Да, кто-то смирился, оформив субсидию, а кто-то – продолжает негодовать, обращаясь в различные инстанции (в том числе и в "Рубежку") с надеждой, что непомерно высокие, в соотношении с размером фактических доходов населения, платежи будут наконец-то снижены… А оно меж тем грядёт вновь: повышение тарифа на тепловую энергию для горожан планируется с 1 июля текущего года. "Рубежка" попыталась разобраться, с чем связан очередной скачок в платежах, кто определяет его размер и как это отразится на благосостоянии потребителей.
Напомним, осенью прошлого года на сессии горсовета депутаты большинством голосов воспротивились очередному повышению предельного индекса платы граждан. Ведь принятие данного решения означало бы, что с 1 июля 2020 года тариф на тепловую энергию для потребителей ООО "Тепловые системы", проживающих в Горняке, вырос с 2783,75 до 3264,14 руб./Гкал. Узнав о твёрдом "против" народных избранников, горожане искренне понадеялись, что подобного удара по их кошелькам удастся избежать.
Однако в середине декабря 2019 года на официальном сайте управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов было опубликовано решение, согласно которому тариф на теплоснабжение с 1 июля нынешнего года должен вырасти даже больше, чем предполагалось: с 2783,75 до 3543,72 руб./Гкал.
Справка
Услугами централизованного теплоснабжения в Горняке пользуется 3951 абонент (7283 человека). Из них своим правом получения субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в настоящее время воспользовались 1250 семей, что составляет 32% от общего числа собственников (нанимателей), являющихся клиентами ООО "Тепловые системы"
Почему вопреки решению народных избранников тариф всё же был увеличен?
В "Тепловых системах" объяснили причину данного роста следующим образом. При расчёте тарифа на очередной период регулятор, в роли которого выступает управление края по государственному регулированию цен и тарифов, делит экономически обоснованные затраты предприятия на полезный отпуск тепловой энергии из тепловой сети (Гкал в год), который утверждается администрацией Локтевского района в схеме теплоснабжения. В схеме теплоснабжения на 2019-й утверждён полезный отпуск в размере 53,9 тысячи Гкал в год, на 2020 год утверждён полезный отпуск в размере 49,8 тысячи Гкал в год.
Снижение почти на четыре тысячи гигакалорий произошло из-за отключения части абонентов от центрального отопления, а также перехода на учёт тепла по приборам учёта. Уменьшение полезного отпуска тепловой энергии потребителям и явилось основной причиной роста тарифа на 2020 год.
Ранее, до 2019 года, управление устанавливало тариф выше того процента, который утверждён правительством РФ (также вносились изменения в краевые стандарты на субсидии) на основании решения Совета депутатов о согласии с ростом предельного индекса платы граждан. Потребители, имеющие право на субсидию, могли покрывать часть расходов благодаря данной материальной поддержке. Остальные же граждане имели возможность снизить свои расходы только за счёт более рационального потребления ресурса (при наличии прибора учёта), оплачивая по факту потреблённого количества тепловой энергии. Ведь влиять на величину тарифов ЖКХ россияне не могут.
Теперь же увеличение тарифа возможно только в том случае, если в районный бюджет будет внесена статья расходов, касающаяся компенсационных выплат гражданам в связи с повышением тарифа. И в декабре прошлого года при утверждении бюджета района на 2020 год соответствующая статья включена.
Как объясняется разница между документом правительства РФ и указом губернатора?
Предельный индекс роста платы граждан – это максимально допустимый рост общей суммы в квитанции за все коммунальные услуги в среднем по региону. Тарифы могут увеличиться больше предельного индекса или быть меньше, а вот плата за набор коммунальных услуг не может. Предельный индекс утверждает правительство России для региона в целом, после чего главы регионов устанавливают пределы для городов и сёл.
Так, правительство РФ установило для Алтайского края на второе полугодие предельный индекс в 4,5%. Губернатор В. П. Томенко указом №189 от 10 декабря утвердил для большинства муниципалитетов региона "потолок" в 6,9%. Сделал он это на основании другого федерального документа – распоряжения правительства РФ от 15 ноября 2018 года №2490-р, где утверждено допустимое отклонение от предельного индекса. Для нашего региона оно составило с 1 июля 2,4%. Новый "потолок" роста платы за коммуналку (4,5% + 2,4% = 6,9%) принят в регионе, с учётом этого возможного допуска, в подавляющем большинстве районов. Лишь в Угловском и Станционно-Ребрихинском сельсовете Ребрихинского района – по 10%, в Рубцовске – 11%.
Более высокий, чем в среднем по региону, индекс в муниципалитетах может быть установлен для повышения надёжности и качества оказываемых населению коммунальных услуг по решению представительного органа муниципалитета и при условии согласования с федеральной антимонопольной службой. Вернёмся непосредственно к увеличению тарифа во втором полугодии нынешнего года в Горняке. Разница между тарифом нынешним и будущим составит 27,3%.
Тариф на тепловую энергию на 2020 год, поставляемую "Тепловыми системами", утверждён решением краевого управления по государственному регулированию цен и тарифов от 12 декабря 2019 года №463. Согласно именно этому решению тариф на тепловую энергию в городе Горняке с 1 июля 2020 года составит 3543,72 руб./Гкал, что на 27,3% выше действующего тарифа (2783,75 руб./Гкал). Надо отметить, данный законодательный акт вносит изменения в решение №381 об установлении тарифов на 2018-2023 годы, принятое управлением в 2018 году, о чём в тексте прямо сказано: "Произвести корректировку необходимой валовой выручки и тарифов на тепловую энергию, поставляемую ООО "Тепловые системы" потребителям муниципального образования город Горняк (…) на 2020 год, изложив отдельные позиции приложения 2 к решению управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 04.12.2018 №381 "Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую ООО "Тепловые системы" потребителям муниципального образования город Горняк (…) на 2018-2023 годы, согласно приложению к настоящему решению".
Получим компенсацию из бюджета района?
Как повышение тарифа скажется на благосостоянии потребителей тепла и что предпринимает местная власть, чтобы минимизировать эту финансовую нагрузку на горожан? Об этом нам рассказали в отделе по ЖКХ администрации района.
Ещё до утверждения повышенного тарифа, 25 октября прошлого года, администрация Локтевского района приняла постановление №471, которым было утверждено Положение о порядке и условиях предоставления компенсации расходов по оплате услуги теплоснабжения потребителям ресурсо-снабжающей организации ООО "Тепловые системы" на территории города Горняка (ознакомиться с его полным текстом можно на официальном сайте администрации района). На основании данного Положения потребители имеют право на компенсацию расходов по оплате услуги теплоснабжения из районного бюджета в пределах образовавшейся разницы роста платы граждан (27,3 - 6,9 = 20,4%).
Выходит, если бы городские депутаты осенью согласились с установлением на территории Горняка предельного индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в размере 10%, то потребители получали, в пределах этого повышения, компенсацию в виде субсидий из средств краевого бюджета, как и ранее, а оставшуюся разницу – в виде компенсаций из бюджета района. Сейчас же основная нагрузка ляжет именно на районный бюджет.
Схема получения субсидий в управлении социальной защиты населения по Локтевскому району остаётся преж-ней. А для получения компенсации по оплате услуги теплоснабжения из районного бюджета местным жителям необходимо будет обратиться в администрацию района с пакетом документов, прописанным в вышеуказанном Положении. На получение компенсации из районного бюджета имеют право абсолютно все граждане, независимо от уровня дохода, являющиеся собственниками жилых помещений и не имеющие задолженности за услугу. Обращаться за получением компенсации можно будет только после первого платежа по новому тарифу, то есть не ранее 1 июля 2020 года.
Вид “сверху”
В краевых СМИ отмечено, что губернатор Алтайского края В.П. Томенко неоднократно вы-сказывался о необходимости здоровой экономической модели и обоснованных тарифов в коммунальной сфере региона. Это залог того, считает он, что сфера будет стабильной и надёжной в течение многих лет, в противном же случае теплоснабжающие предприятия так и продолжат регулярно банкротиться.
На состоявшемся в мае прошлого года совещании в правительстве края он также поддержал идею без-убыточного тарифа, высказанную министром строительства и ЖКХ
И.В. Гилёвым. Иван Васильевич уверен: несмотря на значительные вложения в коммунальную сферу региона (строительство модульных котельных, замена сетей и устаревших котлов), экономика предприятий не складывается, если тариф не покрывает затрат. Он призвал глав городов и районов обеспечить получение организациями тепло- и водоснабжения безубыточного тарифа.
– Это база, на которой лежит вся остальная работа. Без выверенной экономики вы не можете ни платить достойную зарплату, ни осуществлять текущий и капитальный ремонт. Я уже не говорю о каких-то реконструкциях и серьёзных капитальных вложениях и приобретениях, – сказал министр.
Глав муниципалитетов он призвал настойчиво прорабатывать ситуацию с регулятором и "доказывать экономически обоснованные тарифы". С позицией коммунального министра согласился и губернатор.
– Мы должны сформировать такие тарифы для теплоснабжающих организаций, чтобы они в основе своей не предусматривали убыточной деятельности. Вся убыточная деятельность рано или поздно в нашей ситуации приводит к тому, что ты накапливаешь огромные долги, вынуждающие к банкротству. Этого быть не должно, – подчеркнул В.П. Томенко.
Одновременно Виктор Петрович отметил: надо сделать так, чтобы население платило столько, сколько в состоянии платить. И либо компенсировать недополученные доходы напрямую коммунальному предприятию, либо выплачивать субсидии и компенсации людям.
– Надо самим сесть и сказать: да, теплоснабжение в этом конкретном муниципалитете стоит вот столько денег. Вот столько в состоянии платить потребители. Размер платы регулируется государством. А вот столько надо им откуда-то доставать на нормальную жизнь. Ничего другого для этого не придумано, кроме консолидированного бюджета Алтайского края, то есть краевого бюджета и бюджета муниципалитетов, – пояснил губернатор.
Когда верстался номер. В ответ на запрос редакции газеты "К новым рубежам" из управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов пришёл документ с обстоятельным разъяснением по поводу предстоящего роста тарифа и обоснованием данной меры. Мы опубликуем его в одном из ближайших номеров.
В деталях
Выдержки из Положения о порядке и условиях предоставления компенсации расходов по оплате услуги теплоснабжения потребителям ресурсоснабжающей организации ООО "Тепловые системы" на территории города Горняка Локтевского района Алтайского края. Порядок обращения граждан за предоставлением компенсации.
* Для получения компенсации граждане (…) представляют в отдел по ЖКХ администрации района заявление с приложением следующих документов:
- заявление о назначении компенсации по форме согласно приложению 1 к настоящему Положению, содержащее согласие на обработку персональных данных;
- документы, удостоверяющие личность собственников (нанимателей), проживающих на территории Горняка;
- документ, подтверждающий полномочия уполномоченного лица;
- сведения о регистрации по месту жительства, в которых указаны все зарегистрированные по данному адресу граждане (копия домовой книги, копии паспортов);
- документы, подтверждающие правовые основания владения и пользования жилым помещением;
- страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования;
- свидетельство о постановке на учёт налогоплательщика в налоговом органе (ИНН);
- данные лицевого счёта в кредитной организации для перечисления компенсации;
- при наличии у заявителя задолженности (не превышающей двукратного срока оплаты коммунальных услуг) – соглашение по погашению задолженности и сведения о выполнении соглашения по её погашению.
* Документы представляются в подлинниках и копиях. Копии предоставленных документов не требуют нотариального заверения.
* Отдел, в рамках межведомственного взаимодействия, запрашивает в управлении федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю выписку из Единого государственного реестра недвижимости.
* Заявитель производит оплату за полученные жилищно-коммунальные услуги до 10 числа месяца, следующего за отчётным, в размере, указанном в квитанции.
* В течение 10 дней заявитель уведомляет отдел по ЖКХ администрации района об изменении данных, которые влекут за собой утрату права на получение компенсации.
* Заявитель несёт ответственность за достоверность предоставляемых сведений и документов, являющихся основанием для предоставления компенсации.
* Основаниями для отказа в приёме заявления и документов являются:
- предоставление заявителем указанных документов не в полном объёме;
- подача заявления от имени заявителя неуполномоченным лицом.