Первый шаг
Первые шаги в Половинкинской школе роботы сделали в 2019 году. Тогда проект старшеклассницы Евгении Агарковой выиграл грант Главы района в размере 10 тысяч рублей. На эти деньги был куплен набор "Лего" для сборки роботов. Осваивать его стали первоклашки со своим учителем Мариной Сергеевной Ключниковой.
– Когда ребята начали заниматься, они пришли в восторг. Мы увидели, как горят их глаза, когда они собирают "Лего" и вдруг оно оживает. Их восхищению не было предела, – вспоминает педагог.
Узнав о краевом конкурсе "Я считаю", решили двигаться в том же направлении. Работу над проектом предложили возглавить Марине Сергеевне. Полгода ушло на то, чтобы совместно с учащимися старших классов "отшлифовать" его и представить на грант.
– Молодые педагоги у нас активные и инициативные, – отмечает директор Татьяна Александровна Власюк. – Поэтому с удовольствием, не раздумывая, берутся за новое дело. Старшеклассникам это тоже очень интересно. Они были так горды, когда узнали, что школа выиграла грант.
Техноразум
На средства гранта в размере 347 тысяч рублей (еще три тысячи рублей составило спонсорское софинансирование) школа приобрела ноутбук, наборы "Лего", 3D-принтер и материалы для печати. Так появилась лаборатория "Техноразум" – единственная в Рубцовском районе.
Учащиеся среднего звена получают здесь допобразование через центр "Ступени", а в качестве школьного компонента создан кружок для первых-вторых классов.
Всего в робототехнику вовлечено 46 ребят. Занятия проходят три раза в неделю для небольших групп. В лаборатории 11 разных наборов, деталей для конструирования хватает на всех.
– Дети работают парами, в маленьких группах. Некоторые схватывают на лету и работают самостоятельно, – поясняет Марина Сергеевна. – Тем, кто занимается второй год, намного легче, хоть они только второклассники. Они быстро находят детали, ловко соединяют их. У них моторика более развита. Ребятам, пришедшим впервые, сложнее ориентироваться. Но им тоже очень нравится.
Не оторваться!
Казалось бы, робототехника должна в первую очередь привлечь мальчишек, однако девочек в кружке ничуть не меньше. Наташа Костенко учится в третьем классе.
– Собирать ведь можно не только подъемные краны и вертолеты, но и роботов-животных, – рассуждает она. Однако все же предпочла сделать машинку, в которую вставляется батарейка и она может ездить.
Пятиклассник Сергей Агарков с увлечением перечисляет возможности роботов:
– Конструкция может быть и с моторчиком, и с ручным управлением. Можно собирать по инструкции, а можно фантазировать.
Его любимый робот "Крайптон", который собирается и управляется с помощью специального приложения. Запрограммировать можно любое движение, доступное роботу. Сережа говорит, что ему хотелось бы связать свое будущее с программированием, хотя признает, что это сложно.
– Сам процесс интересен. Как только приобрели наборы, мы с Мариной Сергеевной их открыли и так увлеклись! Собирали, наверное, часа три. Невозможно оторваться, когда деталь к детали подходит и в итоге складывается в интересную модель. Это очень затягивает, – признается директор школы Татьяна Александровна.
А что уж говорить о детях! Занятия в кружке идут 40 минут, а они не хотят уходить. Руководитель говорит: "На сегодня все". А они: "Ну еще немножко! Мы недособирали".
На стыке наук
Еще один интересный аппарат – 3D-принтер. Когда его запустили в первый раз, за процессом печати все наблюдали, открыв рот. Пластик проходит через трубки и в них плавится. Выходит тонкая, как паутинка, ниточка, и снизу вверх начинает расти модель. Процесс печати дети настраивают и отслеживают от начала до конца. После завершения работы включают вентилятор, чтобы охладить готовую фигурку.
Получается интегрирование нескольких наук: физики, логики, химии, математики, информатики, которые познаются в такой ненавязчивой форме.
Модели заложены в программу, но можно создавать их самостоятельно. Так, ребята подали идею разрабатывать и печатать кубки для победителей конкурсов, соревнований и олимпиад. Такой подарок, сделанный руками школьников, получить вдвойне приятно. Уже предложены разные модели кубков.
Руководству школы данная инициатива пришлась по душе. Материала достаточно. На средства гранта закуплено сразу 10 катушек с пластиковой нитью, их хватит надолго, ведь расход очень маленький.
Только вперёд
Сейчас школа планирует участвовать в грантовом конкурсе "Росмолодежи", чтобы проект развивался дальше. Одного 3D-принтера уже недостаточно. Нужен еще один, усовершенствованный, который печатает быстрее, но он и стоит дороже. Набор "Крайптон" – самый интересный, таких купили всего два. Цена высока, и школа не смогла приобрести больше. Хотелось бы иметь и другие модели, выбор которых огромен. В лаборатории необходимы мультимедийный проектор, большой экран, чтобы детям было удобнее конструировать. Над продолжением проекта также будут работать старшеклассники.
А на краевой конкурс школьных инициатив выдвинут "Центр повышения информационных компетенций". Его куратором является учитель начальных классов Татьяна Викторовна Шестопалова.
– В этом году мы открыли кружок "Клуб любителей чтения", хотим вернуть детям любовь к книгам, – говорит Татьяна Александровна Власюк. – Но библиотека требует полного обновления от ремонта до замены стеллажей.
Проект практически готов к отправке на конкурс. Шансы весьма неплохие. У школы уже есть опыт участия и понимание того, как должен быть представлен проект.
– Мы будем участвовать в этом конкурсе каждый год! – заверяет директор. – Это прекрасная возможность создать в школе что-то новое.