И вот в Горняке закрылись парикмахерские, кафе, бутики. Улицы города опустели. Детские и спортивные площадки опутаны сигнальными лентами. В магазинах и аптеках нанесена разноцветная разметка, чтобы покупатели не забывали соблюдать социальную дистанцию в полтора метра. Отменены все массовые мероприятия.
Сейчас режим нерабочих дней в России продлён до 11 мая. Последствия действий ограничительных мер многие местные жители уже ощутили на себе. Речь, прежде всего, о представителях малого бизнеса. Накануне первомайских праздников, напоминающих нам о солидарности трудящихся, корреспондент "Рубежки" и председатель общественного совета предпринимателей И.В. ЕРМОЛА побеседовали о проблемах местных бизнесменов.
– Игорь Владимирович, по сравнению с бизнесом больших городов наш кажется достаточно скромным. Соответственно, и накопления "на чёрный день" у представителей предпринимательского сообщества вряд ли велики. Так какое настроение преобладает сейчас в ваших кругах?
– Будущее малых предприятий, к сожалению, печально. Они и так обслуживали невысокий спрос местных жителей, а тут ещё пришлось уйти на целый месяц полного содержания работников с нулевой собственной прибылью. Отдельно следует учитывать и то, что ускорилось падение доходов населения. Даже те торговые предприятия, которым разрешено работать, остаются без сбыта своих товаров и услуг. Что касается настроения… Ну, каким оно может быть, если людям остаётся рассчитывать да загадывать: вот ситуация с вирусом более-менее стабилизируется, и выяснится, кто уже не сумеет реанимировать своё дело и вернуться, а кто всё же выживет, сохранит штат работников. И, к слову, займёт рыночную нишу тех людей, кто будет вынужден уйти.
– Но неужели положение действительно столь тяжёлое и есть реальные "кандидаты на выбывание"?
– От наших локтевских предпринимателей конкретных заявлений пока не слышал. Но по краю уже больше сотни "ипэшек" объявили, что закрываются. Причём, жалуются представители малого бизнеса, сегодня дела обстоят таким образом, что даже закрыть своё ИП нет возможности. Налоговая инспекция для личных посещений закрыта, в онлайн-режиме данную услугу люди получить тоже долго не могли, не было доступа. В МФЦ такие заявления не принимают, говорят, у специалистов нет опыта оказания подобных услуг. Замкнутый круг…
– Но есть же меры поддержки, которыми можно воспользоваться в условиях пандемии?
– Знаете, я подписан на группу "Общественные советы", созданную в Instagram, слежу за информацией. Так вот, по отзывам, пока по краю для бизнеса никакие меры поддержки не действуют. В понедельник, 27 апреля, состоялась трансляция семинара Управления федеральной налоговой службы в режиме онлайн для всех видов предпринимательства. В его работе принял участие Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Алтайском крае Павел Аркадьевич Нестеров. В ходе семинара были рассмотрены условия и особенности предоставления налоговой отсрочки (рассрочки) в период ограничительных мер, связанных с распространением коронавирусной инфекции, вопросы отнесения организаций и индивидуальных предпринимателей к наиболее пострадавшим и другие проблемы. Это всё очень нужные вещи, но… Не думаю, что послабления успеют дойти до каждого из тех предпринимателей, кто в них нуждается. И здесь, на самом деле, нужен индивидуальный подход.
– С какими вопросами обращаются предприниматели, что говорят?
– Большая часть проблем – они сегодня единые для всего бизнес-сообщества. Это сложности, во-первых, с потребительскими кредитами и коммунальными платежами за торговые и прочие помещения, а во-вторых, с невозможностью выплачивать заработную плату. Ведь у большинства из нас нет свободных денег. Брать же, как предлагается, кредиты, чтобы выплачивать работникам зарплату – да предприниматели просто опасаются так делать! Ведь, когда это всё закончится, деньги нужно будет возвращать. Пусть и не моментально, как нас успокаивают: дескать, предоставят рассрочку. Но всё равно достаточно быстро, а их, средства, ещё нужно будет наработать, заново раскрутиться… У нас не такой большой бизнес, чтобы позволить себе закредитовываться капитально.
– Слышала, к некоторым представителям местного мелкого бизнеса уже появились подобные вопросы по оплате услуг ЖКХ?
– Да, кто-то уже действительно просто не может – при всём желании – оплачивать счета по квитанциям ЖКХ. Опять же, сегодня многих предпринимателей-арендодателей призывают повременить с требованием оплаты арендуемых помещений, ну и чтоб все другие, насколько возможно, "вошли в положение", помогли друг другу выжить. В то же время энергетики, к примеру, даже усилили свои претензии. Уже есть несколько предпринимателей, которым предъявлены обвинения, что они, якобы, сорвали пломбы на счётчиках. Зачем, почему, к какой выгоде? В общем, всё бездоказательно, но компания-монополист сразу в суд подаёт. Между тем пломбы там противомагнитные, они могут отвалиться – от жары и от мороза, потому как эти дополнительные средства контроля сами по себе ещё несовершенны. А суммы штрафов предъявляются огромные, от 500 тысяч рублей и выше. Надо сказать, суды всегда на стороне энергетиков. Есть, правда, среди "штрафников" те, кто сумел выиграть дела, хоть и не в первой инстанции. Вообще, интересно получается: счётчики устанавливают на столбах и зданиях сами представители электроэнергетической компании, а ответственность за сохранность аппаратов при этом пытаются на людей взвалить.
– Каких сфер малого предпринимательства больше всего коснулись противоэпидемические меры?
– Прежде всего, сферы бытовых услуг, конечно. Парикмахерские, кафе закрыты, а плату за аренду (в том числе по вышеназванным причинам) никто не отменял. У большей части предпринимателей аренда коммерческая, то есть суммы выплат немаленькие. Представьте, скажем, хозяина мебельного салона, который в месяц за арендуемые площади должен заплатить больше 130 тысяч. Это какой оборот ему надо сделать?! Просили люди хотя бы аренду уменьшить, всё легче бы стало. Но, повторюсь: арендодатели, может, и пошли бы на уступки, однако и они тоже – предприниматели, у них тоже налоги и другие платежи. Так что сейчас все находятся в одной лодке, в полной зависимости.
– Может быть, нерентабельные направления стоит как-то перепрофилировать с учётом "вирусных" реалий?
– Часть магазинов сумела адаптироваться к ситуации. Торгуют, например, своим обычным ассортиментом наряду с теми товарами, которые относятся к категории первой необходимости – маски, перчатки, мыло и тому подобное. Хорошо сейчас тем, кто так или иначе связан с сельским хозяйством. Также выживет мелкая торговля, которая сумеет перенастроиться на садоводов-огородников, поскольку начинается дачный сезон и людям нужны семена, саженцы, чернозём, продукты, услуги. Некоторые точки общественного питания в Горняке сумели организовать работу в режиме "еда на вынос". Услуги оказались вполне востребованными, пусть и в небольшом объёме. Частники предлагают шашлык, суши с доставкой. В кафе "Молодёжное" тоже перешли на заказы, а ещё они, по договору с полицией, кормят "постояльцев" изолятора временного содержания. А вот тот же "Уют" не функционирует. И, если ситуация с вирусом затянется, эта точка может вообще не открыться.
– Падение курса рубля тоже как-то отразилось на работе ИП?
– Естественно. Закупочные цены на товар поднялись: если даже сам он российского производства, сырьё всё равно, как правило, импортное. На примере своего магазина могу сказать, что каждую неделю приходит товар с новой ценой. Пусть наценка и незначительная – три-пять рублей, однако за месяц общая разница получается до 20%. Понимаю, сырьё закупается на определённый срок, а следующий закуп идёт тоже с приличным удорожанием. Вот и растут цены, чтобы удержать рентабельность – без резких скачков, почти незаметно, но постоянно. К тому же сейчас поставщики отказывают в услуге без предоплаты. Раньше, допустим, легко давали неделю отсрочки, чтобы реализовать товар. Теперь политика изменилась: надо рассчитываться сразу. Возникает ощущение – что-то их угнетает, что-то они такое чувствуют, потому больше не хотят работать в долг. Кстати, спрос практически на любые непищевые товары резко понизился. Чего не скажешь о продуктах питания, там в кассы постоянно очередь стоит.
– По вашему, как быстро малый бизнес сможет оправиться после такого потрясения?
– Будущее малого бизнеса зависит от того, как будет развиваться ситуация в целом, и прежде всего с карантином. Если клиенты будут, малый бизнес выживет. Если у населения будут деньги, то и у предпринимателей будет доход. Кризис, на мой взгляд, для нас идёт по максимальной амплитуде, носит катастрофический характер, но, надеюсь, не будет затяжным. Скорее всего, продолжится он от силы полгода-год. Потом маятник качнётся назад, и пойдёт оживление экономики. Но, наверное, уже на других условиях и по другим правилам. Грубо говоря, сейчас главная задача людей, которые заняты малым бизнесом, – любой ценой как-то выжить. Надо морально подготовиться к тому, что уровень жизни может измениться. Кстати, нынешнее время мне напомнило девяностые годы, когда как раз только-только начинали заниматься предпринимательством.
– А вы лично за "самоизоляцию" или против?
– Я почти месяц живу в самоизоляции на даче. Но у меня есть такая возможность. Проблема в том, что основная масса жителей не может себе позволить сидеть дома. Все эти слова про то, что русские ленивы и с удовольствием воспользуются ситуацией, когда не надо работать, – бред. В нашей стране у людей, в основном, жизнь проходит на работе. И, если совсем честно, мы так устали "пахать"! Поэтому я с удовольствием отдохнул в самоизоляции.
– Куда в сложившейся ситуации малому предпринимателю можно обратиться, чтобы задать вопрос, рассказать о проблеме или спросить совета?
– Можно позвонить на соответствующую "горячую линию", всю информацию о ней легко найти на официальном сайте Уполномоченного по защите прав малого и среднего предпринимательства Алтайского края. Линия работает круглосуточно, и по телефону можно получить разъяснения по любым вопросам.