Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Общественно-политическая газета Рубцовского района Алтайского края

658200, Алтайский край, Рубцовский район, г. Рубцовск, ул. Карла Маркса, 184
телефон: +7 (38557) 4-30-12
e-mail: hleborobalt@yandex.ru

Направления деятельности прокуратуры в сфере борьбы с коррупцией

Проблема коррупции обрела глобальный и системный характер. Помимо этого, она стала непреодолимым препятствием на пути социально - экономических развитий, а также государственно - правовых преобразований.

Последствия данного явления сказываются на жизнедеятельности большинства граждан. Следствием этого явления органы власти и управления, хозяйствующие субъекты несут невосполнимые расходы, которые существенно снижают экономику и инновационное развитие.

Важнейшим направлением государственной деятельности и органов прокуратуры Российской Федерации - противодействие коррупции. Данной задаче отводится специальная роль в осуществлении антикоррупционного законодательства и обеспечении его соблюдения.

Понятие противодействие коррупции представляет собой деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий.

Один из органов, осуществляющих контрольно - надзорную деятельность по борьбе с коррупцией - это прокуратура РФ.

Согласно части 1 статьи 129 Конституции РФ "полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом". В соответствии с ФЗ РФ "О прокуратуре" "Прокуратура Российской Федерации - это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющий от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации".

Также на прокуратуру возложено несколько полномочий согласно осуществлению административного принуждения за нарушения законодательства о противодействии коррупции. Прокуратура наделена также значимыми полномочиями по осуществлению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов.

Основой осуществления антикоррупционной деятельности являются Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 17 января 1992 года №2202-I "О прокуратуре Российской Федерации", Федеральный закон от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ "О противодействии коррупции", а также иные федеральные законы.

В статье 36 Конвенции ООН против коррупции в 2007 году в составе Генеральной прокуратуры РФ образовано управление по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции.

Также существуют специализированные подразделения субъектов РФ, исполняющие следующие функции: "исследование и анализ исполнения законодательства о противодействии коррупции и формирование предложений по его совершенствованию; обнаружение коррупционных проявлений в деятельности различных государственных органов и органов местного самоуправления и проведение по ним соответствующих проверок; возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования, в том числе в отношении юридических лиц, по фактам коррупционных правонарушений; оценка нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, и других государственных органов и организаций, органов местного самоуправления, их должностных лиц на коррупциогенность; осуществление надзора за соблюдением уголовно - процессуального законодательства в процессе расследования уголовных дел о фактах коррупции; поддержание государственного обвинения по уголовным делам о преступлениях коррупционной направленности; регулирование деятельности правоохранительных органов по борьбе с коррупцией; участие в международном сотрудничестве с антикоррупционными структурами других стран и международными организациями".

В статье 36 Конвенции ООН против коррупции в 2007 году в составе Генеральной прокуратуры РФ образовано управление по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции.

Принимая во внимание комплексный характер коррупции, она может наблюдаться в различных случаях. Прежде всего это исполнение законодательства.

Особо следует выделить те сферы законодательства, в которых она проявляется наиболее часто. Это такие его виды как бюджетное, антимонопольное, законодательство об использовании государственного имущества, о государственных закупках, о противодействии легализации преступных доходов и др.

Коррупция наблюдается также и в области управления. Задачей этих подразделений прокуратуры в этом направлении являются планирование и проведение мероприятий по противодействию коррупции в сфере исполнения законов и других НПА органами власти. Она должна при этом взаимодействовать с другими подразделениями Генеральной прокуратуры РФ, которые осуществляют функции надзора.

Генеральным прокурором утверждена новая стратегия деятельности органов прокуратуры по противодействию коррупции, в соответствии с которой прокуроры ориентированы как на проведение проверок исполнения законов, так и на выявление коррупционных проявлений, а также их причин и условий возникновения.

Одной из основных задач надзорной деятельности является своевременное предотвращение коррупционных правонарушений, обнаружение, устранение причин и условий, а также минимизация и ликвидация результатов коррупционных правонарушений.

С целью получения сведений о коррупционных проявлениях прокурорам субъектов РФ, городов, районов и других территориальных, приравненных к ним военным прокурорам необходимо взаимодействовать с общественными организациями, средствами массовой информации, субъектами предпринимательской деятельности. Формировать проверки сведений о коррупционных правонарушениях, исполнять решения о привлечении виновных к ответственности.

В целях улучшения деятельности по раскрытию преступлений обеспечивать необходимое деятельность регулярно функционирующих рабочих групп контрольно - надзорных органов, планировать и реализовывать совместные профилактические мероприятия; усилить надзор за законностью правовых актов органов государственной власти, органов местного самоуправления в области противодействия коррупции, а также акты, которые устанавливают запреты и ограничения в сфере реализации прав и свобод граждан.

Прокурорский надзор, в какой бы сфере он ни осуществлялся, всегда носит универсальный характер. Предметом всегда является соблюдение норм права всеми субъектами право применения без исключения.

Проведя прокурорский надзор за соблюдением законодательства о противодействии коррупции, прокуроры выносят представления, протесты, предостережения, а также постановления. В процессе проведения такого надзора в соответствующей области наиболее часто выявляются нарушения запретов и ограничений, обусловленных государственной службой, нарушение сроков и порядка представлений о доходах и имуществе государственного и муниципального служащего и его супруги (супруга), а также несовершеннолетних детей.

Прокуратура принимает активное участие в правотворческой деятельности, которая непосредственно касается вопросов противодействия коррупции, помимо этого, прокуратура выпускает специальные издания по данной тематике.

Кроме того, прокуратура считается одним из главных субъектов антикоррупционной экспертизы нормативно правовых актов и их проектов. Так, в компетенцию прокуратуры входи экспертиза НПА как госорганов, так и любых организаций, а также их должностных лиц.

Определены вопросы, по которым должна проводиться экспертиза. Это прежде всего, права, свободы человека и гражданина, их обязанности. Сюда включены вопросы государственной и муниципальной собственности, государственной и муниципальной службы. Помимо этого, исходя из полномочий прокуратуры в сфере надзора, в перечень объектов экспертизы, включаются различные виды законодательства: бюджетного, налогового, таможенного, лесного, водного, земельного, градостроительного, природоохранного. В том числе это и законодательство о лицензировании, и регулирующее работу государственных корпораций и др.

В соответствии с Федеральным законом от 17 июля 2009 г. №172 - ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" и в соответствии со ст. 9.1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор в ходе осуществления своих полномочий осуществляют антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов.

Таким образом, прокурорский надзор направлен не только на раскрытие факторов коррупции, которые привели к совершению преступления данной направленности, но также направлен на предотвращение коррупционных правонарушений и преступлений. Выявление данных факторов находит свое отражение в проведении прокурорской проверки. Пресечение данных факторов выявляется при проведении антикоррупционной экспертизы, в частности Прокуратурой.

Кроме того, деятельность в противодействии коррупции носит системный характер, который касается не только вопросов надзора законодательства, но и нормотворческой инициативы, проявляющейся в антикоррупционной экспертизе нормативно - правовых актов и указание на недочеты, которые являются фактором возможного проявления коррупциогенных факторов.

Автор: О.Н. Гурина, старший помощник прокурора Рубцовского района, младший советник юстиции


По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 144

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика