К примеру, Адриана Шелепова жила в селе Вишневка, училась в Новониколаевской школе, высшее образование получала в Алтайском государственном педагогическом университете по специальности учитель русского языка и литературы. Даже недолгое общение с молодым специалистом оставляет впечатление: она человек здравомыслящий, самокритичный, артистичный, который не боится отступать от нормы и задействовать собственное видение. Возможно, ее с радостью приняли бы в любом городском образовательном учреждении, и она могла бы быстро сделать карьеру. Однако Адриана предпочла путь сельского учителя и вернулась в район. Второй учебный год она ведет в Новороссийской школе уроки русского языка и литературы.
– В школе у нас был учитель, который меня вдохновлял, это – Николай Николаевич Вершин, – рассказывает Адриана. – Мне так нравилось, как он преподавал! Он умел преподнести все легко и просто. К тому же у меня предрасположенность к русскому, поэтому все прекрасно получалось.
Адриана убеждена, что сделала правильный выбор, и, в принципе, она довольна, как складывается ее судьба. Разумеется, бывают моменты усталости и разочарования, но к ней уже пришло осознание, что не может быть всегда все хорошо или всегда все плохо. Она поняла, что жизнь – своеобразные качели, под которые надо подстраиваться и качаться с ними в такт. К примеру, всегда использовать свой потенциал для профессионального роста. В текущем учебном году как раз представилась такая возможность, и Адриана вместе с Татьяной Евгеньевной Пахоруковой, учителем русского языка и литературы со стажем, приняли участие в конкурсе "Молодой педагог+наставник". Из 30 пар-участниц в финал вышли пять, и среди них – Адриана с Татьяной Евгеньевной!
Участие в конкурсе позволило проявиться одной особенности: оказалось, у Адрианы есть талант видоизменять существующие формы обучения. К примеру, прием "фишбоун", когда обозначается проблема и для ее решения рисуется скелет рыбки, где ребрышки рыбки – это причины, голова – проблема, а хвостик – это вывод. Адриана так его усовершенствовала, как еще никто не предлагал. При разборе на уроке литературы сказки "Колобок" она поместила скелет рыбки в необходимую среду – аквариум.
– Получилось следующее, – рассказывает Адриана. – Скелет – это проблемные вопросы произведения, аквариум – это другие составляющие и уровни, которые и рождают произведение во всей красе. Например, песок в аквариуме – это хронотоп, т.е. пространство и время; корм для рыбки – тропы, средства выразительности; камни – второстепенные персонажи и герои; звезды – главные и т.д. Урок проходил не просто в формате "вопрос – ответ", дети еще и фиксировали определенные моменты, что способствовало лучшему запоминанию материала.
В итоге наша пара сельских педагогов заняла в краевом конкурсе 3 место. Результат впечатляющий еще и потому, что для Адрианы это вообще самый первый конкурс на учительской стезе.
Состязание с коллегами – это ощутимые затраты по времени, усилиям, моральному и психологическому напряжению. Остановят ли эти препятствия молодого специалиста в будущем?
– Нет, – с уверенностью отвечает Адриана. – Для того, чтобы в жизни чего-то добиться, нужно прилагать усилия. Я готова к тому, что меня на протяжении жизни будут встречать как разочарования, так и достижения, победы. Думаю, они будут компенсировать друг друга. Эмоции, чувства – это часть жизни. С одной стороны, если не испытывать весь спектр переживаний, жизнь будет неполноценной. С другой стороны, надо относиться с определенной долей лояльности к ситуациям, при которых эти переживания возникают. Особенно нельзя зацикливаться на негативных переживаниях, иначе это застопорит мое развитие и тех людей, которые зависят от меня и моей работы, и детей, которые ждут от меня хорошего настроения и новых знаний.
Адриана согласна с тем, что конкурсы являются инструментом самопознания, саморазвития, самопродвижения. У нее сформировалось мнение, что опыт надо адаптировать, она намерена использовать навыки коллег и делиться своими наработками.
Адриана готова к новым творческим испытаниям. Поэтому возникает животрепещущий вопрос: зачем ей заявлять о себе?
– Это дает возможность упрочить внутреннюю уверенность, – поясняет наша героиня. – Когда я решаю какие-то задачи, то, в первую очередь, доказываю себе, что что-то могу. Таким образом я поддерживаю свое вдохновение, запал, настроение, и мне приятно осознавать, что я тоже могу быть полезной в этом мире, могу создать что-то значимое, ценное для других.
Российских учителей, особенно сельских, и Адриану в том числе, по праву можно назвать национальной гордостью. Применяя инновационные технологии, они по-прежнему стараются сохранять и приумножать отечественные вековые ценности: нравственность, духовность, патриотизм, межличностные отношения, тягу к знаниям и самопознанию. Для них ученик остается прежде всего ребенком, которому нужны забота и внимание, и они щедро делятся теплом своих сердец. Что, конечно же, вызывает, благодарность, уважение и восхищение.