Цель публикаций – показать современный облик деревень через фото и мини-зарисовки о сельчанах, в них проживающих. Наше сегодняшнее знакомство – с разъездом Зарница и его обитателями.
Разъезд Зарница расположен неподалеку от Рубцовска, всего в 12 километрах. Выезжаем из города солнечным утром, держа путь на разъезд. Через несколько минут езды по барнаульской трассе мы уже на месте. Сельские дома здесь расположены по обе стороны железной дороги, но больше их все-таки по левую сторону. На разъезде несколько улиц.
– Улиц у нас почти пять, – немного загадочно сказал мне Федор Иванович Сериков, сельский депутат, который сопровождал нас по Зарнице. Его дом оказался самым крайним на одной из улиц разъезда, которая примыкала к федеральной автомагистрали. Отсюда мы и начинаем свое знакомство с Зарницей.
"Я с детства живу с поездами..."
Весна нынче выдалась долгая и холодная, поэтому и посевная в районе, да и в целом в крае, сдвинулась на несколько недель. Сельчане по той же причине тоже еще далеко не все завершили свои весенние посадки, потому многих жителей разъезда можно было увидеть на своих огородах. У соседнего с Сериковыми дома за оградой из сетки рабицы над грядкой склонилась женщина. Это была Любовь Васильевна Ивойлова. Увидев нас, она подошла к забору и мы немного поговорили. Поскольку меня давно занимает вопрос – как могут жить люди в таких местах, где постоянно громыхают и гудят поезда – его я первым и задаю Любови Васильевне.
– Я с детства живу с поездами, мы давно привыкли к ним, так как родилась на станции Мамонтово. Наш дом стоял совсем рядом с железной дорогой. Потом сюда замуж вышла и живу здесь уже 39 лет, поэтому для меня поезда и трассы (имеет в виду проходящую рядом федеральную автомагистраль) – дело привычное, мы не замечаем их шума, – смеется Любовь Васильевна.
Любовь Ивойлова рассказала, что на разъезде она работала заведующей детским садом, а потом – технологом, кладовщиком, мастером на Хлебной базе № 56. Вот уже два года на пенсии. Любовь Васильевну тревожит вопрос организации досуга школьников на разъезде. Ребятишек здесь много, и ей хотелось бы, чтобы для них были организованы какие-нибудь кружки по интересам, чтобы они не бездельничали.
Колодец, колодец, дай воды напиться!
Проходя по разъезду, на его улицах я увидела колодцы, какими пользовались жители многих сел в былые времена – с воротом и ведром на цепи. Над каждым из колодцев устроен небольшой навес в виде домика. Эти колодцы напомнили мне деревенское детство, когда мы ходили к колодцу за водой и носили ее домой на коромысле. Причем умели идти так, что полные ведра воды совершенно не расплескивались.
Оказывается, на разъезде Зарница нет никакого водопровода. Практически у всех жителей установлены современные насосные станции в домах, и проблем с водой почти не случается. Конечно, бывают экстренные ситуации, когда, к примеру, отключается свет, или насос сломается, тогда приходится пользоваться этими традиционными колодцами. Сельчане следят за своими рукотворными источниками воды, и если требуется ремонт колодцев, то жители близлежащих домов собираются и ремонтируют их сами. Правда, в настоящее время для ремонта одного из колодцев на улице Целинной требуется помощь сельсовета, поскольку рядом образовалась большая яма и стало небезопасно.
"Отдыхали только на Алее.
Он рыбачил, а я рядом сидела…"
Люди на разъезде приветливые, улыбчивые и очень открытые. Заходим в калитку одной из усадеб. Здесь осматривает свои огородные владения женщина с необычной фамилией – Валентина Прохоровна Кукла. Она рассказала немного о себе.
– Я живу здесь с рождения, в детстве мы жили в бараках. Раньше наш разъезд назывался 36-м, – рассказывает Валентина Прохоровна. – Когда выросла и отучилась, то устроилась на Хлебную базу №56. Там проработала в лаборатории 27 лет. Квартиру, в которой сейчас живем, получили от базы. У меня общий трудовой стаж 32 года, жаль, что немного не хватило до получения звания "Ветеран труда". Сократили. Мы с дедом оба на пенсии, живем нормально.
– Нравится вам здесь жить, любите свой разъезд? – допытываюсь у Валентины Прохоровны.
– Так всю жизнь здесь прожили, конечно, люблю, – улыбается в ответ. – Моему деду давали квартиру в Рубцовске, так мы не поехали туда, он сказал: "Что я в городе буду делать?" Он много лет отработал на железной дороге, был на хорошем счету, имеет награды за добросовестный и многолетний труд.
– Вы куда-нибудь выезжали отсюда, в отпуск, например? – интересуюсь у нее.
– Никогда мы отсюда не выезжали, и в отпуск никуда не ездили, только на Алей и все. Он там рыбачил, а я рядом сидела.
– Как же вы живете на железной дороге? Поезда громыхают, спать невозможно…
– Мы их не замечаем. Идет себе поезд и иди, Бог с тобою. Нам ничего, нам это не мешает. Вон и машины идут по трассе, гудят и гудят – мы уже привыкли.
Маша и Боня
По улице навстречу нам споро вышагивает маленькая черноволосая девчушка. Вся такая самостоятельная и серьезная. Подходим к ней с Федором Ивановичем, которого она знает и потому не стесняется со мной поговорить и сфотографироваться.
– Как тебя зовут и почему ты идешь одна? – спрашиваю девочку.
– Я Маша Фомина, мне 5 лет. У меня бабушка живет рядом. Я иду домой, мне нужно взять игрушку, а потом опять пойду к бабушке, – бойко отвечает малышка. – Вообще-то я в садик хожу, мне там нравится.
Тут к Маше подбежала маленькая собака. Оказалось, это их дворняжка по имени Степа. Степа крутился около Маши, видимо тоже стремился попасть в кадр. Однако не получилось. Зато Маша сфотографировалась с другой своей собакой по имени Боня.
Никуда отсюда не уеду
Виктор Анатольевич Нуждин всегда был сельским жителем. Он рассказывает о своей жизни на Зарнице.
– Сам я родом из села Захарово, а здесь живу уже 46 лет, – говорит Виктор Анатольевич. – В свое время работал на Хлебной базе №56 начальником охраны, когда она была государственной. Потом она стала частной, и нас сократили. На пенсии уже 12 лет, инвалид. Пенсия у нас небольшая – у меня 10 тыс. руб., у жены – 8 тыс. руб., поэтому держим корову. Молоко сдаем. Еще из живности у нас есть куры. Большим подспорьем для нас является и огород. На разъезде привык, уехать отсюда никуда бы не хотел.
И недалеко живём от города, но добраться туда непросто
Общаясь с сельскими жителями, я заметила, что довольно часто они неохотно фотографируются. В Зарнице решительно не хотела сниматься Любовь Петровна Иващенко. Она рассказала, что уже 40 лет живет на разъезде, сюда на железную дорогу попала по распределению. Отработала три года и перешла работать в лабораторию на Хлебобазу №56, потому что здесь давали квартиры.
Кстати, из разговоров с местными жителями я сделала вывод, что раньше люди здесь в основном работали либо на железной дороге, либо на Хлебной базе № 56. Конечно, были и такие, кто трудился в городе на заводе. Проблем тогда добраться на работу и с работы не было – регулярно ходил пригородный поезд.
– У меня трое взрослых детей – два сына и младшая дочка, – поясняет Любовь Петровна. – Все трое работают на Алтайвагоне. Старший сын живет в Рубцовске, а средний сын и дочь живут здесь, на разъезде. На работу ездят на своих машинах. Лучше было бы, если бы предприятие было здесь, на месте. Конечно, жить нам, пенсионерам, сегодня непросто, пенсии маленькие, поэтому приходится держать свое хозяйство, оно выручает. Кстати, нам стало неудобно добираться до города – нет ни автобуса, ни маршрутки. Когда нужно в город выбраться, приходится нанимать машину, – сетует она.
Мельница восстановлена, требуются рабочие
Вместо знаменитой Хлебной базы №56, о которой упоминали многие сельчане, на разъезде теперь находится частное предприятие ООО Хлебоприемный пункт "Зарница" во главе с директором Николаем Николаевичем Маньшиным. Он оказался на месте во время нашего приезда и и вышел с нами пообщаться.
– У нас мукомольное производство – мельница производительностью 60 тонн в сутки. База развивается – отремонтировали склады, весовую, расширили лабораторию, обновили оборудование. А когда вошли сюда несколько лет назад – был полный развал, разруха. На территории бурьян по пояс рос. Сегодня мы производим муку пшеничную и ржаную разных сортов, кормосмеси для животных и комбикорм для птицы. Производство небольшое, поэтому работающих всего 50 человек. Кстати, из Зарницы у нас работают всего 2 человека, как-то не держатся люди. Рабочих приходится возить из Захарово – 5 человек, из Безрукавки – 15, остальные – из Рубцовска. Сейчас вот нам требуется 6 человек мужчин. Средняя зарплата – 20 тыс. руб., причем выдаем аванс и получку день в день. Задержек не бывает.
Такое вот собрание по-деревенски
Возле ХПП "Зарница" нам встретилась Татьяна Борисовна Вольных. Живет на разъезде с 1973 года. Когда-то работала на Хлебной базе №56 разнорабочей. Дети тоже живут на Зарнице.
– Как вам живется здесь, возле железной дороги? – интересуюсь у женщины.
– А что нам теперь железная дорога? Она для нас сегодня ничего не значит. Раньше пригородный ходил, мы ездили туда-сюда. Теперь не съездишь. Ну, а как живется? Да как всем на Руси, – улыбается Татьяна Борисовна. – Я давно привыкла жить на разъезде, здесь все свое, родное. И люди здесь хорошие. Раньше интересно жили, в клубе художественная самодеятельность была. Сейчас клуба нет, разобрали его. Да и люди теперь как-то изменились, не сильно вытащишь их из дома. Вот только когда коров выгоняем, тогда глядишь – и собрание собралось…
Татьяна Борисовна делится со мной тем, что ее волнует:
– Хорошо бы для ребятишек сделать какой-нибудь затишек, чтобы они могли от непогоды укрыться, когда ждут школьный автобус. Там установлен только остановочный знак, нет никакого навеса. Если бы сельсовет немного помог нам, мы бы и сами какие-то вложения сделали и собрали бы деньги, чтобы построить остановку.
И всё-таки иногда хочется тишины…
Несмотря на утро, летнее солнце уже высоко. На небе ни облачка. Жарко. Издалека доносится крик петуха. Неподалеку от жилья пасется теленок, привязанный к колышку; другой лежит в траве, разомлев от жары.
Совсем рядом с железной дорогой стоит дом Быковых. Хозяин Анатолий Иванович придерживает собаку, и мы заходим во двор. На крыльце нас встречает его жена Мария Ивановна. Анатолий Иванович, наконец, привязал собаку и присел на лавку у дома. Наша беседа началась.
– Вообще-то я родом из Рубцовска. На Зарницу приехал в 1991 году, когда началась перестройка, трудное время было. Здесь все-таки полегче жилось. Работал на железке сначала путейцем, потом дефектоскопистом. На дефектоскопе ездили, проверяли рельсы. Получили квартиру от железной дороги, так и остались здесь. Отсюда и на пенсию ушел, – рассказал Анатолий Иванович.
– Живем мы нормально, коз много держим. Они в сарае у нас, не выпускаем их, больно шкодливые, – присоединилась к разговору Мария Ивановна. – На улице только две козы на травке пасутся, на привязи. Еще кур держим, были у нас и кролики, да вот сейчас последнего внуку отдали.
Тут по рельсам прогрохотал поезд, заглушая слова хозяйки, однако шум быстро стал отдаляться, потому что прошли всего два локомотива в сцепке без вагонов. И опять наступила тишина, прерываемая редким лаем собаки.
– Ну, вот как тут можно жить? – спрашиваю Быковых.
– Мы к этому привыкли, не слышим их грохота. Это сейчас их два прошло, а то ведь составы идут по 60 вагонов, – говорит Анатолий Иванович.
– Теперь нам уже поздно что-то менять, куда-то ехать. А если бы раньше – я бы хотела в Тишинку уехать жить. Как-то раз попала туда – как же там тихо и красиво! Мне очень понравилось. Тут вот шум, а там тишина. Не случайно, наверное, деревню Тишинкой назвали, – вновь включилась в разговор Мария Ивановна.
Постараться не растерять самого главного
Побывать на разъезде и не увидеть его визитную карточку – старое здание с помещением для дежурного по станции, кассой и с вывеской "Зарница" просто немыслимое дело. Сколько раз приходилось мимо него проезжать на поездах! Прошу Федора Ивановича отправиться туда, чтобы запечатлеть здание для истории.
– Нет уже этого здания, сгорело два года назад, – сообщил Федор Иванович.
Мы подошли к платформе, на которой происходит посадка и высадка пассажиров. Здесь одиноко и сиротливо стоит небольшой стенд с названием разъезда и информацией для пассажиров о пригородном сообщении. Чуть поодаль ждет своих редких пассажиров небольшой павильончик с навесом, такие сегодня устанавливаются на автобусных остановках. Глядя на эту современную картинку, стало немного грустно, будто что-то важное и значимое для сердца безвозвратно утеряно.
Во время экскурсии по разъезду Федор Иванович Сериков немного рассказал о себе.
– Приехал на Зарницу в 80-м году. До этого жил и работал в Томской области, хотя сам я тишинский. Там для меня оказался климат неподходящий, пришлось вернуться. Как и многие, работал на Хлебной базе №56. Получил на разъезде жилье. Работал на предприятии сварщиком, механиком, старшим мастером, главным энергетиком, а последние 17 лет – главным инженером. Сейчас на пенсии. Люди вот избрали меня депутатом.
За время нашего почти трехчасового общения я увидела перед собой человека, всей душой болеющего за разъезд, ставший для него родным за долгие годы. Федор Иванович прилагает все свои силы, чтобы в Зарнице людям стало жить хоть чуточку комфортнее. Для этого он постоянно обращается за поддержкой и в Безрукавский сельсовет и к своим односельчанам. Потому что только вместе, только сообща можно что-то сделать, можно благоустроить и украсить место, где ты живешь.
НЕМНОГО ИСТОРИИ
Разъезд Зарница появился на земле Рубцовской в 1930 году и назывался он тогда "разъезд 36". В то время на разъезде было всего 5 домов. Постепенно число жителей увеличивалось. В 1955 году началось строительство Хлебной базы № 56, относящейся по подчиненности к Министерству обороны СССР. В 1964 году посёлок стал называться Зарницей. В это время здесь уже было 60 дворов, небольшая школа, клуб, два магазина, баня, медпункт.
Сегодня разъезд Зарница входит в состав Безрукавского сельсовета. В настоящее время на разъезде 70 дворов, в которых проживают 230 человек, в том числе 48 детей.