22 сентября ход реализации национального проекта "Экология", инициированного президентом РФ Владимиром Путиным, на территории Удмуртской Республики обсудили на круглом столе в рамках автопробега "Чистая страна 2.0". В дискуссии приняли участие представители Федерального экологического оператора, АО "Русатом Гринвэй", операторов по обращению с ТКО, водоканалов, региональных и федеральных органов исполнительной власти, Ассоциации "Чистая страна", общественники и эксперты.
В ходе дискуссии обсудили участие промышленных предприятий Удмуртской Республики в реализации нацпроекта, ход реализации программы по ликвидации последствий деятельности по объекту уничтожения химического оружия в Камбарке, новую систему обращения с отходами I-II классов, нормативно-правовое регулирование в сфере обращения с ТКО, развитие рынка утилизации изношенных шин в России, вопросы цифровизации в сфере экологии и другие.
Первый заместитель министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики Роза Аснанова рассказала о реализации национального проекта "Экология" в регионе.
"Система обращения с ТКО на территории Удмуртии налажена. Правительством республики приняты все необходимые нормативные правовые акты, мониторинг за деятельностью регионального оператора осуществляется. Развивается система раздельного накопления отходов, сортировки и увеличения доли утилизируемых отходов. Удмуртия вошла в десятку регионов-лидеров (разделив 7 место со Свердловской областью) по охвату населения раздельным сбором отходов. В 2020 году введены в эксплуатацию две мусоросортировочные станции, реконструирована одна, сегодня общие мощности позволяют обрабатывать 370 тысяч тонн ТКО. В Удмуртской Республике установлено около 1000 спецконтейров для сбора пластика, стекла, тетрапака и металла, в 2021 году планируется установить еще 750 таких контейнеров. В этом году запланировано обустроить 338 контейнерных площадок, - отметила Роза Аснанова, - Особое внимание уделяется ликвидации несанкционированных свалок. С 2019 года ликвидировано более 160 свалок".
Удмуртская Республика является участником реализации федерального проекта "Инфраструктура для обращения с отходами I-II классов опасности" в составе национального проекта "Экология".
Федеральный экологический оператор (предприятие Госкорпорации "Росатом") решает задачу по созданию комплексной системы по обращению с промышленными отходами.
Эта работа включает в себя введение в эксплуатацию федеральной государственной информационной системы учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности (ФГИС ОПВК) и строительство базовой инфраструктуры для переработки данных отходов.
Создаваемая информационная система обеспечит экологически безопасное управление всей цепочкой промышленных отходов от их образования до переработки во вторичную продукцию. Внесение данных во ФГИС ОПВК и заключение договоров в области обращения с отходами I и II классов в данной системе с федеральным оператором станет обязательным с 1 марта 2022 года.
Важно отметить, что предприятия Удмуртской Республики активно участвуют в тестировании системы, это позволит им более комфортно перейти к новым правилам обращения с промышленными отходами.
"С 1 марта 2022 года все предприятия-отходообразователи должны будут размещать информацию об образовании отходов I и II классов во ФГИС ОПВК и передавать их по договору федеральному оператору на переработку (за исключением производителей, самостоятельно перерабатывающих отходы). В свою очередь, федеральный оператор на основании конкурсных процедур будет заключать договоры на переработку и транспортирование отходов с организациями, имеющими действующие лицензии для осуществления данных видов деятельности. Таким образом, все действующие операторы смогут пройти регистрацию во ФГИС ОПВК и войти в единую федеральную схему, получив более широкие возможности для развития своего бизнес", - рассказал начальник управления по коммуникациям ФГУП "Федеральный экологический оператор" Денис Плещенко.
Инфраструктура представляет из себя сеть современных экотехнопарков, направленных на переработку отходов I и II классов во вторичные продукты, востребованные в промышленности. Один из таких экотехнопарков будет создан в Камбарке на базе бывшего объекта по уничтожению химического оружия, который в настоящий момент занимается ликвидацией последствий своей деятельности.
"Строительство экотехнопарка в Камбарке начнется в 2022 году. Создание инфраструктуры призвано решать две основные задачи: эффективная и экологичная переработка поступающих отходов I и II классов, исключающая негативное воздействие на окружающую среду, и получение максимального количества полезных компонентов, которые могут в дальнейшем быть использованы в промышленном производстве. Замкнутый производственный цикл, предусмотренный на экотехнопарках, позволит предотвратить образование объектов накопленного экологического ущерба", - отметил начальник управления по коммуникациям ФГУП "Федеральный экологический оператор" Денис Плещенко.
В ходе дискуссии особое внимание было уделено реформе обращения с ТКО.
Директор ООО "Спецавтохозяйство" (региональный оператор по обращению с ТКО) Иван Маринин поднял вопрос важности цифровизации экологии и отметил, что контроль должен быть не только за региональными операторами, перевозчиками отходов, но и за потребителями. Важно в режиме реального времени фиксировать каждый шаг от сбора до утилизации отходов, учет должен быть сквозным.
Существенно повысить эффективность работы региональных операторов позволят цифровой проект "Найти и собрать", разработанный компанией "Большая тройка". Как показывает практика, многие юрлица не платят за вывоз отходов, а региональный оператор никак не может повлиять на это ввиду отсутствия актуальных данных.
Начальник отдела по маркетингу и сбыту АО "Русатом Гринвэй" Роман Желонкин отметил, что к 2030 году каждое четвёртое изделие из ПЭТ должно быть произведено из вторичных ресурсов, и рассказал о проекте по созданию центра рециклинга отходов полиэтилентерефталата (ПЭТ) в Набережных Челнах.
Исполнительный директор Ассоциации "ЭкоШинСоюз" Сергей Подойников рассказал о выстраивании системы утилизации шин, которая создаст условия, при которых выбросить шины в лес станет более трудозатратным, чем передать их на цивилизованную утилизацию. Кроме того, важно создать и необходимые финансовые условия для переработчиков шин. Региональные переработчики шин пока не готовы работать в условиях бесплатного сбора, соответственно, необходимы механизмы оплаты юрлицами утилизации.