Версия для слабовидящих |
12+
Выбрать регион

Общественно-политическая газета Малопургинского района Удмуртской Республики

427820, Удмуртская Республика, Малопургинский район, с. Малая Пурга, ул.Кирова, 7
телефон: +7 (34138) 4-11-84
e-mail: majak2@udm.net, majak.reklama@bk.ru

Противодействие коррупции

КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ. Пособие для руководителей, государственных и муниципальных служащих, сотрудников кадровых служб государственных органов и органов местного самоуправления

КОРРУПЦИЯ подменяет собой верховенство закона и подрывает эффективность государственного управления. Нарушая принципы равенства и социальной справедливости, она ведет к искажению условий конкуренции и затрудняет экономическое развитие. Порождаемые коррупцией проблемы угрожают стабильности, безопасности и моральным устоям общества. Коррупция влечет неэффективное распределение и расходование государственных средств и ресурсов, замедление экономического роста, потери налогов, снижение инвестиций в производство и рост социального неравенства.

Не случайно в соответствии с пунктом 43 Стратегии национальной безопасности Российской федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 683, коррупция отнесена к числу основных угроз государственной и общественной безопасности.

Как показывает практика, в основе любого коррупционного правонарушения находится конфликт интересов лиц, занимающих публичные должности в системе государственного управления и обладающих в связи с предоставленными им государством полномочиями соответствующим влиянием, которое может быть использовано ими в личных интересах, в том числе вопреки интересам государства.

Основой правового регулирования конфликта интересов в любой сфере правоотношений, включая организацию государственного управления, является установление обязанности принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов. Особое внимание на это обратил Президент Российской Федерации В.В. Путин в 2015 году в Послании Федеральному Собранию. Он подчеркнул, что вопросы противодействия коррупции действительно волнуют общество: "Сегодня чиновники, судьи, правоохранители, депутаты всех уровней обязаны представлять декларации о доходах и расходах, о наличии недвижимости и активов, в том числе зарубежных. Теперь раскрытию будет подлежать и информация о контрактах, подрядах, которые государственные и муниципальные служащие планируют заключать с фирмами своих родственников, друзей и близких лиц. Ситуация, в которой есть признаки личной заинтересованности, конфликта интересов, мгновенно попадает в зону повышенного внимания контролирующих и правоохранительных органов. И конечно, гражданского общества".

Руководитель Администрации Президента Российской Федерации на заседании Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции 26 января 2016 года в своем докладе также отметил, что приоритетом нового национального плана противодействия коррупции на 2016-2017 годы должно стать в первую очередь усиление работы по пресечению конфликта интересов с учетом изменения законодательства и за счет задач, поставленных главой государства.

Конфликт интересов во многом определяет суть коррупционных действий.

От выявления, предотвращения и урегулирования конфликта интересов во многом зависит вся эффективность антикоррупционной политики.

Данное практическое пособие разработано в помощь руководителям и сотрудникам кадровых служб государственных органов и органов местного самоуправления, а также государственным и муниципальным служащим, в чьи обязанности входит принятие мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов.

Глава 1. Из истории вопроса

Понятие конфликта интересов появилось в российском законодательстве задолго до принятия ею международных обязательств по защите общества от коррупции.

Еще Концепцией реформирования системы государственной службы, утвержденной Президентом Российской Федерации 15 августа 2001 года, было предусмотрено, что на государственной службе формируются механизмы конфликтов интересов, когда у служащих возникает личная или групповая заинтересованность в достижении определенной цели, которая влияет или может влиять на рассмотрение вопросов при исполнении ими своих должностных (служебных) обязанностей.

Хотя отдельные элементы конфликта интересов и мер по его урегулированию содержались и в законодательстве более раннего периода. Например, Федеральный закон от 31 июля 1995 года № 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации" содержал требование передавать в доверительное управление под гарантию государства на время прохождения государственной службы

находящиеся в его собственности доли (пакеты акций) в уставном капитале коммерческих организаций в порядке, установленном федеральным законом (часть 2 статьи 11 "Ограничения, связанные с государственной службой").

Введение института урегулирования конфликта интересов на государственной и муниципальной службе предопределено наряду с прочими факторами и международными обязательствами России, вытекающими из Конвенции ООН против коррупции, согласно пункту 4 статьи 7 каждое государство-участник стремится, в соответствии с основополагающими принципами своего внутреннего законодательства, создавать, поддерживать и укреплять такие системы, какие способствуют прозрачности и предупреждают возникновение коллизии интересов.

Механизмы предотвращения и урегулирования конфликта интересов были регламентированы в пункте 4 главы II "Коллизии интересов и отказ от права" Международного кодекса поведения государственных должностных лиц, в котором закреплено, что государственные должностные лица не используют свое официальное положение для неподобающего извлечения личных выгод или личных или финансовых выгод для своих семей. Они не участвуют ни в каких сделках, не занимают никакого положения, не выполняют никаких функций и не имеют никаких финансовых, коммерческих или иных аналогичных интересов, которые несовместимы с их должностью, функциями, обязанностями или их отправлением.

Реальное внедрение в российское законодательство института конфликта интересов началось в 2004 году, когда Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе российской Федерации" определил содержание понятия "конфликт интересов на гражданской службе" (формулировка действовала до 2008 года), как "ситуацию, при которой личная заинтересованность гражданского служащего влияет

или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью гражданского служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации" (статья 19. Урегулирование конфликта интересов на гражданской службе).

Этим же законом было установлено, что для урегулирования конфликтов интересов в государственном органе субъекта Российской Федерации по управлению государственной службой образуются комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов.

Практической пользы введение названной нормы не принесло, так как отсутствовала ответственность за конфликт интересов, а механизм его урегулирования был несовершенен.

В 2008 году в Российской Федерации принимается Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее – ФЗ "О противодействии коррупции"), в котором под конфликтом интересов на государственной и муниципальной службе (формулировка действовала до 2015 года) понималась ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного

или муниципального служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства…

Федеральным законом "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления обязанности лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц сообщать о возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов" от 5 октября 2015 года № 285-ФЗ в антикоррупционное законодательство внесены изменения в части совершенствования правового регулирования конфликта интересов.

По мнению некоторых ученых данные изменения были продиктованы актуальной потребностью правоприменительной практики в универсализации института конфликта интересов, упрощении процедуры установления наличия конфликта интересов и разрешении ряда правовых коллизий, связанных с реализацией соответствующих положений законодательства о противодействии коррупции.

Глава 2. Что такое конфликт интересов?

Суть определения конфликта интересов осталась прежней, но оно стало проще.

Вместо четырех признаков конфликта интересов в настоящее время законодательно закреплены три:

замещение лицом должности, которая предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта

влияние или возможность влияния личной заинтересованности на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение лицом должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий)

наличие личной заинтересованности (прямой или косвенной)

Из определения конфликта интересов удалены признаки возникновения или возможности возникновения противоречия между личной заинтересованностью государственного служащего (муниципального служащего) и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства; способность этого противоречия привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства.

У действующего определения конфликта интересов есть основной признак – замещение лицом должности, которая предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов. Если личная заинтересованность лица и ее влияние на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий) зависит в большей или меньшей степени от самого лица, то наличие должности – объективное обстоятельство.

Проще говоря – конфликт интересов, это когда вверенные должностные полномочия могут использоваться для достижения каких-либо выгод или преимуществ.

Специфика государственной (муниципальной) службы объективно предопределяет наличие столкновений между задачами государственного (муниципального) служащего по приумножению общественных благ с одной стороны, и их личными интересами и интересами социальных групп, к которым они принадлежат, с другой стороны. В законодательстве такого рода столкновения интересов обозначают как конфликт интересов.

Важным для понимания определения конфликта интересов являются два ключевых вопроса:

 какие должности предусматривают обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов?

 что такое личная заинтересованность и как она влияет или может повлиять на его полномочия или исполнение им должностных обязанностей?

Ответы на первый вопрос содержатся:

для государственных гражданских служащих в пункте 12 части 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 2004 года № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации"

для муниципальных служащих в пункте 11 части 1 статьи 12 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации"

для лиц, замещающих государственные должности в Федеральном законе от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции"

По сути, меры по предотвращению конфликта интересов должны принимать ВСЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГРАЖДАНСКИЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ СЛУЖАЩИЕ.

Кроме того, ФЗ "О противодействии коррупции" определил еще две группы лиц, обязанных принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов:

Лица, замещающие государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности Согласно части 4.1. статьи 12.1 "Ограничения и обязанности, налагаемые на лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности" ФЗ "О противодействии коррупции" данные лица обязаны сообщать о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта.

Работники, замещающие должности в отдельных организациях Это определено Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2013 года № 568 "О распространении на отдельные категории граждан ограничений, запретов и обязанностей, установленных Федеральным законом "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции".

Данным постановлением в соответствии со статьей 349.2 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что на работников, замещающих должности в Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, и должности в фондах и иных организациях, включенные в перечни, установленные нормативными актами организаций, нормативными правовыми актами государственных органов распространяются следующие ограничения, запреты и обязанности:

Глава 3. Что понимают под личной заинтересованностью?

Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, замещающим должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, и (или):

 состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей);

 гражданами или организациями, с которыми лицо, замещающее должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

(часть 2 статьи 10 ФЗ "О противодействии коррупции")

В данном определении важным обстоятельством является МАТЕРИАЛЬНЫЙ (ИМУЩЕСТВЕННЫЙ) ХАРАКТЕР получаемой выгоды (или возможности ее получения) – доходы в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ), то есть личная заинтересованность отчасти приравнена к корыстной заинтересованности.

Исключением являются выгоды и преимущества, которые могут быть неимущественного характера.

Таким образом, любая заинтересованность, связанная с получением выгоды или преимущества может вызвать конфликт интересов.

Вторым важным обстоятельством личной заинтересованности является наличие помимо самого служащего (его родственников или свойственников) дополнительного КРУГА ЛИЦ, КОТОРЫМИ МОГУТ БЫТЬ ПОЛУЧЕНЫ ДОХОДЫ: это граждане или организации, с которыми "публичное" лицо и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, "связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями".

Особым обстоятельством конфликта интересов является то, что на его наличие личная заинтересованность не только влияет, но и МОЖЕТ повлиять, а личная заинтересованность не только обеспечивает получение выгоды, но и ДАЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ ее получения.

Законодатель установил, что обнаружение конфликта интересов, обязанность уведомления о нем и его урегулирование является обязанностью, прежде всего, самого государственного (муниципального) служащего (лица, замещающего государственную (муниципальную) должность).

Представитель нанимателя (работодатель), если ему стало известно о возникновении у подчиненного лица личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.

Лицо, замещающее должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.

Лицо, замещающее должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, обязано уведомить в порядке, определенном представителем нанимателя (работодателем) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.

Непринятие лицом, замещающим должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.

По названным причинам важно знать о признаках конфликта интересов, уметь определять его и возможность возникновения личной заинтересованности.

Под конфликт интересов попадает множество конкретных ситуаций, в которых государственный (муниципальный) служащий может оказаться в процессе исполнения должностных обязанностей.

Можно выделить ряд ключевых "областей регулирования", в которых возникновение конфликта интересов является наиболее вероятным:

Частью 4 статьи 1 Федерального закона "О противодействии коррупции" установлено, что функции государственного, муниципального (административного) управления организацией представляют собой полномочия государственного или муниципального служащего принимать обязательные для исполнения решения по кадровым, организационно-техническим, финансовым, материально-техническим или иным вопросам в отношении данной организации, в том числе решения, связанные с выдачей разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) отдельных действий данной организацией, либо готовить проекты таких решений.

Таким образом, осуществление "функций государственного (муниципального) управления" предполагает, в том числе:

 размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд, в том числе участие в работе комиссии по размещению заказов;

 осуществление государственного (муниципального) надзора и контроля;

 подготовку и принятие решений о распределении бюджетных ассигнований, субсидий, межбюджетных трансфертов, а также ограниченных ресурсов (квот, земельных участков и т.п.);

 подготовку и принятие решений о возврате или зачете излишне уплаченных или излишне взысканных сумм сборов, а также пеней и штрафов;

 лицензирование отдельных видов деятельности, выдача разрешений на отдельные виды работ и иные действия;

 проведение государственной экспертизы и выдача заключений;

 возбуждение и рассмотрение дел об административных правонарушениях, проведение административного расследования;

 организацию продажи государственного (муниципального) имущества, иного имущества, а также права на заключение договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной (муниципальной) собственности;

 проведение расследований причин возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, аварий, несчастных случаев на производстве, инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний людей, животных и растений, причинения вреда окружающей среде, имуществу граждан и юридических лиц, государственному и муниципальному имуществу;

 представление в судебных органах прав и законных интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации.

Глава 4. Примеры, квалифицируемые

как конфликт интересов

Для понимания рассмотрим примеры, квалифицируемые как конфликт интересов.

1) Гражданский служащий участвовал в осуществлении отдельных функций государственного управления в отношении некоммерческой организации, руководителем которой он являлся (например, участие в формировании бюджета государственного органа субъекта Российской Федерации в части финансовой поддержки (выделение субсидий) соответствующей некоммерческой организации; участие в организации деятельности государственного органа по оказанию поддержки соответствующей некоммерческой организации; участие в разработке проекта бюджета субъекта Российской Федерации, которым предусмотрено выделение средств на субсидирование соответствующей некоммерческой организации).

2) Гражданский служащий выполнял функции государственного управления (контрольные, надзорные и разрешительные полномочия) в отдельной сфере деятельности хозяйствующего субъекта (некоммерческая организация), а также других хозяйствующих субъектов (членов данной некоммерческой организации), являясь при этом членом соответствующей некоммерческой организацией и участвуя в ее управлении.

3) Лицо, замещающее государственную должность, возглавляя государственный орган, выполняло обязанности представителя нанимателя в отношении сына, замещавшего должность начальника структурного подразделения соответствующего государственного органа (принятие на службу, перемещение на вышестоящие должности, премирование и пр.), контролировало деятельность сына.

4) В обязанности гражданского служащего в период временного замещения своего руководителя, входили координация и контроль за деятельностью нижестоящих структурных подразделений, в одном из которых проходила государственную гражданскую службу его супруга.

При замещении руководителя гражданский служащий обладал правом принятия кадровых решений в отношении супруги, включая назначение на должность в порядке должностного роста, освобождение от должности, издавал приказы об ее премировании, а также осуществлял контроль за ее деятельностью.

5) Близкий родственник (дочь) гражданского служащего, курирующего в государственном органе работу по осуществлению закупок на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд, работала по трудовому договору в специализированной организации (юридическое лицо), привлеченной на платной основе государственным органом в порядке, установленном статьей 40 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" для выполнения отдельных функций по определению поставщика (подрядчика, исполнителя).

6) Гражданский служащий – руководитель государственного органа на безвозмездной основе без оформления договорных отношений предоставил близкому родственнику (сыну) помещение и материально-технические средства государственного органа, используя которые последний, выполнял обязанности представителя коммерческой организации, оказывая услуги на платной основе.

7) Супруга гражданского служащего - руководителя государственного органа - учредителя подведомственного государственного учреждения, работала по трудовому договору заместителем руководителя соответствующего учреждения.

Гражданский служащий в процессе реализации отдельных функций государственного управления был уполномочен принимать решения в отношении подведомственного государственного учреждения, от которых зависела возможность получения соответствующим учреждением доходов в виде денег, иного имущества или каких-либо выгод (преимуществ), а также решения о представлении супруги к награждению наградами и ведомственными знаками отличия, к присвоению почетных званий.

8) Гражданские служащие выполняли функции государственного управления в сфере деятельности хозяйствующих субъектов (коммерческие организации), участниками и работниками по трудовому договору которых являлись они сами либо их близкие родственники, свойственники (контрольные, надзорные и разрешительные полномочия; принимали решения о предоставлении субсидий указанным хозяйствующим субъектам).

Возможны и другие ситуации, которые могут быть квалифицированы как конфликт интересов.

Например:

1) Государственный служащий участвует в осуществлении отдельных функций государственного управления и/или в принятии кадровых решений в отношении родственников и/или иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего, например:

государственный служащий является членом конкурсной комиссии на замещение вакантной должности государственного органа. При этом одним из кандидатов на вакантную должность в этом государственном органе является родственник государственного служащего;

государственный служащий является членом аттестационной комиссии (комиссии по урегулированию конфликта интересов, комиссии по проведению служебной проверки), которая принимает решение (проводит проверку) в отношении родственника государственного служащего.

2) Государственный служащий, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего, выполняют или собираются выполнять оплачиваемую работу на условиях трудового или гражданско-правового договора в организации, в отношении которой государственный служащий осуществляет отдельные функции государственного управления.

3) Государственный служащий на платной основе участвует в выполнении работы, заказчиком которой является государственный орган, в котором он замещает должность.

4) Государственный служащий осуществляет отдельные функции государственного управления в отношении физических лиц или организаций, которые предоставляют ему, его родственникам или иным лицам, с которыми связана его личная заинтересованность услуги, в том числе платные.

5) Государственный служащий получает подарки от своего непосредственного подчиненного.

Лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности.

Задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями (далее – юридическое лицо, индивидуальный предприниматель) требований, которые установлены Федеральным законом от 4 мая 2011 года

№ 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности. К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

Например, при предоставлении лицензии на осуществление образовательной деятельности государственным служащим, где выполнение отдельных функций государственного управления может осуществляться в отношении родственников и/или иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего, а также выдача лицензии образовательной организации, где обучаются дети или работают родственники (друзья) государственного служащего.

К примеру, при осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере образования за деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории субъекта Российской Федерации, а также органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования на соответствующей территории в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

Государственный контроль (надзор) в сфере образования нацелен на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, а также юридическими лицами, осуществляющими образовательную деятельность, их руководителями и иными должностными лицами требований, установленных законодательством Российской Федерации в сфере образования, посредством проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений.

При осуществлении проверок не исключена ситуация, когда государственный служащий может иметь возможность влияния на результат в силу личной заинтересованности (обучение детей в проверяемой организации, работа в этой организации близких родственников (друзей), а значит, возникает конфликт интересов.

Поскольку согласно статье 9 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" устанавливает обязательность принятия обращения к рассмотрению государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом в соответствии с их компетенцией и подлежит рассмотрению.

При рассмотрении обращения государственный (муниципальный) служащий должен обеспечить объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости – с участием гражданина, направившего обращение и принять меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина.

Однако может возникнуть проблема, если служащий имеет личную заинтересованность при рассмотрении обращения. Например, в отношении своих недоброжелателей или наоборот, родственников, друзей и других лиц, с которыми у него имеются какие-либо отношения или даже незнакомых лиц. Лица, в отношении которых рассматривается жалоба, могут создать ситуацию коррупционного характера, то есть предложить взятку или иные формы вознаграждения при субъективном рассмотрении обращения, что естественно, повлияет на результат.

1) Фабула: Заместитель главы администрации муниципального района, занимая должность начальника управления сельского хозяйства (далее – начальник УСХ), в силу должностных обязанностей предоставлял преференции и льготы своим сыновьям, а также СПК "Колхоз", председателем которого он являлся. О возможности возникновения конфликта интересов заместитель главы своего непосредственного начальника при вступлении в должность и в дальнейшем не уведомил.

Прокурором данная ситуация была расценена как конфликт интересов и внесено представление. Начальник УСХ обязанность по уведомлению выполнил, однако продолжал предоставлять СПК "Колхоз" преференции путем подписания документов, согласно которым СПК получал субсидии из бюджетов различных уровней. Главой администрации района обязанности по принятию мер по урегулированию конфликта интересов были выполнены ненадлежащим образом, так как после получения представления прокурора им была изменена должностная инструкция начальника УСХ, однако указанное изменение не исключило возможность возникновения конфликта интересов, поскольку он продолжал иметь доступ к финансовой и прочей документации, связанной с деятельностью СПК "Колхоз", и мог оказывать преференции данному предприятию и своим сыновьям.

Решением Богородского городского суда Нижегородской области от 13 апреля 2015 года удовлетворены требования прокурора:

признано наличие неурегулированного конфликта интересов у заместителя главы администрации Богородского муниципального района – начальника управления сельского хозяйства в период занимаемой должности;

признано незаконным бездействие главы администрации Богородского района Нижегородской области, выразившееся в непринятии достаточных мер для урегулирования конфликта интересов подчиненного в период занимаемой должности.

Апелляционным определением Нижегородского областного суда от 5 августа 2015 года решение оставлено без изменений.

2) Фабула: Главы администрации городского округа (мэр города) участвовал в деятельности организации по строительству многоквартирных домов на территории городского округа, в связи с чем, будучи должностным лицом администрации городского округа представлял преференции данному предприятию при организации и проведении аукционов на право заключения договоров аренды земельных участков, взаимодействовал с органами контроля (надзора), от исполнения полномочий которыми зависело получение организацией документов, необходимых для строительства жилых домов, не принимал меры по взысканию задолженности по арендной плате по договорам аренды земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования. Мер, направленных на предотвращение и урегулирование возникающих при исполнении обязанностей мэра города конфликтов интересов, принято не было.

Городским Собранием Йошкар-Олы принято решение об увольнении Главы администрации городского округа (мэра города) с муниципальной службы в связи с утратой доверия на основании ч. 2 ст. 27.1 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации".

Решением городского суда Йошкар-Олы от 18 января 2016 года иск об оспаривании решения городского Собрания не удовлетворен. Судебная коллегия Верховного суда Республики Марий Эл апелляционным определением от 14 апреля 2016 года решение городского суда оставила без изменения.

3) Фабула: Сотрудница УФНС по Иркутской области была уволена за не уведомление своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения.

Считая увольнение незаконным, сотрудница обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной налоговой службы по Иркутской области, указав в его обоснование, что отсутствовали основания для ее увольнения, так как нарушений закона она не допускала, поскольку членство в Некоммерческом партнерстве не влечет для нее получения доходов, в связи с чем вывод Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 16 по Иркутской области о наличии в данной ситуации конфликта интересов является ошибочным.

Судебная коллегия не согласилась с выводом суда первой инстанции о недоказанности факта нарушения истицей установленной пунктом 2 статьи 11 Федерального закона № 79-ФЗ обязанности уведомления непосредственного начальника о возможном возникновении конфликта интересов, верно указав, что он противоречит установленному по делу факту вступления истца в члены общественной организации Межрегиональная общественная организация "П", уставная деятельность которой предполагает оказание платных консультационных услуг, что свидетельствует о возможном конфликте интересов гражданского служащего.

Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что виновное невыполнение истцом установленной пунктом 2 статьи 11 Федерального закона № 79-ФЗ обязанности уведомления непосредственного начальника о возможном возникновении конфликта интересов, при наличии не снятого и не погашенного дисциплинарного взыскания в виде выговора, является достаточным основанием для применения к истцу дисциплинарного взыскания в виде увольнения по пункту 2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе в Российской Федерации".

Постановлением Президиума Иркутского областного суда от 6 июня 2016 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 11 января 2016 года оставлено без изменений.

4) Фабула: Сотрудница ФССП России принимала на работу в Управление своих родственников, ущемляя права на трудоустройство других лиц, не состоящих в родственной связи, не предоставила в справке о доходах информацию о получении денежных средств от сдачи в наем квартиры.

Приказом ФССП России к ней за неисполнение надлежащим образом должностных обязанностей, а также нарушение норм действующего законодательства, установленных п. 8 ч. 1 ст. 16, ст. 19 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе в Российской Федерации" и ст. 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции", выразившиеся в непринятии мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, предоставлении заведомо ложных сведений представителю нанимателя, применено дисциплинарное взыскание в виде предупреждения о неполном должностном соответствии.

Глава 5. Конфликт интересов при закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

Рассматривая конфликт интересов, необходимо отдельно остановиться на Федеральном законе от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", который регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 396-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" статья 31 (требования к участникам закупки) названного закона о контрактной системе дополнена следующими требованиями к участникам закупки (пункт 9):

отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц – участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой

восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц.

Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества.

Глава 6. Порядок уведомления

о возникновении конфликта интересов или о возможности его возникнвоения

Положение о порядке сообщения лицами, замещающими отдельные государственные должности Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, и иными лицами о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, утверждено Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 2015 года № 650.

В соответствии с указанным Положением должностные лица обязаны оформить сообщение в виде уведомления по форме, утвержденной Положением. В уведомлении должны быть указаны обстоятельства, являющиеся основанием возникновения личной заинтересованности, а также предлагаемые должностным лицом меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.

Аналогичные требования установлены Указом Главы Удмуртской Республики от 22 марта 2016 года № 54 "О порядке сообщения лицами, замещающими отдельные государственные должности Удмуртской Республики, должности государственной гражданской службы Удмуртской Республики, и иными лицами о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, и о внесении изменений в некоторые акты Главы Удмуртской Республики".

Органами местного самоуправления в Удмуртской Республике изданы соответствующие муниципальные правовые акты.

Рассмотрим подробнее алгоритм действий при возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов.

Алгоритм (порядок) действий:

В ходе предварительного рассмотрения уведомлений кадровое подразделение (лицо, в должностные обязанности которого входит работа по профилактике коррупционных и иных правонарушений) имеют право получать в установленном порядке от лиц, направивших уведомления, пояснения по изложенным в них обстоятельствам и направлять в установленном порядке запросы в государственные органы, органы местного самоуправления и заинтересованные организации.

По итогам рассмотрения комиссия по урегулированию конфликта интересов принимает одно из следующих решений:

а) признать, что при исполнении служащим или лицом, замещающим соответствующую должность, должностных обязанностей конфликт интересов отсутствует;

б) признать, что при исполнении служащим или лицом, замещающим соответствующую должность, должностных обязанностей личная заинтересованность приводит или может привести к конфликту интересов. В этом случае комиссия рекомендует государственному служащему принять меры по урегулированию конфликта интересов или по недопущению его возникновения. Руководитель государственного органа (организации), органа местного самоуправления принимает меры или обеспечивает принятие мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов либо рекомендует лицу, направившему уведомление, принять такие меры;

в) признать, что государственный (муниципальный) служащий не соблюдал требования об урегулировании конфликта интересов. О принятом решении председатель комиссии или секретарь комиссии уведомляет руководителя государственного органа (организации), органа местного самоуправления (представителя нанимателя, уполномоченного применять меры юридической ответственности).

В случае установления комиссией факта совершения служащим или лицом, замещающим соответствующую должность, действия (бездействия), содержащего признаки административного правонарушения или состава преступления, секретарь комиссии по поручению председателя комиссии направляет информацию о совершении указанного действия (бездействия) и подтверждающие такой факт документы в правоохранительные органы в трехдневный срок, а при необходимости – немедленно.

Глава 7. Меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов

В статье 11 ФЗ "О противодействии коррупции" установлено несколько способов урегулирования конфликта интересов на службе:

Требование отказа от выгоды, ставшей причиной возникновения конфликта интересов, содержится не только в части 4 статьи 11 ФЗ "О противодействии коррупции", но и в части 3.1. статьи 19 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", а также в части 2.1 статьи 14.1 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации".

В этом случае конфликт уже имеется, что образует состав правонарушения, однако для урегулирования дальнейшего конфликта служащему следует отказаться от таких выгод вне зависимости от их размера.

Следует понимать, что отказаться от выгоды в целях предотвращения конфликта интересов может только само лицо, являющееся стороной конфликта интересов, но не иные возможные выгодоприобретатели (родственники или свойственники и др.).

Эта мера основывается на законодательстве, регламентирующем прохождение государственной и муниципальной службы.

В соответствии с законодательством Российской Федерации изменение должностного или служебного положения в целях предупреждения или урегулирования конфликта интересов может осуществляться:

для государственных гражданских служащих – в формах перевода, перемещения и отстранения;

для муниципальной службы – в формах назначения на иную должность и отстранение.

Для государственной гражданской и муниципальной службы отстранение предусмотрено законодательством.

Так, в соответствии с п. 4 ст. 19 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" "представитель нанимателя, которому стало известно о возникновении у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, вплоть до отстранения гражданского служащего, являющегося стороной конфликта интересов, от замещаемой должности гражданской службы в порядке, установленном настоящим Федеральным законом". Механизм отстранения государственного гражданского служащего закреплен в норме п. 2 ст. 32 названного Федерального закона.

Сходная норма закреплена в законодательстве, регламентирующем муниципальную службу. Так, в соответствии с нормой п. 3 ст. 14.1 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" "представитель нанимателя (работодатель), которому стало известно о возникновении у муниципального служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры но предотвращению или урегулированию конфликта интересов, вплоть до отстранения этого муниципального служащего от замещаемой должности муниципальной службы на период урегулирования конфликта интересов с сохранением за ним денежного содержания на все время отстранения от замещаемой должности муниципальной службы".

Вопрос об отводе или самоотводе может ставиться также в случаях, когда служащий является членом комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов или другой комиссии, если в положении о ней указано, что состав должен быть сформирован таким образом, чтобы исключить заинтересованность и необъективность в принятии решений.

Государственному (муниципальному) служащему следует уведомить о наличии личной заинтересованности представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме.

Представителю нанимателя рекомендуется отстранить служащего от исполнения должностных обязанностей, предполагающих непосредственное взаимодействие с родственниками и/или иными лицами, с которыми связана личная заинтересованность служащего.

Например, рекомендуется вывести государственного (муниципального) служащего из состава конкурсной кадровой комиссии, если одним из кандидатов на замещение вакантной должности государственной службы является его родственник. При этом полномочия служащего необходимо передать иному, не заинтересованному в результатах работы комиссии лицу.

К законодательным актам, регулирующим вопросы передачи ценных бумаг в доверительное управление, относится Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 года № 14-ФЗ, где данному вопросу посвящена глава 53 "Доверительное управление имуществом".

По договору доверительного управления имуществом одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя).

Ценные бумаги, права, удостоверенные бездокументарными ценными бумагами, могут быть объектами доверительного управления.

Передача ценных бумаг в доверительное управление не влечет перехода права собственности на них к доверительному управляющему.

Договор доверительного управления имуществом должен быть заключен в письменной форме. Несоблюдение формы договора влечет недействительность договора.

Доверительным управляющим может быть индивидуальный предприниматель или коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия.

Имущество не подлежит передаче в доверительное управление государственному органу или органу местного самоуправления.

Существенным условием договора доверительного управления имуществом является то, что в нем должны быть указаны:

 состав имущества, передаваемого в доверительное управление;

 наименование юридического лица или имя гражданина, в интересах которых осуществляется управление имуществом (учредителя управления или выгодоприобретателя);

 размер и форма вознаграждения управляющему, если выплата вознаграждения предусмотрена договором;

 срок действия договора.

Служащие, не принявшие мер для урегулирования конфликта интересов должны помнить, что его наличие является поводом для увольнения.

Глава 8. Правовые акты и иные документы, регулирующие вопросы урегулирования

конфликта интересов

Для достижения положительных результатов в реализации антикоррупционной политики руководителям и сотрудникам кадровых служб государственных органов и органов местного самоуправления, а также государственным и муниципальным служащим, в чьи обязанности входит принятие мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, необходимо более эффективно осуществлять служебную деятельность и принимать меры в соответствии с законодательством.

По вопросам урегулирования конфликта интересов указанным лицам помимо законодательства о противодействии коррупции необходимо руководствоваться:

Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 2015 года № 650 "Об утверждении Положения о порядке сообщения лицами, замещающими отдельные государственные должности Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, и иными лицами о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов";

Указом Главы Удмуртской Республики от 22 марта 2016 года № 54 "О порядке сообщения лицами, замещающими отдельные государственные должности Удмуртской Республики, должности государственной гражданской службы Удмуртской Республики, и иными лицами о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, и о внесении изменений в некоторые акты Главы Удмуртской Республики";

обзором типовых ситуаций конфликта интересов на государственной службе Российской Федерации и порядка их урегулирования, подготовленным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации от 19 октября 2012 года;

обзором практики привлечения к ответственности государственных (муниципальных) служащих за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулирование конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, подготовленным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (февраль 2016 года);

обзором практики применения судами в 2014 – 2016 годах законодательства Российской Федерации при рассмотрении споров, связанных с наложением дисциплинарных взысканий за несоблюдение требований законодательства о противодействии коррупции, утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 ноября 2016 года.

Автор: Управление по вопросам противодействия коррупции Администрации Главы и Правительства Удмуртской Республики

По этой теме: коррупцияКонфликт интересов Конвенция ООН против коррупции

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 14311

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика