Установление тарифов в сфере теплоснабжения осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в соответствии с положениями Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении" и принятыми в целях его реализации нормативными актами Правительства Российской Федерации и актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти.
Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона № 190-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют полномочия по государственному регулированию и контролю в сфере теплоснабжения.
В Алтайском крае таким органом является Управление Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов (656038, г. Барнаул, ул. Молодежная, д. 1) (далее - Управление), в адрес которого целесообразно обращаться по вопросам установления тарифов.
Расчет тарифов предусматривает их установление на уровне, обеспечивающем регулируемой организации получение планируемого объема выручки от оказания услуг по регулируемому виду деятельности в размере, необходимом для возмещения экономически обоснованных расходов, а также учета в структуре тарифов налогов и иных обязательных платежей в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Орган регулирования при утверждении тарифов проводит экспертизу экономической обоснованности представленных предложений регулируемых организаций и учитывает их региональные и технологические особенности осуществления деятельности.
Необходимо отметить, что различие в стоимости услуг регулируемых организаций обусловлено разницей в объёмах реализации коммунальных услуг потребителям, уровнях энергоёмкости установленного оборудования, степени изношенности сетей и оборудования, что влияет на расходы, необходимые для поддержания систем коммунальной инфраструктуры в рабочем состоянии, а также особенностями технологического процесса производства и транспортировки коммунальных услуг каждой конкретной ресурсоснабжающей организации.
Так, на размер тарифов на тепловую энергию значительное влияние оказывают затраты, связанные с видом используемого топлива (стоимость жидкого и твердого топлива выше стоимости природного газа), загрузка котельных, а также способ выработки тепловой энергии (если тепловая энергия вырабатывается комбинированным способом, т.е. электрическими станциями в режиме одновременной выработки электрической и тепловой энергии (мощности), то себестоимость этой тепловой энергии значительно ниже, что также влияет на размер тарифа).
Дополнительно сообщаем, что информация о тарифах в сфере теплоснабжения, об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности регулируемых организаций, включая структуру основных производственных затрат (в части регулируемой деятельности) подлежит обязательному раскрытию организацией коммунального комплекса, осуществляющей соответствующую деятельность в сфере теплоснабжения, в соответствии со Стандартами раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и органами регулирования, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 05.07.2013 № 570, в федеральной государственной информационной системе "Единая информационно-аналитическая система "Федеральный орган регулирования - региональные органы регулирования - субъекты регулирования" (ФГИС ЕИАС ФАС России), в средствах массовой информации и по письменным запросам заинтересованных лиц.
По представленной Управлением информации оказание услуг теплоснабжения потребителям города Горняк Локтевского района Алтайского края осуществляется ООО "Тепловые системы".
Тарифы на тепловую энергию для ООО "Тепловые системы" установлены решениями Управления от 04.12.2018 № 381, от 12.12.2019 № 463: с 01.07.2019 в размере 2 783,75 руб./Гкал (с НДС), с 01.01.2020 — 2 783,75 руб./Гкал (с НДС), с 01.07.2020 - 3 543,72 руб./Гкал (с НДС). Таким образом, тариф на первое полугодие 2020 года установлен на уровне действовавшего по состоянию на 31.12.2019.
Согласно статье 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях (далее — предельные индексы), утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, предельные индексы утверждаются по согласованию с представительными органами муниципальных образований.
При этом, установленные ограничения роста платы граждан за коммунальные услуги относятся к совокупному платежу за все коммунальные услуги.
Согласно пункту 59 Основ формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 № 400 (далее — Основы формирования индексов), изменение (прирост) размера платы граждан за коммунальные услуги в среднем по всем муниципальным образованиям субъекта Российской Федерации не может превышать индекс по субъекту Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 58 Основ формирования индексов предельные индексы не могут превышать индекс по субъекту Российской Федерации более чем на величину отклонения по субъекту Российской Федерации, за исключением случаев согласования предельных индексов представительными органами муниципальных образований.
Так, согласно пункту 43 Основ формирования индексов в целях организации электро-, тепло-, газо-, водоснабжения населения и водоотведения, обращения с твердыми коммунальными отходами, а также повышения надежности и качества оказываемых населению коммунальных услуг по решению представительного органа муниципального образования предельные индексы могут превышать индекс по субъекту Российской Федерации более чем на величину отклонения по субъекту Российской Федерации.
В соответствии с распоряжениями Правительства Российской Федерации от 15.11.2018 № 2490-р и от 29.10.2019 № 2556-р в среднем по Алтайскому краю на 2020 год утвержден индекс изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в размере 4,5% и предельно допустимое отклонение по отдельным муниципальным образованиям Алтайского края от величины указанного индекса на 2020 год в размере 2,4%, с учетом того, что в первом полугодии 2020 года рост платы граждан за коммунальные услуги не предусмотрен.
Таким образом, максимальная величина изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Алтайского края может составлять 6,9%, за исключением утверждения в установленном порядке предельных индексов, превышающих индекс по Алтайскому краю более чем на величину отклонения по Алтайскому краю.
Указом Губернатора Алтайского края от 10.12.2019 № 189 утверждены предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Алтайского края на 2020 год, в том числе хтя муниципального образования город Горняк Локтевского района в размере 6.9%.
По представленной Управлением информации в целях соблюдения предельных индексов во 2 полугодии 2020 года администрацией Локтевского района постановлением от 25.10.2019 № 471 утверждено Положение о порядке и условиях предоставления компенсации расходов по оплате услуги теплоснабжения потребителям ООО "Тепловые системы" на территории города Горняк Локтевского района Алтайского края.
Для получения компенсации с июля 2020 года потребителям ООО "Тепловые системы" необходимо будет обратиться в Отдел по жилищно-коммунальному хозяйству Администрации Локтевского района с заявлением о предоставлении денежной компенсации по оплате тепловой энергии.
В соответствии с пунктом 61 Основ формирования индексов органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации осуществляют ежемесячный мониторинг соблюдения предельных индексов и государственный жилищный надзор.
В случае, если фактическое увеличение размера платы за коммунальные услуги, вносимой гражданином, потребляющим коммунальные услуги при использовании жилого помещения и (или) жилого дома, превышает размер установленного для соответствующего муниципального образования предельного индекса, размер вносимой гражданином платы за коммунальные услуги должен быть изменен с учетом предельного индекса в течение 15 рабочих дней с даты выдачи органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственный жилищный надзор, обязательного для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений.
В Алтайском крае таким органом является Государственная инспекция Алтайского края (г. Барнаул, пр. Ленина, д. 7, 656002).
Отмечаем, что в указанном случае гражданину за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации выплачивается компенсация по его заявлению в порядке, определяемом высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (высшим исполнительным органом государственной власти). Указанный порядок должен предусматривать индивидуальный расчет с учетом фактического объема потребления коммунальных услуг (ресурсов) в сопоставимых условиях в пределах соответствующих нормативов потребления коммунальных услуг.
Также сообщаем, что на основании статьи 20 ЖК РФ и в соответствии с Положением о государственном жилищном надзоре, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 № 493, деятельность, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований, установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, в том числе требований к созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, региональных операторов, нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований к составу нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), условиям и методам установления нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), а также обоснованности размера установленного норматива потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, осуществляют органы государственного жилищного надзора посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений.
Исходя из вышеизложенного, для проведения таких проверок необходимо обращаться с соответствующим заявлением и приложением копий документов, свидетельствующих о признаках нарушений (нарушениях), в адрес Государственной инспекции Алтайского края.
ФАС России благодарит Вас за обращение и сообщает, что более подробную информацию о деятельности ФАС России Вы можете получить на официальном интернет-сайте: www.fas.gov.ru.
Для улучшения качества работы с обращениями граждан и организаций Вы можете оставить свой отзыв или предложения в форме обратной связи на официальном сайте ФАС России, пройдя по ссылке: http://fas.gov.ru/contacts/requests/suggestions.
Заместитель руководителя ФАС России В. Г. Королев.