказались на стезе муниципальной службы? Вряд ли в детстве мечтали стать чиновником…
– Даже мысли такой не допускала, не то чтобы мечтать об этом. Я – человек творческий и, закончив в свое время Борский колледж культуры по специальности режиссура массовых театрализованных представлений, пришла работать во Дворец культуры Ильиногорска. Там моя карьера складывалась более чем успешно. Сразу мне, по сути, неопытной девчонке, доверили достаточно ответственную должность заведующей детским отделом. Уже через полгода я стала заведующей молодежным отделом, а через год – художественным руководителем Дворца культуры. Параллельно с этим я вела там театральный кружок, в котором занимались пятьдесят детей, причем тридцать – старшеклассники. Работать было очень интересно. Особенно, если учесть, что нас, выпускников колледжа культуры, пришло во Дворец сразу четыре человека. Мы, без преувеличения можно сказать, горели на работе, и дети толпились вокруг нас, были участниками всех наших творческих процессов, мероприятий.
Но проработала я в ДК Ильиногорска недолго. Уже через два года Ирина Петровна Абросимова, которая возглавляла тогда в районной администрации отдел культуры, забрала меня к себе. Так я попала в районную администрацию.
– Прежде чем говорить об администрации, муниципальном служении давайте сделаем "лирическое отступление". Ваши отрочество, юность пришлись на девяностые годы, когда искусство, литература, одним словом творчество, были не в чести. Почему же вы выбрали для себя это направление: может, чтобы продолжить династию?
– Нет. Профессии моих родителей не имеют никакого отношения к сфере культуры, творчеству. Отец – профессиональный водитель. Мама – товаровед, продавец. Однако говорить, что в этой семье не в кого было появиться работнику культуры, нельзя. Мама в школьные годы была очень активной и творческой девочкой. Она писала сценарии школьных мероприятий, сочиняла стихи, рисовала стенгазеты…
Вот и я, когда училась в школе, была в этом маме под стать. Начиная с седьмого класса, писала сценарии для классных мероприятий. Потом – для общешкольных. Мне это нравилось. И только. В будущем же работником культуры, как и муниципальной служащей, я себя не видела.
– Кем же тогда видели?
– Понимаете, в школе у меня были отличные оценки по истории, русскому языку, литературе, а точные и естественные науки мне, мягко говоря, не давались. Поэтому, когда перед выпускным вечером, на тот момент директор нашей юганецкой школы Татьяна Александровна Лейкам спросила меня, куда собираюсь поступать, я ответила, что в университет или педагогическое училище, на исторический или филологический факультет. Куда еще мне, гуманитарию чистой воды, было податься?!
– Почему же не подались?
– А "виновата" Татьяна Александровна. Она тогда в ответ на мои слова сказала: "Оля, ты же человек творческий, артистичный, может тебе попробовать себя на этом поприще?".
Ну, я и попробовала. Поступала в Нижегородское театральное училище. Но, к моему сожалению, в тот год набора на драматическое отделение там не было, а только на кукольное. С куклами же у меня отношения сразу не сложились. Первый тур прошла благополучно: спела, станцевала, басню прочитала. А на второй тур приехала, мне в руки куклу дают, как сейчас помню – крякву – и просят снова басню рассказать. Ну, я рассказываю, а крякву просто в руке держу. Члены экзаменационной комиссии и так, и эдак пытаются мое внимание на куклу перевести, а я ни в какую, не до нее мне. До меня никак не могло дойти, что надо было в эту крякву перевоплотиться и читать басню от ее имени. В общем, не поступила я в театральное училище.
Между тем, и время для поступления в университет было упущено. Мама в связи с этим сильно нервничала, говорила, что если я никуда не поступлю, а метлой махать пойду, то она этого не переживет. Подала документы на филфак Дзержинского педагогического училища. А тут меня снова Татьяна Александровна встречает и говорит, что на Бору колледж культуры есть, можно туда поступить попробовать – в учителя-то всегда успею. Я представления не имела, что это за колледж такой, но поехала и поступила, На отделение режиссуры, актерского там не было. Кстати, и в педагогическое училище на филфак поступила тоже. Встал выбор: куда пойти? Мама сказала, что решение за мной. Я выбрала колледж культуры: атмосфера мне там понравилась – творческая, интересная. Да и специальность – режиссер – звучит, это вам не учительница какая-то.
– Как же получилось, что при своей любви к творчеству, вы отработали во Дворце культуры всего два года и при первой же возможности ушли из очага культуры совсем в другой очаг – во власть?
– Мне было тогда двадцать два года, и я, честно говорю, плохо представляла, что значит быть муниципальным служащим и работать в исполнительном органе власти. Я воспринимала новое назначение просто как некое расширение горизонтов для реализации своих творческих идей, проектов…
На деле же оказалось, что для муниципального служащего – даже работника отдела культуры – творческих проявлений и порывов недостаточно...
– Да и со свободой, что очень ценят творческие люди, в органах власти, наверно, проблематично? Там строгая иерархия, дисциплина…
– Да, здесь дисциплина прежде всего. Но в этом плане мне перевоплощение в муниципального служащего далось безболезненно. Возможно, в силу того, что у меня мама – строгий человек, и что такое дисциплина, мы с сестрой знали очень хорошо с самого детства. У нас дома все было строго: у каждого круг своих обязанностей, и попробуй не выполни. Например, в одиннадцать лет мне нужно было отвести сестренку в детский сад, забрать из садика, накормить, маме приготовить поесть, сделать уроки… Поэтому при слове дисциплина меня не бросало в дрожь… Меня в должности муниципального служащего ожидали другие неприятные сюрпризы.
– Какие же?
– Самым страшным поначалу для меня было написание смет. Я уже говорила, что не дружила с математикой, с цифрами, а тут сплошные цифры, за которыми стоят деньги. Для меня было проще написать несколько сценариев, провести несколько мероприятий, чем составить одну смету и подвести все копейка к копейке. Ну, ничего, и этому научилась. Вернее, научили.
Знаете, мне как-то по жизни везло с наставниками, с людьми, которые меня направляли, поддерживали, помогали. В школе это была Татьяна Александровна Лейкам. В Ильиногорском Дворце культуры – Людмила Валентиновна Кузьмичева, царство ей небесное. Она тогда была директором ДК, и сразу поверила в меня, поставила на крыло в профессии… А в коридорах власти моим наставником стала Ирина Петровна Абросимова: она, образно говоря, взяла меня за руку и осторожно повела по всем имеющимся там "лабиринтам", поэтому, по большому счету, акклиматизация в администрации прошла для меня нормально. Но при всем этом, даже уже работая там, я плохо понимала, что такое муниципальный служащий, и продолжала позиционировать себя как работника культуры, только более высокого уровня.
– Правильно, вы же работали в отделе культуры…
– В отделе культуры районной администрации – а это уже совсем другое. Но это понимание ко мне пришло уже тогда, когда поступила в Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов на специальность "менеджер социально-культурной сферы". Вот там нам "вдалбливали", что такое муниципальные служащие, в чем заключается их основная миссия. Там из нас действительно готовили, прежде всего, управленцев, учили понимать уровень ответственности, который на нас возложен службой в муниципальных органах власти. Там нам четко обозначили, что от муниципального служащего требуется в первую очередь и что он должен выполнять неукоснительно, независимо от того, каким направлением занимается. Есть задачи, есть сроки, есть результат, есть отчетность…
– И как вам это понравилось?
– Совсем не понравилось, я была разочарована. Да, кому-то нравится именно бумажная, кабинетная работа. О себе же скажу: несмотря на то, что я человек, легко адаптируемый к условиям, не будь в моей работе творческого процесса, детей с их горящими глазами, репетиций, живых мероприятий, из меня муниципального служащего не получилось бы. Я бы быстро выдохлась.
Хотя, бумаги бумагам рознь. Написание проектов, тоже ведь в какой-то мере бумажная работа, но от нее получаешь удовольствие. Но опять же потому, что даже если тот или иной проект рождается в муках, не сегодня так завтра ты все равно увидишь его результат.
Когда я училась в университете, там появился новый предмет – социальное проектирование, и нас учили писать социальные проекты, говорили, что за ними будущее, когда здесь еще об этом слыхом не слыхивали. А когда к 2010 году у нас начался бум грантовых историй, и на всех уровнях власти стали кричать: пишите гранты, пишите проекты – я знала, что это такое, и как это делать. Меня даже приглашали в Нижегородский центр культуры учить писать проекты людей, которые были значительно старше меня. Я проводила курсы по социальному проектированию и для наших работников культуры. Это было очень увлекательно…
– Ольга Николаевна, работая в администрации, вы практически двадцать лет занимались не столько культурой, сколько молодежной политикой. Направление, прямо скажем, не из простых. Как привлекали молодое поколение к участию в тех или иных мероприятиях, не возникало ли с этим проблем?
– С молодежной политикой все складывалось для меня достаточно легко, потому что, придя в администрацию, я сама еще была, можно сказать, девчонкой и сохранила хорошие отношения с ребятами из Ильиногорска. Даже уже будучи студентами, они приезжали ко мне и нередко подкидывали те или иные идеи, которыми можно "зажечь" молодежь. То есть те предложения, с которыми я выходила на Ирину Петровну, порой были результатом коллективного труда моего и моих ребят и отвечали запросам молодежи. А, кроме того, я же очень часто появлялась в школах района. Нас учили, что люди, работающие в молодежной политике, должны работать "в полях", а не сидеть в кабинете, что молодежь обязательно должна знать нас в лицо… Вот я и работала в полях, знакомилась, интересовалась, чем ребята живут, увлекаются, чего им не хватает для более интересной жизни… То есть у меня всегда была обратная связь.
– Но если ориентироваться только на запросы молодежи, можно все свести к развлекаловке, танцулькам…
– Вот как раз этого-то нам и нельзя было допускать. Мы, муниципальные служащие, курирующие молодежное направление, призваны государством осуществлять на местах молодежную ПОЛИТИКУ. А молодежная ПОЛИТИКА – это не развлекуха. Это: патриотическое воспитание, духовно-нравственное, профилактика асоциального поведения, пропаганда здорового образа жизни… Поэтому многие из мероприятий, которые я проводила с молодежью, несли большую смысловую, идейную нагрузку.
А вообще из молодежной политики, как со сцены, нужно вовремя уходить, даже если тебе очень нравится работать с молодежью, если ты получаешь от этого кайф.
– Зачем же добровольно лишать себя кайфа?
– Когда мы становимся старше, то, с одной стороны, становимся опытнее, но, с другой, начинаем во многом отставать от молодежи, и это надо уметь признавать. Она более информирована, более мобильна, у нее появляются тренды, которые ты не успеваешь вовремя увидеть, чтобы использовать в работе. Получается, что ты, хоть и хорохоришься, но уже в чем-то недотягиваешь до молодежи, она идет впереди тебя, и ты за ней не поспеваешь. А так быть не должно. Это неправильно. Человек, призванный осуществлять молодежную политику, должен быть впереди тех, за кого отвечает.
– Итак, вы из молодежной политики ушли, и теперь возглавляете отдел культуры и туризма. Насколько новая должность близка вам по характеру, насколько соответствует зову сердца?
– Не буду кривить душой: мне сейчас очень не хватает творчества, живого общения с детьми, "закулисья", где рождаются самые интересные проекты, окружают самые искренние эмоции…
У меня сейчас другой функционал, другие обязанности: поддержка учреждений культуры, обеспечение их материально-технической базы. И я очень хочу, чтобы на этом поприще у меня все получилось, чтобы чаяния и надежды моих коллег на развитие учреждений культуры были оправданы с помощью моих усилий. Я буду делать все, чтобы не подвести коллег, чтобы мне не стыдно было смотреть им в глаза.
– А если при этом придется вставать на горло собственной песне?
– Понимаете, когда за тобой люди, которые верят в тебя и ждут результата, личные амбиции и характер уходят на задний план. Есть слово НАДО, и оно стоит во главе угла.
А собственная песня?! В принципе, муниципальная служба не то место, где их поют, мы государевы слуги, если хотите, и этим все сказано.
– Ольга Николаевна, за двадцать лет муниципальной службы профессионального выгорания испытывать не приходилось?
– Было такое. Как же без этого?!. Наверно, это случается с каждым человеком, который продолжительное время работает на одном месте. Это тяжело… Хотите спросить, что меня спасло?
– Конечно.
– Книги, в том числе по психологии и менеджменту. Семья. Машина. Земля.
– А если поподробнее приоткрыть эту нерабочую сторону вашей жизни.
– Замужем. Двое детей. Старшему сыну уже девятнадцать лет, в мае заканчивает Дзержинский технический колледж по специальности сварочное дело – он пошел по стопам отца. В июне будем ждать призыва в армию. Дочка, Таисия, еще маленькая, учится во втором классе. Пока сложно сказать, к каким предметам у нее больше лежит душа, но я почему-то думаю, что и она не пойдет по моим стопам. Она серьезно увлекается спортом – бадминтоном, даже в соревнованиях российского уровня участие уже принимала.
Если говорить об увлечениях, одно из главных – чтение. С самого детства запоем читала, даже ночью под одеялом с фонариком, за что мне доставалось от мамы. Хотя она у меня тоже человек читающий. Без книги я свою жизнь не представляю. Правда, сейчас, к сожалению, следить за книжными новинками и читать что-то для души получается все реже. Не подумайте, что это связано с тем, что я превращаюсь в "ограниченного чинушу", просто дочка растет и все больше требует к себе внимания. Читаю уже не столько свои книги, сколько ее.
– И все-таки, ваши любимые авторы…
– Из классиков – Достоевский. Из современных авторов нравятся Захар Прилепин, Дина Рубина…
Очень люблю водить машину. Любовь к машине, к скорости у меня тоже с детства. Мой папа – профессиональный водитель, и я первый раз села за руль, когда мне было лет десять. Под присмотром отца, конечно, но ездила по деревне, а все мальчишки вокруг мне завидовали. А сейчас я за рулем отдыхаю душой. Но никогда не лихачу!
Ну и еще одна моя отдушина – огород. Причем, если любовь к книгам и машинам зародилась у меня в детстве, то любовь к земле пришла уже в зрелом возрасте. В детстве я огород терпеть не могла и всегда заявляла, что вырасту и близко к нему не подойду. А видите, как все обернулось: хожу и получаю от работы на земле удовольствие. Если бы не было огорода, не знаю, как бы я отдыхала от повседневной суеты и бумажной волокиты. Придешь туда, прикоснешься к земле, начнешь на ней работать, и такое впечатление, что она из тебя всю дурную энергию забирает, а доброй, новой подпитывает.
– А друзей у вас много, есть с кем поговорить по душам, поделиться наболевшим?
– Есть, но друг для меня очень хрупкое понятие. И, как правило, мои друзья – люди проверенные годами. Например, лучшая подруга – Ольга Хлебнова. Мы с ней вместе учились и активничали в школе. Потом она была свидетельницей у меня на свадьбе, крестной матерью моего сына… Это человек проверенный временем, с которым, можно сказать, мы пуд соли съели. Ей я могу доверить все свои переживания, душевные сомнения, могу поделиться радостью...
Есть у меня, скажем так, и неожиданные друзья. Это, когда увидела человека первый раз, пообщалась немного, а ощущение, как будто всю жизнь его знаешь и без общения с ним уже не можешь обходиться. Но это единичные случаи.
– В канун профессионального праздника, что можете пожелать своим коллегам – муниципальным служащим и себе лично?
– Чтобы у нас хватало профессионализма, энергии, сил и мужества для принятия таких управленческих решений, участия в таких проектах и программах, реализация которых будет во благо нашему округу и его жителям. А еще: побольше нам добрых отзывов людей о нашей работе, ведь мы же все-таки делаем немало хорошего.