Что или кто обеспечивает долговечность существования железного богатыря? Вторую жизнь "Кировцам" дают на ООО "Рубцовский ремонтный завод". За подробностями мы отправились к директору Ю.А. МАКСИМОВИЧУ.
– Юрий Александрович, начните, пожалуйста, с краткой истории вашего предприятия.
– Предприятие действует с 2002 года. Производственная база разместилась в одном из цехов бывшего завода РЗЗ. Сперва занимались продажей запчастей. В 2007 году стали осуществлять капитальный ремонт сельхозтехники. Начали с узлов и агрегатов на трактора Т-4. Специализация – алтайские трактора, когда-то производимые на АТЗ. К 2009 году освоили капитальный полнокомплектный ремонт тракторов К-700: сначала узлов и агрегатов, потом полный цикл. Постепенно набирали коллектив, приобретали оборудование, осваивали технологии, разрабатывали чертежи. Собрали первый, второй, третий трактор… Люди оценили нашу деятельность и теперь знают, что мы качественно ремонтируем, причем с гарантией. Сейчас беремся за трактора, выпущенные 30-40 лет назад.
– Почему именно ремонт тракторов К-700 стал базовым видом деятельности?
– Мы к этому постепенно подходили. Лет десять назад парки сельхозпредприятий в основном были оснащены гусеничными тракторами Т-4, но их перестали выпускать в связи с ликвидацией завода, и они со временем морально устарели. Их стали заменять "Кировцы" – трактора технологичные, более мощные, с большей производительностью, поэтому хозяйства стали отдавать предпочтение им. А мы уже ориентировались на запросы рынка.
– Какие виды ремонтов вы производите?
– Основная специализация – ремонт узлов и агрегатов на К-700. Помимо этого, производим ремонт двигателей автомобильных и тракторных. Ремонт двигателей подразумевает несколько операций: коленвалы, топливная аппаратура, головки и прочее. Также производим полнокомплектный ремонт тракторов. Эти услуги востребованы на рынке. Мы стараемся придерживаться адекватных цен. Многих это привлекает. К примеру, приобрести новый трактор стоит от 8 млн рублей, а отремонтировать К-700 – 2 млн рублей.
– Выше Вы обмолвились о качестве проводимых работ…
– В начале нашей деятельности сразу была определена политика: если торговать и оказывать услуги некачественно, то развития быть не может. Поэтому были задействованы чертежная база и измерительные приборы, приобретено специальное оборудование для проверки запчастей, введена должность контролера, осуществляющего входящий контроль. К примеру, приходит шестеренка, ее по всем параметрам проверяют. Также и во всем остальном. Так что мы сделали упор на качество, чтобы завоевать доверие потребителей. С нами сотрудничают более 160 хозяйств края. Одному фермеру сделали ремонт хорошо, он еще трем рассказал. Из каждого района 2-4 фермера уже к нам обращались. Есть хозяйства, которым мы отремонтировали по 6 – 8 тракторов. Поэтому география заказчиков у нас обширная: от Алтайского края до Лабытнанги в Ямало-Ненецком автономном округе. Казахстан наш давний клиент.
– К вам привозили трактор из Лабытнанги?! Это же порядка двух тысяч километров…
– Да, поскольку там нет подобных предприятий. А заказ, ввиду суровых погодных условий, оказался весьма специфичным: нужно было навесить две лопаты – спереди и сзади. В целом мы отгрузили туда 8 тракторов К-700.
– Судя по отзывам руководителей сельхозпредприятий района, обращавшихся на ваше предприятие, вы усовершенствуете трактора?
– Да. Большие изменения мы не можем внести в конструкцию, но кое-что модифицировали, например, бампер, крылья, капоты, двери. Гидравлику можем улучшить. В плане комфортабельности внедряем в кабинах печки, кондиционеры, шумоизоляцию.
– На какой срок даёте гарантию?
– На полнокомплектно отремонтированный трактор даем год гарантии, на узлы и агрегаты – по-разному, согласно паспортам. Вообще, считаю, будущее за теми, кто соблюдает гарантийные обязательства. Гарантия – это большой плюс, который привлекает заказчиков. Другой плюс – своя выездная ремонтная бригада. Это устраивает фермеров, поскольку у них нет специалистов для устранения поломок, но они знают, что могут рассчитывать на нас.
– Учитывая специфику предприятия, вам нужны узкие специалисты. Где находили профессионалов?
– Помните начало двухтысячных годов? Основные градообразующие заводы прекратили свое существование, а людские ресурсы остались не у дел. Кадры набирали по объявлениям, искали через знакомых. Токари, фрезеровщики, расточники, шлифовальщики – все эти профессии были востребованными в свое время на заводах и нам тоже пригодились.
– На что вы ориентируетесь при приёме специалиста, какие требования к нему предъявляете?
– Первое – это, конечно, опыт работы, чтобы человек пришел и сразу включился в процесс. Поскольку производство у нас серьезное, то по своим каналам проверяем на различные виды зависимости. Проверяем трудовую книжку, какие профессиональные навыки приобрел, что на станках умеет. Кого-то обучаем. Главное, чтобы специалист понимал задание и работал строго по документации.
– У вас сейчас полный штатный комплект?
– Нет. Вся проблема в том, что постепенно старые кадры уходят на пенсию, а молодых людей трудно привлечь, поскольку они хотят быть юристами, бухгалтерами. Да и средние учебные заведения практически перестали подготавливать специалистов рабочих профессий. Поэтому мы вынуждены выискивать молодых людей, в частности, в сельских населенных пунктах, обучать их, стажировать. У нас был пример, когда девушка из сельской местности устроилась уборщицей и проявила интерес к шлифованию коленчатых валов. Постепенно научили ее пользоваться измерительными инструментами. Она прошла стажировку и лет 5 была незаменимым работником. Так что если мы видим заинтересованность, помогаем в профессиональном росте.
– Я правильно понимаю, что у вас есть своё конструкторское бюро?
– Есть конструктор и технолог, четыре контролера. Какие-то детали изготавливает сам завод, поскольку так нам проще контролировать качество.
– Напоминает советские традиции хозяйствования…
– Просто сама жизнь заставляет. Мировая тенденция такова, что объемы потребления товаров и услуг растут, однако при этом снижаются срок службы и другие важные показатели. У нас же основной принцип работы: надежность, качество, гарантия.