В последнее время не только в Алтайском крае, но и в России, в целом,
широкое распространение получили так называемые дистанционные
мошенничества, совершаемые с использованием мобильной связи и сети
Интернет. О профилактике подобных преступлений в сфере IT-технологий,
защите своих персональных данных, о том, что нужно знать гражданам,
чтобы не стать жертвой злоумышленников рассказывает Эдуард
Сороколетов,
начальник Управления уголовного розыска Главного
управления МВД России по Алтайскому краю.
- Эдуард Олегович, какие виды дистанционного мошенничества в крае
встречаются чаще всего?
- На сегодняшний день в крае распространены мошенничества, совершаемые
с номеров 8800 и 495, которые граждане воспринимают как "горячие линии"
банков. Злоумышленники сообщают, что являются сотрудниками службы
безопасности банков, и что с вашего счета произошло несанкционированное
списание денежных средств, либо говорят, что карта заблокирована. Просят
назвать реквизиты карты, пароль CVC и коды доступа, пришедшие по СМС.
Таким образом получают полный доступ к счёту и похищают деньги.
Сотрудники полиции совместно с экспертами Центробанка постоянно
напоминают о том, что ни коем случае нельзя подходить к банкомату и
вообще выполнять какие-либо манипуляции с использованием информации о
своих картах и счетах под диктовку неизвестных лиц по телефону.
Кроме этого, потребителей обманывают при сделках купли-продажи,
которые заключаются через интернет. Злоумышленники выставляют
объявления, потерпевшие перечисляют оплату или аванс за товар,
объявления тут же исчезают, а телефоны "липовых" продавцов оказываются
недоступны. Либо обратная история: потерпевшие размещают объявления, а
им звонят мошенники, якобы, для того, чтобы перевести аванс. Люди сами
сообщают коды и пароли доступа к счету и в результате лишаются средств.Имеют место взломы страниц в социальных сетях, когда приходят письма от
имени знакомых с просьбой занять деньги. Достоверность такого письма
нужно обязательно перепроверить у знакомого или близкого человека,
который входит в круг друзей вашего аккаунта и от имени которого пришло
сообщение. Популярен такой вид мошенничества как предложение помощи
для оформления кредита. В результате граждане сами передают данные
своих документов, карт, счетов, и мошенники пользуются этими данными,
чтобы похитить имеющиеся на счетах средства или оформить кредит на
ничего не подозревающего гражданина, а полученные в кредит деньги опять
же оказываются похищенными. Пожилым людям часто предлагают купить
медицинские приборы либо БАДы, после чего в базе остаются их
персональные данные и номера телефонов. Через некоторое время
потерпевшим вновь звонят потенциальные мошенники и говорят, что вам
положена компенсация за приобретенный некачественный товар либо БАД.
Но за получение этой компенсации предлагают перечислить на чужие счета
достаточно приличные суммы. В надежде получить бОльшее пожилые люди
лишаются своих сбережений.
- Хотелось бы немного статистики: насколько активизировались
мошенники?
В
чем
сложность
борьбы
с
дистанционными
мошенничествами?
- Количество дистанционных мошенничеств неуклонно растет. В крае за
полгода количество подобных преступлений возросло на 46, 7 % (с 560 до
1511 преступлений). Противоправные деяния совершаются с использованием
большого количества сим-карт и телефонов. При этом мошенниками
используются различные платежные системы. Они действуют с территории
других регионов. Будучи хорошими психологами, мошенники в телефонной
беседе под различными предлогами уговаривают людей перевести деньги с
их банковских карт на счет некоего абонентского номера через те или иные
платежные системы (экспресс-переводы, онлайн-сервисы) или же передать
их лично в руки неустановленному лицу. К сожалению, основной причиной
распространенности телефонного мошенничества по-прежнему остается
доверчивость граждан. Чаще всего жертвами становятся женщины и люди
пожилого возраста.
— Эдуард Олегович, что нужно знать гражданам, чтобы не стать
жертвой мошенников?
— Нужно быть бдительными и обязательно перепроверять поступившую
информацию. Прекратить разговор со звонившим и самим позвонить на"горячую линию" банка. Обращаю особое внимание – никогда сотрудники
банков инициативно не звонят клиентам. Код с обратной стороны карты
(CVC) нельзя никому сообщать ни при каких условиях! В социальных сетях
использовать более сложные, многоступенчатые пароли, чтобы страницу не
взломали. При продаже-покупке через Интернет нужно внимательно изучать
страницу продавца. Ни при каких обстоятельствах нельзя передавать
посторонним лицам сведения о своих счетах и банковских картах, а также не
совершать никаких действий со своими картами и вкладами, о которых
просят незнакомые лица по телефону. При возникновении любых вопросов
либо сомнений необходимо проконсультироваться непосредственно в
отделении банка, позвонить на горячую линию кредитной организации,
уточнить сведения по телефону доверия полиции, обратиться в ближайшую
дежурную часть или даже к сотруднику полиции, которого вы увидели на
улице. Будьте бдительны. Не отдавайте свои деньги мошенникам!