О задачах, стоящих перед педагогическими учреждениями, беседуем с Татьяной Алексеевой, директором Красноярского педагогического колледжа №1 им. М. Горького.
— Татьяна Александровна, на какие вызовы времени приходится отвечать сегодня педагогам?
— Основная задача остается неизменной — это качественная подготовка педагогов. Современный учитель должен соответствовать запросам на образование у детских аудиторий, родителей, общества и государства в целом. Если раньше педагог выступал носителем знаний, то сегодня ребенок может получить доступ к интересующей теме "одним кликом". Как следствие, педагог должен не только дать знания, но и научить ребенка грамотно работать в информационном поле.
Но это лишь одна составляющая профессиональной преподавательской деятельности. Вторая связана с формированием у обучающихся предметных компетенций и метапредметных, так называемых мягких навыков — это построение коммуникации, умение сотрудничать и работать в команде и пр. Новые подходы в методике преподавания меняют образ учителя, его положение и статус в обществе. Совсем недавно образование стали относить к услуге, а сегодня есть понимание, что именно эта отрасль формирует главный стержень отечественной экономики — человеческий капитал. Ведь сегодняшний ребенок — это человек, устремленный в будущее, и от того, каким он вырастет, как встроится в новый технологический уклад, зависит не только его собственная судьба, но и судьба всего общества.
— Сейчас много говорят о цифровизации, переходе на новые технологии в образовании, а как это выглядит на практике?
— Цифровизация — это один из современных трендов, который является частью нового актуального для общества технологического уклада. Вместе с тем для нас цифровизация является инструментом, позволяющим повышать академическую мобильность студентов, и поэтому мы стараемся максимально оцифровать образовательный процесс.
В текущем году колледжу исполняется 145 лет, у него богатая история и традиции, которыми мы гордимся. Настоящее и будущее развитие колледжа тесно связано с общенациональными целями, поставленными президентом РФ Владимиром Путиным. В первую очередь это масштабная работа по усилению конкурентоспособности российского образования на международном рынке — вхождение РФ по качеству общего образования в число 10 ведущих стран мира. Цель весьма амбициозная, требующая серьезных усилий и больших ресурсных вложений, в том числе человеческих.
— Что лежит в основе конкуренто-образующей составляющей деятельности педколледжа?
— В первую очередь — кадровый состав. В коллективе колледжа работают как молодые специалисты — полные энтузиазма и новых идей, так и ветераны отрасли, стоявшие у истоков развития ведущих направлений в педагогике, имеющие серьезную экспертную позицию в дискуссионных процессах, том числе на краевом и федеральном уровнях. Нас объединяет преданность профессии, а это, пожалуй, главное качество для педагога, без которого в образовательной сфере ничего не добьешься.
Гордимся и своими выпускниками — это целая плеяда выдающихся педагогов, успешно работающих в школах края и России. В числе ярких имен оперный певец Дмитрий Хворостовский, талант которого покорил мир. В память о великом земляке на фасаде здания колледжа в скором времени торжественно откроется барельеф.
— Образовательный процесс в колледже включает общественную деятельность, расскажите подробнее.
— Мы активно влились в международное движение WorldSkills: по нашей инициативе в программу регионального чемпионата в 2016 году была включена компетенция "Преподавание музыки в школе". В этом году она должна войти в национальный перечень компетенций РФ. География конкурсантов по данной компетенции также расширяется: в этом году на участие в отборочном для национального чемпионата туре заявились представители 20 регионов, в следующем участников будет значительно больше.
Важным направлением деятельности колледжа является волонтерство. Это не только возможность для будущих учителей нарабатывать опыт добровольчества, но и возможность самореализации, возможность отвечать не только за себя, но и за других людей.