В конце ноября в Канском педагогическом колледже прошли XV Всероссийские с международным участием научные чтения молодых исследователей, посвященные памяти В. И. Даля.
Кладезь традиций и научной мысли
Впервые студенческие научные чтения в Канске состоялись в 2001 году и были приурочены к 200-летию со дня рождения великого русского ученого, писателя и лексикографа. Изначально мероприятие носило региональный статус. Участниками первой конференции стали 60 гостей — студенты и педагоги из городских и краевых образовательных учреждений. Однако со временем стало очевидно, что формат академических чтений не соответствует масштабности тех вопросов, которые освещаются на данной площадке, и возрастающему интересу со стороны педагогического сообщества.
Сегодня Далевские чтения — это образовательно-культурный проект, где не только обсуждаются актуальные вопросы теории и практики современного образования, но и происходит интеграция инноваций и материально-духовных традиций национальных культур. Благодаря чтениям Канский педагогический колледж известен не только в Красноярском крае, но и в других регионах страны, а также за ее пределами. Подводя итоги в преддверии юбилейного форума, организаторы подсчитали, что за годы работы площадки ее посетили 7500 гостей — докладчики, эксперты, ведущие круглых столов и мастер-классов, а заявки на очное и заочное участие поступали из 55 регионов России.
И с каждым годом число гостей растет. В этом году к конференции присоединились Кызыльский педагогический институт Тувинского государственного университета, Бурятский педагогический колледж, а также новые краевые образовательные учреждения — Красноярский и Дивногорский колледжи Олимпийского резерва. Кроме того, событие вызывает повышенный интерес у студенческой молодежи Китая, Южной Кореи, Франции, Италии, Ирака, Таиланда, Японии, стран Африки и других.
За годы проведения конференции сложилась определенная концепция. Она стала узнаваемой, обрела свое лицо и заняла достойное место среди аналогичных площадок. При этом нельзя не отметить, что во многом Далевские чтения уникальны, и прежде всего — местом их проведения: это единственный форум подобного уровня, организуемый не в крупном городе.
— Мы пробовали подсчитать количество диссертаций, защищенных в период существования чтений, и оказалось, что таковых уже более 15, — отмечает директор Канского педагогического колледжа, доктор философских наук, профессор Александр Андреев. — Из них 4 подготовлены выпускниками педколледжа, и еще два наших аспиранта готовятся к защите. Все они прошли большую исследовательскую школу, в том числе благодаря участию в чтениях. Сегодня это авторитетная площадка, которая объединяет молодых исследователей из педагогических колледжей и вузов страны. Своим примером мы доказываем, что условия для научной деятельности и профессионального роста есть не только в больших городах, но и в глубинке. Талантливая молодежь из провинции получает возможность заявить о себе. Ведь в рамках чтений мы формируем открытое образовательное и профессиональное пространство, где создаем условия для научных, социальных и профессиональных достижений российского молодежного сообщества.
Знакомый формат и новшества
Программа юбилейных Далевских чтений 2018 года включала более 30 мероприятий, в том числе традиционные академические гостиные, формат которых предполагает не лекции и выступления докладчиков, но активное обсуждение всеми участниками тезисов, высказываемых спикерами. В частности, большой интерес у слушателей вызвал доклад "Гуманизм в произведениях В. П. Астафьева", представленный доктором исторических наук, профессором, заслуженным деятелем науки РФ директором Красноярского филиала университета Российской Академии образования, заведующим лабораторией археологии и палеогеографии Средней Сибири Института археологии и этнографии СО РАН Николаем Дроздовым.
Целый ряд актуальных для сибиряков тем осветили эксперты из Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. Кандидат филологических наук, доцент, руководитель центра лингводидактического тестирования по РКИ Инна Ревенко предложила участникам гостиной поразмышлять на тему "Подводные камни межкультурной коммуникации". Под руководством доктора педагогических наук, профессора Сергея Ценюги состоялась увлекательная беседа о сибирском характере как ценности, о том, как формировался сибирский и русский характер, по каким параметрам определяли сибирского человека. А кандидат филологических наук, доцент, заведующая научно-исследовательским центром университета Татьяна Садырина рассказала гостям о творчестве В. П. Астафьева в контексте современности.
Не теряет популярности и секционное направление в работе конференции. В этом году было организовано семь исследовательских секций: "Философия, история, социология и краеведение", "Методология и практика современного физического воспитания", "Методология и практика образования в современной начальной школе", "Методология и практика современного дошкольного образования", "Современная практика образования", "Язык и литература", "Экология и валеология". В каждой из секций выступило до 18 докладчиков. Желающих каждый год значительно больше, но выслушать всех эксперты не могут физически. Однако тем, кто не попал за кафедру, предоставляется другая возможность представить результаты своей научной деятельности на суд педагогического сообщества — их можно опубликовать в двухтомном сборнике, который выпускается после каждых чтений. Всего таких сборников выпущено 25, в них содержится более 4500 научных статей.
Поскольку основную аудиторию Далевских чтений составляют будущие педагоги, важной частью программы является интерактивная образовательная площадка "Педагогический навигатор", где выявляются лучшие культурно-образовательные практики профессионального педагогического образования. Студенты получают возможность пообщаться с опытными педагогами края, победителями муниципальных этапов краевого конкурса педагогического мастерства и участниками международного движения профмастерства WorldSkills.
Обмен опытом происходит с применением деятельностного подхода. Например, в ходе работы площадки "Мультимедийные презентации к урокам как средство формирования регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников", подготовленной представителями Канского педколледжа, участникам представилась возможность создать свои мультимедийные презентации в группах. Это позволяет экспертам не только задействовать слушателей в ходе обсуждения, но и привлекать их к выполнению практических заданий, чтобы сразу закрепить полученные знания.
Аналогичный подход реализован организаторами при подготовке проекта "Открытая дверь" в новом для чтений формате открытого пространства. Гости форума беспрепятственно перемещались между площадками, размещенными в холлах здания колледжа на трех этажах. Каждая из них была так или иначе связана с творчеством Владимира Даля. В локации "Чтение — к мудрости движение!.." участникам предлагалось проверить свою технику чтения, а на площадке "Всех скороговорок не переговорить" — дикцию. "От мысли до мысли пять тысяч верст…" — здесь ведущие рассказали о старинных мерах длины и предложили гостям определить с их помощью размеры парты. Также каждый желающий мог попробовать себя в роли музыканта большого оркестра на площадке "Гусли звонки, да струны тонки", сыграв на одном из предложенных инструментов: треугольнике, колокольчиках, бубне...
— Это соответствует и образу жизни самого Владимира Даля, который был далеко не кабинетным ученым и к бережно собираемым словам, выражениям, пословицам и поговоркам относился не просто как к лексическому материалу, который нужно описать и систематизировать, — поясняет заместитель директора Канского педагогического колледжа по научно-методической работе, кандидат филологических наук, доцент Светлана Науменко. — Об этом свидетельствует, например, тот факт, что задолго до издания своего богатейшего словаря Даль начал сочинять сказки, в которых обильно использовал все богатства живой русской речи. Об этом великом человеке можно говорить бесконечно, его вклад в развитие русской культуры поистине неоценим. И мы стремимся к тому, чтобы, подобно Владимиру Ивановичу, всю жизнь по крупицам собиравшему материалы для своего словаря, объединить на чтениях, названных в его честь, всех тех, кто, как и он, неравнодушен к русской истории и культуре, русскому слову.
Собирательство как форма памяти
Говоря об особенностях Далевских чтений, нельзя не отметить, что от других конференций подобного формата и тематики их отличает богатая культурно-образовательная программа. В рамках XV чтений состоялось более 100 выставок, мастер-классов, экспозиций картин и тематических фотозон, 90 академических, музыкальных, музейных часов и галерей "Гостиный двор", "Твори-рум". Юбилейный форум не стал исключением: на открытии впервые был исполнен гимн Далю, а когда бронзовая фигура Владимира Ивановича вдруг ожила на сцене, это стало настоящим сюрпризом для гостей. Также на церемонии открытия был показан фильм о выдающихся педагогах Красноярского края, которые оказывали поддержку чтениям на протяжении многих лет.
Основу культурной программы составили традиционные мастерские, где все желающие могли научиться валять сувенирные валенки, прясть, изготавливать куклы-обереги, сувениры из лыка или бересты. Кроме того, преподаватели и студенты Канского педагогического колледжа подготовили для гостей совместный проект "Традиции русского чаепития". Здесь были представлены соответствующие тематике пословицы и поговорки из словаря Даля, репродукции картин художников XIX-XXI веков, а также всевозможные старинные предметы быта, отражающие культуру чаепития на Руси и в особенности в Сибири.
— Собирательство было выбрано Владимиром Далем как главная миссия всей жизни, его целью стало сохранение живого русского языка, а через него и богатейшей культуры страны, ставшей ему родной. Мы продолжаем эту традицию и вовлекаем в этот труд наших студентов, — поясняет Светлана Науменко. — В ходе подготовки проекта они посещали библиотеки, музеи и архивы, работали с первоисточниками. Все это позволило им не только оценить по достоинству масштабы проделанного Далем труда, но и понять, что за самым обычным, бытовым предметом или явлением стоит история. Это важнейшие для педагога умения: видеть важное в обыденном и уважать свою культуру во всех ее проявлениях. Современный учитель должен наряду с серьезным запасом предметных знаний обладать и высоким культурным уровнем, поскольку его миссия — просвещение. Поэтому программа чтений, как и в целом программа обучения в колледже, включает богатую культурную составляющую, которая нами рассматривается как элемент формирования профессионализма будущего педагога.
— Система образования должна меняться, чтобы отвечать вызовам времени. Эксперты Высшей школы экономики главную задачу образования видят в том, чтобы сформировать у педагогов будущего группу компетенций по принципу "4К": коммуникация, креативность, критическое мышление и командная работа. Далевские чтения в концентрированной форме демонстрируют образовательную среду, в которой обучаются наши студенты, и наглядно подтверждают, что все четыре составляющие в ней присутствуют, — резюмирует Александр Андреев. — Есть и командная работа студентов и преподавателей; и коммуникация между участниками, все формы работы которых нацелены на диалог; и критическое мышление, поскольку в рамках чтений проходят апробацию результаты научных исследований; и, конечно, креативность — в осмыслении привычного формата чтений за счет нового содержания и актуальных форм.
Обмен культурными кодами
Примечательно, что практически во всех мероприятиях чтений самое живое участие принимают иностранные студенты, обучающиеся по международной программе обмена в красноярских вузах. Так, в этом году гостями Канского педколледжа стали представители США, Франции, Китая, Туркмении, Ирака, Республик Конго и Кот-д"Ивуар. Наиболее активно они проявили себя с докладами в секциях "Язык и литература", "История и философия", "Социология", а также посетили творческие мастер-классы и выставки.
— Чтения — это не только площадка для представления результатов студенческих исследовательских работ. Это и возможность общения с видными деятелями науки, культуры, представителями духовенства, — рассказывает Александр Андреев. — Безусловно, мы даем возможность молодым исследователям поделиться результатами своих научных изысканий, но все же самое главное — это общение, в ходе которого происходит развитие навыков профессиональной коммуникации, командной и проектной работы. Студенты из других стран здесь получают представление о русской культуре, погружаются в нее. А для наших соотечественников это замечательная возможность вспомнить исконно русские традиции и познакомиться с культурой других стран.
Далевские чтения дарят зарубежным гостям шанс не только блеснуть научными знаниями, но и рассказать о традициях своей родины. С этой целью в рамках форума реализуется проект "Культурный код", где представители дружественных государств наглядно демонстрируют особенности национальной кухни, воспроизводят традиционные обряды, играют на национальных инструментах, исполняют песни и танцы своего родного края.
— Каждый год посещение нашего колледжа включают в культурную программу для иностранных студентов, — рассказывает Светлана Науменко. — Многие ребята планируют поездку к нам с самого начала стажировки в России. Желающих много, и нам приходится проводить достаточно строгий отбор: студенты защищают свои проекты, с которыми затем выступают на чтениях. При этом все наши попытки видоизменить формат и концепцию взаимодействия встречают бурный протест со стороны гостей. Среди них нет пассивных слушателей, все активно вовлечены, стараются успеть как можно больше: выступить с докладами, представить проекты на "Культурном коде", принять участие в мастерских, посетить выставки, наконец, просто пообщаться с российскими студентами в неформальной обстановке. Как ответ на этот интерес у нас родился другой проект — Дни русской культуры, где мы стараемся обеспечить иностранным гостям полное погружение в традиции и обычаи русского народа. И проект также пользуется у них большой популярностью. По их собственным словам, он дает возможность познакомиться не только с традициями русской культуры, но и с современностью, позволяет понять, какие на самом деле русские люди, как они относятся к представителям других стран, их традициям. И неизменно наши гости отмечают доброжелательность, открытость, уважительное отношение принимающей стороны.
Все это позволяет говорить о том, что Далевские чтения помогают Канскому педколледжу не только продвигать положительный имидж краевого среднего профессионального педагогического образования на уровне России, но и положительный имидж русского человека на международном уровне.