Современный аэронавигационный комплекс столицы Красноярья формирует высокое качество и крепкие перспективы развития воздушно-транспортной инфраструктуры Восточной Сибири.
Между Западом и Востоком
Происходящие в отрасли перемены вызывают живой общественный интерес, активизируют дискуссии среди специалистов. В канун празднования Дня воздушного флота России обсуждения обретают еще более развернутый характер. Анализируется авиационная составляющая в транспортной стратегии края.
Базовый краевой аэропорт, построенный в 1980 году и спустя 13 лет получивший статус международного, в результате глубокой реконструкции сегодня способен выполнять важную миссию крупного транспортного хаба. Его роль заключается в соединении логистических потоков из стран Европы и Нового Света в регионы Дальнего востока и Юго-Восточной Азии, а также в арктические территории.
Воздушная гавань способна обслуживать от 3 до 5 млн пассажиров в год. И уже в минувшем году сделан уверенный шаг в наращивании пассажиропотока: согласно статистике, аэропорт встретил миллионного пассажира на месяц раньше, чем в 2016-м. Вместе с тем здесь можно обрабатывать значительную часть грузовых транзитов, ведь красноярский аэропорт находится на пути кроссполярных воздушных трасс. Через Красноярск пролегает стальная магистраль Транссиба, а также тянутся нити федеральных автодорог. В экспертной среде обсуждается идея создания на красноярской земле еще и центра перевалки морских грузов на внутрироссийских направлениях. Такое решение помогло бы усилить экономический эффект эксплуатации транспортного потенциала края.
Непосредственно в авиационных перевозках, как показывает экспертная аналитика на примере нескольких действующих маршрутов между городами Европы и Китая, консолидация грузов в Красноярске может дать экономию в логистике до 35% на каждом авиарейсе, в том числе за счет сокращения в среднем на 7,5% пролетаемых расстояний. Логика проста — более равномерные плечи маршрутов увеличивают эффективность использования воздушных судов. Кроме того, стоимость авиационного топлива в аэропорту Красноярска ниже, чем в крупнейших аэропортах Поднебесной.
Открывающиеся перспективы наделяют смыслом еще один возможный сценарий развития красноярского авиатранспортного узла — создание на его территории особой экономической зоны с появлением логистических, производственных и других сопутствующих видов бизнеса. При формировании определенных правовых условий, отмечается экспертами, станет возможным перенаправление через красноярский регион довольно мощных мировых грузопотоков, проходящих в настоящее время по неоптимальным маршрутам. Резидентами ОЭЗ смогут стать крупнейшие логистические компании и консолидаторы грузов, а также сборочные и перерабатывающие производства, выпускающие продукцию с высокой добавленной стоимостью.
Для удобства воздушных путешествий
— Новые горизонты возможностей ориентируют дальнейшее совершенствование инфраструктуры красноярского аэропортового комплекса. В частности, в рамках очередного этапа реконструкции предполагается дооснащение нового пассажирского терминала телетрапами. Всего, согласно проекту, их должно быть 6. Планируется и строительство магистральной рулежной дорожки, которая позволит авиалайнерам выполнять существенно больше взлетов-посадок. Тем самым кратно увеличится пропускная способность красноярского аэропорта, — акцентирует внимание на очередных важных проектах руководитель Красноярского межрегионального территориального управления воздушного транспорта Росавиации Сергей Родькин.
Не останется без дела и здание прежнего аэровокзала. Уже к началу следующего года в рамках подготовки к Зимней универсиаде — 2019 его превратят в современный деловой комплекс. Здесь будут обустроены площади для проведения презентаций, конференций, форумов, а также экспозиций и выставок. Для пассажиров появятся vip-залы повышенной комфортности, где можно будет проходить регистрацию на рейсы и предполетный досмотр. В здании разместятся выделенная зона для таможенного контроля, пункт пропуска для организованных групп, а также рестораны, бары, современный отельный комплекс. Само здание получит тот же архитектурный стиль, в котором выстроен новый пассажирский терминал. Стоимость проекта предварительно оценивается более чем в 800 млн рублей.
Заметным событием стало торжественное открытие 28 июня нового терминала аэропорта Черемшанка с участием главы региона Александра Усса, краевого министра транспорта Константина Димитрова, представителей депутатского корпуса Законодательного собрания и авиакомпаний, а также жителей и гостей Красноярска. Вопреки присутствовавшим ранее в обществе опасениям инфраструктура терминала Черемшанки, серьезно пострадавшая из-за пожара в декабре 2011 года, не канула в Лету, а наоборот, основательно преобразилась. И это немаловажно, так как аэропорт, обслуживающий внутрирегиональные рейсы, в том числе в районы Крайнего Севера, способный принять к себе всю малокресельную авиацию, усиливает потенциал красноярского авиатранспортного хаба.
Возведение терминала началось полгода назад на средства компании "Крас-АвиаПорт", в управление которой не так давно были переданы все малые порты, ранее принадлежавшие краевому государственному авиаперевозчику "КрасАвиа". Инвестиции в строительство составили около 100 млн рублей.
Новый аэровокзал площадью в 1,4 тыс. кв. м включает в себя залы ожидания, досмотра, прилета и выдачи багажа, стерильную комнату, буфет и другие помещения. Его пропускная способность теперь составляет 40 тыс. пассажиров в год, что почти в 2,7 раза превышает прошлогодний показатель. Причем, около 95% авиарейсов выполняются в рамках региональной программы социально значимых перевозок. В целом Черемшанка позиционируется как аэропорт-лоукостер, где качественные услуги пассажирам предоставляются по сдержанным расценкам.
Врио Красноярского края Александр Усс, изначально на уровне своих полномочий создававший благоприятные условия для возрождения терминала Черемшанки, высоко оценил результат:
— У аэропорта наконец появилось достойное здание аэровокзала — комфортное для пассажиров и с доступной стоимостью сопровождающих авиаперелеты услуг. Вообще, авиационное сообщение имеет чрезвычайно важное значение для такого крупного региона, как Красноярский край. Ставим задачу в ближайшие годы модернизировать всю сеть действующих малых аэропортов, и в этой работе пригодится опыт, приобретенный в ходе реконструкции терминала Черемшанки. Создание надежной воздушно-транспортной инфраструктуры послужит крепким авиационным каркасом для всей Енисейской Сибири, объединяющей экономический потенциал края, республик Тывы и Хакасии.
Очередным ярким примером содержательного наполнения такой концепции стал проект реконструкции взлетно-посадочной полосы норильского аэропорта Алыкель. По словам Сергея Родькина, предыдущие два наиболее сложных этапа завершены вовремя. В итоге обновлено 1740 м полосы, и аэропорт вновь получил возможность принимать не только малые воздушные суда, но и среднемагистральные авиалайнеры. В текущем году предполагается полностью закончить все запланированные работы по обновлению оставшегося отрезка ВВП в 1080 м. К середине сентября вся полоса протяженностью в 2,8 км должна войти в строй.
— Востребованность внутренних авиаперелетов в пределах края, а также в соседние сибирские регионы у жителей Красноярья постепенно растет. Вместе с тем крылья прочно сшивают территории Сибири, укрепляя хозяйственно-экономические связи между ними, создавая условия для стабильной работы предприятий, добычных комплексов и геологоразведочных партий. Трудно переоценить вклад малой авиации и в сохранение лесного фонда, развитие агропромышленного сектора, в усиление доступности медицины для жителей отдаленных уголков края, — отмечает Сергей Васильевич.
К самолету — на поезде
Между тем жителей и гостей Красноярска в обозримой перспективе, судя по всему, ожидает еще одно существенное новшество в сфере транспортных услуг, которое обещает добавить комфорта авиапутешествиям. Прорабатывается проект организации железнодорожного сообщения от краевой столицы до красноярского аэропорта. Идея широко обсуждается в экспертной среде. Согласно некоторым оценкам, уже сегодня объем железнодорожных пассажироперевозок на данном участке мог бы составить около 750 тыс. человек в год. По данным социологического опроса, в котором участвовало более 20 тыс. человек, свыше 70% опрошенных высказались в поддержку проекта.
Прежде всего, железнодорожный транспорт помог бы устранить целый ряд неудобств, связанных с удаленным месторасположением красноярской воздушной гавани. На электропоездах смогли бы ездить не только авиапассажиры, но и сотрудники служб аэропорта, жители населенных пунктов Емельяновского района, работники расположенных в районе предприятий. Такое решение — это и повышение безопасности перевозок. Железнодорожная ветка послужила бы и для транспортировки грузов, что в свою очередь могло бы привлечь карго-перевозчиков, создать дополнительные стимулы для развития окрестных территорий. Рассматривается вариант, при котором в пиковые часы по вылету и прилету в обоих направлениях ходили бы пассажирские электропоезда, расписание движения которых можно увязать с работой красноярского общественного транспорта, включая "городскую электричку", а в остальное время пускались бы грузовые составы.
В целом краевой авиатранспортный комплекс продолжает активно развиваться, стоит на пороге новых больших и важных перемен, ориентированных на повышение комфорта перелетов и усиление экономического потенциала Енисейской Сибири.