Сделать это МАУ "Пассажирские перевозки" было вынуждено по одной простой причине: количество пассажиров сократилось после введения ограничительных мероприятий по коронавирусу, и вплоть до сегодняшнего дня обстановка существенно не изменилась.
– Положение на самом деле очень тяжёлое, – говорит руководитель предприятия-перевозчика Л.В. Стрюц, – не хватает средств на выплату заработной платы, ремонт транспорта, даже на ГСМ. И апрель, и май, чтобы выйти на линию, заправляли автобусы на личные средства.
Лариса Витальевна пояснила, что городские перевозки всегда, по определению, были планово убыточны. В качестве примера она привела Локтевское АТП – в своё время здесь убытки по городским маршрутам покрывались за счёт грузовых перевозок, которыми также занималось предприятие. Сейчас же, как бы ни старались "Пассажирские перевозки", нет шансов покрыть все расходы самостоятельно.
– Нам уже неоднократно предлагали забрать это муниципальное предприятие в ООО "Перевозчик" (руководителем которого также является Лариса Витальевна – прим. ред.), но мы-то знаем, что такое решение может привести только к большей нестабильности. Сейчас и "Перевозчик" переживает не лучшие свои времена. А городские автобусы стоят в тех же гаражах, расход даже электроэнергии на них намного больше, так как они чаще ремонтируются, и аренду мы "Перевозчику" не платим…
Стоит отметить, что автоперевозки вошли в перечень отраслей, наиболее пострадавших в результате пандемии коронавируса. Это и понятно: в связи с нерабочими днями, введением режима самоизоляции, переводом студентов и школьников на дистанционное обучение пассажиропоток резко сократился. Однако получить объявленную президентом РФ господдержку, по словам руководителя, предприятие тоже не сможет. Не позволяет форма собственности, так как "Пассажирские перевозки" хоть и автономное учреждение, но – муниципальное.
– Уже неоднократно поднимала этот вопрос перед местными властями: создали МАУ, значит, надо его поддерживать. Если сейчас этого не сделать, предприятие развалится, и больше сюда, на роль городского перевозчика, никто не пойдёт... Ведь ясно, ни один предприниматель в убыток себе заниматься таким "бизнесом" не будет.
В настоящее время в очередной раз руководство предприятия подготовило необходимые расчёты и обратилось к депутатам района с просьбой финансово поддержать в этот непростой период. Пока данный вопрос не рассмотрен, и все надежды Лариса Витальевна возлагает на сессию райсовета, которая состоится в конце июня.
Анализируя докризисную ситуацию, она пояснила:
– Когда начали работать, мы и на бензин сами зарабатывали, и на ремонт, а сейчас просто не вытягиваем. При плановом субсидировании на выполнение муниципального задания в размере 650 тыс. руб. в прошлом году нам хорошо помог район, выделив в целом 1 млн. 800 тыс. руб. Теперь же приостановлено даже плановое финансирование.
По словам Л.В. Стрюц, с достаточной нагрузкой сейчас работает лишь пригородный маршрут, которым горожане добираются на дачи и обратно. Автобус ходит практически полный. Но и это не особо радует руководителя МАУ: основная часть пассажиров ездит по проездным билетам. Что значит: заплатив за него 330 рублей в месяц, человек может проехать не-ограниченное количество раз. Предприятие, конечно, получит возмещение, но это, в лучшем случае, 830 рублей (в среднем за 10 поездок до садоводства "Шахтёр-2", куда билет стоит 85 рублей), а весь оставшийся месяц будет возить обладателя проездного фактически бесплатно. Да, пассажирам выгодно, а вот предприятию – снова убыток, который они, в сложившейся ситуации, уже не могут себе позволить.
– Возлагали надежды на увеличение тарифа, – продолжает импровизированный отчёт руководитель, – который бы позволил удержаться на плаву. Но, притом что расчётный тариф – 30 рублей, в реальности его для нас повысили всего на 3 рубля. А обратиться с вопросом о новом повышении имеем право только через год. Причём наверняка это повышение опять будет незначительным – ведь при его утверждении учитывают, прежде всего, интересы пассажиров, а не предприятия.
Сложившаяся тяжёлая ситуация перечеркнула и другие планы перевозчика. О развитии и движении вперёд в данный момент речи не идёт, потому как основная задача – пережить кризис и сохранить предприятие.
– Пока как-то держимся и надеемся на лучшее, – подытожила Лариса Витальевна в завершение беседы. – Может быть, хотя бы к концу лета снимут нынешние ограничения, и тогда ситуация с пассажиропотоком и нашим экономическим положением стабилизируется.