Ощущение причастности рубцовчан к Шукшинским дням подарил их земляк, продюсер и сценарист Анатолий Чижиков. В Рубцовск он привёз фильм "Лили", режиссёрами которого выступили его сыновья Антон и Илья. Премьера состоялась в зале Городского дворца культуры. В широкий прокат картина выйдет через пару месяцев.
Перед началом кинопоказа он встретился с журналистами и рассказал…
…о рождении сюжета
"У Василия Шукшина есть рассказ "Чередниченко и цирк", где экономист из маленького районного городка влюбляется в циркачку и фантазирует, как они будут жить. В конце концов он делает ей предложение, а потом начинает сомневаться.
Наши молодые режиссеры пошли дальше в несколько похожем сюжете. Здесь комбайнер влюбился не просто в циркачку, а в лилипутку. Окружающие говорят, что они не пара, но герои преодолевают все трудности и доказывают свое право на такую вот необычную любовь.
Это хорошая, добрая, домашняя история. Думаю, фильм зрителям понравится. Не припомню, чтобы про такую пару снимали кино. По-моему, эта тема не раскачивалась.
Автор сценария Алексей Тим. По жанру это трагикомедия".
…о жизненных параллелях
"В главной роли снималась девушка-лилипуточка Олимпия Ивлева, профессиональная певица из Питера. Когда она прочитала сценарий, сказала: "Это же про меня! Хотите моего парня посмотреть"? И тут на мотоцикле въезжает широкоплечий детина под два метра ростом, классный такой, с фактурой комбайнера. Правда, он рокер. И у них роман.
Она выступает в интересной группе: у них там несколько больших людей и несколько маленьких".
…о сыновьях
"Дебютировали сыновья не у меня. Они умудрились снять очень талантливую короткометражку по сценарию Алексея Тима. Она называлась "Ушелец". Фильм отдали на студенческий фестиваль "Святая Анна". Он там получил гран при. В жюри сидел известный продюсер Сергей Сельянов. И ребята получили от него полнометражный дебют "Парень с нашего кладбища". Он имел хороший прокат, взял несколько зарубежных призов. По сюжету мальчишка попал сторожем на кладбище и у него начались приключения. Это мистика, комедия. Фильм уже показывали на СТС и Рен ТВ, есть он и в Интернете.
После этого мы пригласили их к себе на студию и доверили снять сразу два фильма: "Лили" и "Аниматор". Первый канал посмотрел уже готовые фильмы и пригласил ребят снимать 12 серий очень интересного проекта под названием "Казанова в России". Казанова ведь действительно приезжал в Россию, жил в Петербурге и даже два или три месяца был в Москве. Он влюбился в нашу крепостную девушку и у них был очень красивый роман. Вот про это будет 12 серий".
…о выборе профессии
"У меня родители работали на Рубцовской студии телевидения. Отец – сначала оператором, потом режиссером, мама – помощником режиссера. В то время записи не было, только прямые эфиры, даже театральные постановки. А каждое воскресенье шли детские программы, их делали дети. Мы с сестрой тоже участвовали в этом. К сожалению, в 1965 году студия прекратила существование, потому что поставили вышку и пошли прямые программы из Барнаула и Новосибирска. Почему-то решили этот творческий штат распустить и все разъехались по разным городам.
У меня два образования. Первое – литературное, второе – сценарное. Университет никогда не помешает, потому что первое образование все-таки должно быть универсальным. Оно дает базу для дальнейшего развития.
Старший сын Антон тоже сначала учился в литинституте, а затем во ВГИКе. Младший Илья окончил экономический факультет, где учат продюсерству, после этого высшие режиссерские курсы. Оба не только учились, но параллельно работали. Антон был механиком камеры – носил за оператором оборудование. Илья на нескольких сериалах работал как директор. Узнал всю экономику изнутри, а потом уже поступил на высшие режиссерские курсы.
Наталья Чижикова – главный экономист нашей фирмы и моя жена. Можно сказать, что у нас семейная студия".
…о работе со сценаристами
"Когда приносят интересный сценарий, сразу видно, что он качественный. Тогда мы начинаем под него искать деньги и режиссера. А еще мы много заказываем. 15 лет работаем с драматургом Алексеем Тимом, вместе придумываем какие-то вещи, например, "Алхимика". Долгое время сотрудничали с Эдуардом Володарским, продолжаем с Аркадием Ининым, Виктором Мережко. Такие вот крепкие интересные люди. Часто бывает так, что возникает замысел, они начинают работать со сценарием, а мы параллельно ищем для этого средства и собираем творческую группу.
Хочется больше успеть. Если работать только как драматург, можно сделать максимум один проект в год. А у продюсера получается пять-шесть проектов, это ежедневная кропотливая работа. На отпуск остается в лучшем случае неделя.
Роли случаются, когда режиссеры предлагают. Я не считаю себя каким-то большим артистом, меня приглашают иногда из-за фактуры. XIX век – вот это лицо оттуда"!
…о бедах кинематографа
"В рамках Шукшинского фестиваля проводился "круглый стол", на котором кинематографисты Западной Сибири рассказывали о своих проблемах. Беда одна: не хватает финансирования. Единственный город, который плодотворно занимается кино, это Томск. С одной стороны там нашлись небедные люди, которые выделяют хорошие бюджеты, а с другой им помогает администрация. А даже такой город как Новосибирск плетется в хвосте. Та студия документальных фильмов, которая всегда славилась хорошим качеством кино, сейчас в запустении.
Талантливых людей с горящими глазами у нас много, но все они натыкаются на одно: мало денег. В любую индустрию надо вкладывать деньги: хоть в кино, хоть в тракторный завод. Надо стремиться жить получше, побогаче и тогда все наладится".
…о Шукшинском фестивале
"В этом году больше участников, очень много молодежи со всей страны. Все стало энергичней. Открытие было замечательное. Использовались новые технологии, многоэкранная система. У выступающих все по-настоящему, не чувствуется никакой фальши. Многие фестивали, к сожалению, отличаются своей фальшивостью и не хочется там находиться, потому что все понарошку. А здесь сохранился дух Шукшина".
…о перспективах для молодежи
"Если есть мечта, значит, надо ее достигать. Что касается кинообразования, то сейчас очень много киношкол: и в Москве, и в Питере, и в других городах-миллионниках. Чтобы стать режиссером, не обязательно учиться пять лет. Достаточно иметь высшее образование и поступить на двухгодичные высшие режиссерские курсы. За два года человек получает профессию и дебютный короткометражный фильм. Ну а дальше уже нужно доказывать, что ты можешь и умеешь.
Если говорить о возможностях, то их сейчас гораздо больше, чем в советское время, когда было всего два профильных института. А теперь многие хорошие люди пошли преподавать. Поэтому, если у кого-то есть мечта работать в кино, значит, надо этим заниматься, ничего страшного нет".
…о Рубцовске
"Рубцовск – мой родной город. Я когда-то учился в школе №18, ее уже давно снесли. Интересуюсь жизнью Рубцовска, читаю новости. Знаю, что были и паводок, и ураганы.
Сейчас успел увидеть, что дороги стали лучше по сравнению с прошлым годом. С промзоной дела обстоят похуже. Но когда в город въезжаешь, то очень радует, что горожане лучше стали жить. Еще бы завод восстановить – вообще было бы хорошо".