Объемы пассажирских авиаперевозок в России за год (с февраля 2016-го по февраль 2017-го) вырос более чем на 20%. Свою значимую лепту в такое развитие внесли авиаторы более десятка краевых авиакомпаний, осуществляющих операционную деятельность как внутри красноярского региона, так и в полетах по России, за рубеж. Индустриальная история Красноярья и его сегодняшний день тесно связаны с вехами развития крылатой отрасли, без которой в настоящее время сложно представить экономическое единство гигантских пространств Восточной Сибири от ее арктических северов до южных границ.
Большой и по-своему уникальной вехой в совершенствовании авиатранспортной инфраструктуры края стал масштабный проект по реконструкции сооружений и взлетно-посадочной полосы (ВПП) норильского аэропорта. Работы начались в 2016 году и разделены на три этапа. В 2019 году вся полоса длиной в 2,8 км должна вернуться в строй. Аэропорт сможет принимать воздушные суда всех типов.
— Прошлым летом в порту Алыкель реконструировано 720 м ВПП. В нынешний ремонтный сезон стоит задача обновить еще 1020 м, а на следующий год все оставшиеся работы должны быть завершены. Сейчас в разрешенной эксплуатации находятся 1540 м полосы. Порт, несмотря на ремонт, продолжает функционировать. Принимаются самолеты малой вместимости, — рассказывает руководитель Красноярского межрегионального территориального управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта (Красноярского МТУ Росавиации) Сергей Родькин. — Внедрена уникальная для страны временная схема доставки пассажиров из Норильска "на материк" и обратно с транзитными стыковками авиарейсов. Ведь даже при необходимости основательной реконструкции заметно износившейся бетонки, что продиктовано требованиями летной безопасности, лишать норильчан фактически единственной возможности транспортного сообщения с большой землей никак нельзя.
Схему прорабатывали чрезвычайно тщательно, детально. Участниками программы, заработавшей с 1 июня текущего года, стали 4 авиакомпании: NordStar, "КрасАвиа", "Турухан" и "ЮТэйр" с шестью бортами малой и средней вместимости. Самолеты ATR-42 и ATR-72 вылетают из Красноярска в Норильск ранним утром, там забирают транзитных пассажиров и доставляют в Сургут. Оттуда двумя магистральными "Боингами" норильчане вылетают в Москву. В свою очередь лайнеры ATR обратными рейсами в тот же день везут из Сургута в Норильск пассажиров, возвращающихся "с материка", а затем уже из Норильска самолеты прилетают в Красноярск. Такие челночные рейсы выполняются 6 раз в неделю. Отдельный прямой регулярный рейс совершается по маршруту Норильск — Новый Уренгой и обратно.
С учетом особенностей таких полетов должным образом подготовлены все экипажи, сформированы технические условия. Достигнута договоренность с федеральным казенным предприятием (ФКП) "Аэропорты Красноярья", работающим в крае с 2012 года, о предоставлении в качестве резервных взлетно-посадочных полос аэропортов Подкаменной Тунгуски в поселке Бор и Северо-Енисейского с возможностью наземного обслуживания авиатехники. Запасным является и порт Игарки.
На предприятиях металлургического комплекса "Норильского никеля" также подошли к текущей ситуации с пониманием — для работников компании составляются гибкие графики отпусков. Благодаря грамотно выстроенному взаимодействию металлургов с авиаторами в Норильске удалось избежать ажиотажа в спросе на авиабилеты. За счет дотаций при софинансировании из федерального и краевого бюджетов сохранена прежняя стоимость авиаперелетов. Рейсы выполняются без задержек за редким исключением, когда в работу воздушных перевозчиков вмешиваются капризы погоды.
— Сергей Васильевич, насколько динамично модернизируется вся сеть работающих в крае аэропортов?
— Реконструкция аэрокомплексов является одним из безусловных приоритетов в развитии воздушной отрасли в крае. Вошедшие в структуру ФКП "Аэропорты Красноярья" порты Кодинска, Мотыгино, Северо-Енисейского, Туруханска и Подкаменной Тунгуски в последнее время сделали большой шаг в обновлении наземной инфраструктуры, техническом оснащении, модернизации систем безопасности, в том числе в сфере антитеррора. К примеру, в туруханском аэропорту еще в 2014 году появилось новое здание аэровокзала взамен прежнего, почтенный возраст которого насчитывал полстолетия.
Развиваются и аэропорты, находящиеся под управлением краевого авиапредприятия "Черемшанка", включая аэрокомплексы села Богучаны, Игарки. В частности, в порту Игарки в рамках государственно-частного партнерства построены современные привокзальные здания и сооружения, реконструированы ВПП, рулежные дорожки, посадочный перрон. Для ускорения темпов модернизации предполагается передать в федеральную собственность либо в структуру "Черемшанки" еще нескольких краевых аэропортов, расположенных в Туре, Байките, Ванаваре, Хатанге, Диксоне и Енисейске, сейчас управляемых государственным краевым предприятием "КрасАвиа". Сохранение и совершенствование этих северных транспортных узлов необходимо, ведь они являются стратегически важными для края, страны в целом, включены в сеть социально значимых пассажирских авиаперевозок на направлениях, где отсутствует круглогодичная транспортная альтернатива. А порт в Хатанге важен еще и тем, что является одной из базовых координатных точек в обеспечении полетов на Северный полюс. Вообще арктическая тема на государственном уровне с каждым годом обретает все большее значение, открывает новые хозяйственно-экономические перспективы.
Также планируется строительство нового пассажирского аэровокзала в порту Черемшанка, откуда сейчас выполняются отдельные регулярные грузопассажирские авиарейсы по краю, вылеты спецбортов МЧС России, осуществляется доставка вахтовиков. Порт остается существенной составляющей красноярского аэроузла. Стремительно обретает современные черты и главная воздушная гавань края — аэропорт Емельяново. Строительство нового пассажирского терминала идет ритмично, с соблюдением графиков. К новому году он должен открыть свои двери для пассажиров. В перспективе при условии создания привлекательных экономических условий для отечественных и зарубежных авиаперевозчиков пропускная способность аэропорта может вырасти до 3 млн человек в год.
— Воздушное движение в небе края становится все более оживленным. Насколько широко востребована сегодня региональная авиация?
— В Красноярье работают 11 авиакомпаний. Объективные данные по налету часов подтверждают официальную статистику об увеличении интенсивности авиационного движения. К примеру, компания Azur air (в прошлом "Катэк-
авиа") вошла в число национальных лидеров по объемам авиаперевозок внутри страны и стала крупнейшим российским чартерным авиаперевозчиком. Надежное воздушное сообщение с северными территориями края поддерживают такие крепкие компании, как "КрасАвиа", являющаяся базовым краевым авиаперевозчиком, NordStar, "Турухан", "АэроГео", "Скол".
Возятся грузы, растет сеть пассажирских маршрутов. К примеру, регулярными в расписании авиакомпании "КрасАвиа" стали рейсы из Красноярска в Кодинск, поселки городского типа Шушенское и Мотыгино. Выполняются полеты и на малые расстояния в северных районах — вертолетами. Социально значимые рейсы субсидируются государством, и благодаря этому остаются доступными по стоимости.
Более 30 бортов задействовано в работах по мониторингу оперативной лесопожарной обстановки, на ликвидации возгораний. Также авиация активно помогает медицине во всех уголках края. В этом году целый рой из 20 бипланов Ан-2 выполнял задачи по химической обработке лесных массивов в борьбе с личинками паразита — непарного шелкопряда. Одним словом, работы авиаторам хватает.
— Как обеспечивается комплексная безопасность работы авиационного транспорта — на земле и в небе?
— В аэропортах предпринимаются все необходимые меры по противодействию террористическим угрозам и прочим правонарушениям. За этим предельно строго следит Росавиация. В числе прочего устанавливается современное досмотровое оборудование, внедряются системы видеонаблюдения.
Акцентируется внимание и на вопросах безопасности полетов с целью предотвращения летных происшествий. В нашем управлении на системной основе проводятся посвященные данным темам совещания с участием представителей всех работающих в крае авиакомпаний. Мелочей здесь не бывает.
— Надежность авиации определяется и качеством авиатехники. Насколько актуальна для перевозчиков задача обновления авиапарка?
— Не секрет, что сегодня перед многими компаниями вопрос реновации парка воздушных судов стоит достаточно остро. По-прежнему в строю старички Ан-24. Полноценной замены этим надежным и неприхотливым машинам, уверенно справляющимся с работой в северных широтах, пока просто нет. Когда при температурах от -45 градусов и ниже, характерных для зим на красноярском севере, иностранная техника отогревается в ангарах, "Антоновы" еще советского производства вовсю трудятся. К сожалению, их ресурсы не безграничны, а заводских ремонтных баз для них не осталось. Другой заслуженный ветеран сибирского неба — Ан-2. Бипланы служат и в санавиации, и в интересах сельского хозяйства, задействуются в лесопожарной работе. Помогают их поддерживать в пригодном состоянии несколько созданных в крае ремонтно-сервисных организаций.
Конечно, авиакомпании по мере возможностей стараются обновлять авиапарк, в том числе на технику зарубежного производства. Те же модернизированные чешские L-410 UVP E20 уже несколько лет успешно обслуживают региональные авиалинии. Однако многие зарубежные машины не очень приспособлены к сюрпризам сибирского климата, некоторые недешевы в эксплуатации. Наверное, будет лучше, если на смену старым советским самолетам и винтокрылым машинам в сегменте малой и среднемагистральной авиации будут приходить новые российские. Опора на свой продукт укрепляет технологический, индустриальный, транспортный суверенитет страны. А удачные конструкции есть — это Ан-3, Ил-114, Ми-8МТВ, ряд других. Главное, чтобы они перестали быть у производителей штучными экземплярами, и пошли в массовые серии. Необходимы и государственные программы, стимулирующие перевозчиков покупать отечественные самолеты и вертолеты. Насущность таких решений очевидна. Экономика страны должна опираться на крепкие крылья.