Анализ выявил более 26 тыс. (19%) жалоб на ложное информирование о
штрафах за нарушение карантина и на предложения купить универсальный
бессрочный пропуск. В 15% сообщений мошенники обещают содействие в
получении материальной помощи от государства, что затем оборачивается
фишингом платежных реквизитов. Третий по распространенности способ
мошенничества – создание фишинговых сайтов для оплаты коммунальных
платежей. О таком способе обмана рассказывается в 10% сообщений.
"Из-за ограничительных мер граждане находятся в тревожном состоянии, их
растерянность притупляет чувство бдительности. В условиях цифровизации
люди привыкают, что с помощью интернета можно получить если не любые, то
большинство необходимых услуг. К сожалению, многие забывают о мерах
безопасности и кликают на первую всплывающую в Сети или присланную
неизвестными ссылку, что приводит к негативным последствиям", – отметила
руководитель проекта ОНФ "За права заемщиков" Евгения Лазарева.
В 9% проанализированных экспертами ОНФ сообщений пользователи
рассказали, что подверглись обману при попытке узнать или исправить свою
кредитную историю. 8% связаны с "уведомлениями" об экстренной
госпитализации родных и необходимостью перевести деньги на оплату
медицинской помощи. Почти 10 тыс. сообщений (7%) касаются лжеволонтеров,
обещающих купить и доставить продукты и средства гигиены. В 6% сообщений
жалуются на вредоносные ссылки сервисов "отслеживания COVID-19".
Предоплата за средства индивидуальной защиты, включая маски и
антисептики, фигурирует в 5% проанализированных сообщений. Проверка
данных по кредитам во время карантина – ложные рассылки и звонки о
"внеплановой проверке" кредитных начислений с фишингом реквизитов также
зафиксироваы в 5% сообщений. Примерно такое же количество жалоб связано
с имитацией звонков из Пенсионного фонда России.
Относительно немного (4%) сообщений – о предложениях провести
экспресс-тестирование на наличие коронавируса и антител. Такие мошенники
действуют как в интернете, так и при обходе домов. Финансовые пирамиды,
обещающие кратно приумножить сбережения без налога на доход, упоминаются
в 3% сообщений. Всего 2% сообщений связаны с туризмом и развлечениями –
мошенники предлагают по предоплате купить дешевые туры после завершения
режима ограничений и обещают гарантированно вернуть деньги за
несостоявшиеся зарубежные поездки или концерты.
О случаях мошенничества под предлогом дезинфекции квартир и домов
рассказывается только в 1% опубликованных сообщений. Столько же жалоб в
Сети касаются услуги "выявления коронавируса на районе", когда под видом
хакеров мошенники продают данные статистики оперативного штаба из якобы
взломанных баз данных о заболевших коронавирусом в близлежащих домах и
районах.
"К сожалению, мошенничество – это очень гибкое явление. Злоумышленники
быстрее всех ориентируются и перестраиваются под существующую
действительность. Это касается не только спекуляций на тему пандемии
коронавируса. Как только правоохранительная система и правозащитные
институции обнаруживают методы борьбы с одной схемой, злоумышленники
практически мгновенно изобретают новые способы отъема денег у граждан",
– подчеркнула Лазарева.
Источник информации onf.ru
Общероссийский народный фронт (ОНФ) – это общественное движение,
созданное в мае 2011 года по инициативе президента РФ Владимира Путина,
которое объединяет активных и неравнодушных жителей страны. Лидером
движения является Владимир Путин. Главные задачи ОНФ - контроль за
исполнением указов и поручений главы государства, борьба с коррупцией и
расточительством, неэффективными тратами государственных средств,
вопросы повышения качества жизни и защиты прав граждан.