Существенный вклад в модернизацию автодорожной инфраструктуры Красноярья и Хакасии уже многие годы вносит компания "НБС-Сибирь".
В текущем году силами организации успешно реализовано сразу несколько значимых проектов по обновлению автотрасс в краевом центре и за его пределами. Очередной сезон дорожных ремонтов компания открыла для себя довольно рано: уже в конце февраля начались работы на участках стратегически важной дорожной артерии края — Епишино — С.-Енисейский. О том, насколько результативным для организации сложился летний период ремонтных работ, о предложениях по решению отдельных ключевых отраслевых задач беседуем с генеральным директором ООО "НБС-Сибирь" Сергеем Баклыковым.
— Сергей Геннадьевич, у компании большой опыт работы на дорогах в удаленных точках края. Каковы итоги ремонтов этого года?
— Безусловно, в числе приоритетных проектов остается укрепление дорожного полотна на участках автотрассы Епишино — С.-Енисейский. Такую задачу компания последовательно решает уже не первый год. В частности, в минувшем году был выполнен ремонт на отрезках дороги общей протяженностью в 15 км. Этим летом ремонт продолжился — с производством земляных работ и устройством твердого покрытия дорожной одежды на основе песчано-щебеночной смеси. Заказчиком традиционно выступает краевое управление автомобильных дорог.
Предусмотренные контрактом объемы выполнены, сроки соблюдены. Выдержано высокое качество: по отремонтированным отрезкам дороги можно уверенно, без опаски повредить технику, передвигаться не только на грузовиках, но и на простых легковых машинах, причем на хорошей скорости, разрешенной ПДД.
Вообще большое внимание данной автотрассе является вполне оправданным. Дорога Епишино — С.-Енисейский, соответствующая IV технической и I эксплуатационной категориям, протяженностью в 300 км чрезвычайно важна в хозяйственном отношении. По сути, она является единственной транспортной нитью, связывающей Красноярск с отдаленными территориями Северо-Енисейского района, где сосредоточены крупные золотодобычные комплексы, расположена социальная инфраструктура местных муниципалитетов. Дорога интенсивно используется — по ней доставляется множество различных промышленных и прочих грузов.
В этой связи стоит отметить, что качественное содержание дороги является не менее важной задачей, чем ее последовательный ремонт. В силу высоких нагрузок и расположения в географической зоне, для которой характерны непростые климатические условия и высокая водонасыщенность, заболоченность грунтов, даже основательно отремонтированные участки без должного ухода достаточно быстро могут приходить в плохое состояние. Если дорогу вовремя и системно не подсыпать, не грейдировать, то вскоре она начнет "расползаться", покрываться буграми, ямами и выбоинами.
К сожалению, такие негативные процессы уже начинают проявляться на ранее отремонтированных отрезках данной автотрассы — из-за недостаточного внимания со стороны подрядной организации, ответственной за содержание дороги. Мы регулярно указываем на это коллегам, отраслевым специалистам и местным властям, ведь такая ситуация оборачивается определенными репутационными потерями и для нашей компании, так как эксплуатанты (те же водители транспортных средств) подчас адресуют критику не тем, кто дорогу плохо содержит, а тем, кто дорогу ремонтировал. Кроме того, проблема имеет и экономическое измерение: недостатки в содержании дорожного полотна грозят скорыми повторными затратами на ремонт. Вряд ли такой подход можно назвать рачительным хозяйствованием.
Со своей стороны компания "НБС-Сибирь" предельно щепетильно и ответственно относится к качеству выполняемых работ. Убедительным подтверждением тому служат не только отремонтированные участки трассы Епишино — С.-Енисейский, но и федеральной дороги Р-255 "Сибирь" в границах Емельяновского района — вблизи поселка городского типа Емельяново. В ходе комплексного ремонта здесь произведена замена асфальтобетонного покрытия с последующим нанесением дорожной разметки и обустройством придорожной инфраструктуры, включая установку осевых барьерных ограждений, разделяющих потоки движения.
— Можно ли считать подспорьем в работе благоприятные погодные условия этого лета, и чем определяется успех компании?
— К началу осени, с опережением установленных контрактами сроков, мы завершили основной массив ремонтных работ — в настоящее время объекты сдаются в эксплуатацию. Устойчивая сухая погода, конечно, добавила удобств в ходе дорожных ремонтов. Однако вовсе не она стала для "НБС-Сибирь" основной причиной достаточно высокой ритмичности воплощения проектов. Компания при любых погодных условиях выдержала бы заявленные сроки — благодаря качественной организации работ, опытному ответственному персоналу и крепкой технической оснащенности.
Если подробнее — в деятельности организации сложилась практика как можно раньше включаться в дорожные ремонты по выигранным контрактам, чтобы обеспечивать себе необходимый запас во времени и наиболее комфортные по погоде, с учетом особенностей сибирского климата, условия работы. Высокие мобильность и автономность чрезвычайно важны, ведь бригады зачастую трудятся на участках дорог вдали от населенных пунктов и в определенном смысле в отрыве от благ цивилизации. Таким образом, критично зависеть от погодных капризов или не укладываться в графики из-за плохо выстроенных рабочих процессов — непозволительная роскошь.
Главная опора — высококвалифицированный персонал. Большое значение имеет и техническое вооружение. В собственном парке "НБС-Сибирь" более 300 единиц различных специальных машин, включая карьерные самосвалы, автокраны, бульдозеры, экскаваторы, автогрейдеры, катки, асфальтоукладчики, погрузчики, комбинированные и другие спецавтомобили. Вся техника качественно обслуживается и системно обновляется. Кроме того, компания обладает несколькими собственными мобильными асфальтобетонными заводами с технологичными асфальтосмесительными установками, и поэтому нет проблем со своевременной подачей на объекты и в нужных объемах всех необходимых расходных материалов.
Традиционно осуществляется тщательный многоступенчатый контроль качества на всех стадиях жизненного цикла производственно-ремонтных и строительных работ с применением лабораторного тестирования материалов и образцов готовых дорожных покрытий.
— Успешность проектов вызывает доверие к компании со стороны заказчиков. Примером стал и ремонт Коммунального моста в Красноярске...
— Участие в этом году в масштабной работе по обновлению облика краевого центра, модернизации городской улично-дорожной сети явилось для коллектива "НБС-Сибирь" чрезвычайно важной и ответственной задачей. Ремонт силами компании производился на двух участках мостового перехода: в районе Абаканской протоки и над основным судоходным руслом Енисея — на отрезке от левого берега до о. Отдыха. Заменялись верхние слои асфальтобетонного покрытия проезжей части — в общей сложности на площади более 30 тыс. кв. м. Также была отремонтирована лестница, ведущая на мост со стороны Центрального стадиона им. Ленинского комсомола.
Стоит отметить, что для усиления прочности ремонтировавшегося на мосту участка дороги компанией был применен щебеночно-мастичный асфальтобетон (ЩМА), обладающий большой износоустойчивостью. Такой материал хорошо держит нагрузку от машин, меньше подвержен деформациям в виде трещин, сдвигоустойчив (то есть повышена сопротивляемость материала к появлению дорожной колейности), что в условиях достаточно плотного автотрафика на Коммунальном мосту особенно актуально.
— "НБС-Сибирь" делает все надежно, но эффективны ли в целом применяемые технологии для ремонта перегруженных городских дорог?
— Стоит отметить, что технология с использованием ЩМА была применена впервые в истории дорожных ремонтов, реализуемых на территории краевого центра. Хотя, убежден, такой метод давно пора активно тиражировать в ходе ремонтов городских объектов УДС. И даже более того, необходимо считать данную технологию обязательным условием ремонтов. На мой взгляд, давно назрела актуальность изначально утверждать в проектной документации современные технические решения, такие как применение ЩМА, и, как следствие, данные проекты выносить на конкурсные процедуры, и тогда постепенно современные и высокотехнологичные дорожные покрытия начнут появляться и на дорогах краевого центра.
На примере проведенного ремонта Коммунального моста подчеркну важность основательного подхода к обновлениям городских автодорог. В частности, ремонт верхних слоев дорожного покрытия на мосту выявил проблему: одних лишь косметических новшеств абсолютно недостаточно. Нужен капитальный ремонт несущих конструкций моста с основательным устройством деформационных швов. Если этого в дальнейшем не сделать, то какой бы крепкой ни была верхняя дорожная одежда, асфальтобетон достаточно быстро начнет разрушаться — крошиться и покрываться трещинами. Конечно, в качестве временного решения можно применять мастику, чтобы заклеивать трещины и таким образом предотвращать их быстрое распространение, однако гораздо правильнее решать вопрос фундаментально. Только качественные комплексные ремонты, в том числе с устройством современной ливневой канализации (ведь вовремя не удаляемая с дорог вода интенсивно разрушает асфальт), способны существенно увеличивать ресурсы эксплуатации дорожного покрытия.
В связи с высокой капиталоемкостью таких решений аврально "откапиталить" городскую УДС, разумеется, невозможно — потому здесь важен методичный системный подход. В конце концов, это позволило бы избегать в будущем регулярно повторяемых расходов на частые вынужденные текущие ремонты. Давно назрела необходимость в тщательно проработанной стратегии модернизации краевой и муниципальной автодорожной сети. Современные прочные дороги — надежная опора экономики.