Россия медленно, но верно входит в очередную эпоху перемен. Уходящий год был богат на важнейшие политические события, которые могут оказать долгосрочное влияние на жизнь россиян в среднесрочной перспективе. Перемен не избежать. О том, какими они будут, спорят политики и эксперты, однако уже сейчас можно с уверенностью сказать: стоит приготовиться к наступлению трудных времен. Признаков улучшения экономического положения в нашей стране пока не наблюдается. Вряд ли они произойдут и в ближайшей перспективе.
Текущий год стал для нас годом очередных судьбоносных выборов. В марте мы голосовали за главу государства. В сентябре жители края выбирали губернатора, а избиратели столицы региона — состав горсовета Красноярска. Понятно, что во многом политическая жизнь крутилась вокруг этих событий, но по праву главным событием 2018 года можно назвать запуск пенсионной реформы. Повышение пенсионного возраста аукнулось власти уже в сентябре на губернаторских и мэрских выборах в ряде регионов страны, которые были с треском проиграны кандидатами от партии власти. Не помогла даже тотальная зачистка политического поля от всех более-менее реальных конкурентов. Электорат выбрал даже технических кандидатов.
Стоит отметить, что Красноярский край в зону политической турбулентности пока не попал. И все же тревожность сохраняется: Александр Усс набрал на губернаторских выборах меньше голосов избирателей, чем ожидалось. А "Единая Россия" и вовсе проиграла "соколам Жириновского" на выборах в горсовет, хоть и сохранила контроль над ситуацией по партийным спискам…
НАДЕЖДЫ И РЕАЛЬНОСТЬ
В марте, 18-го числа, Владимир Путин получил от населения право на четвертый президентский срок, хотя выборы главы государства больше напоминали референдум по доверию действующему лидеру, чем настоящую борьбу. Надо признать, организаторы выполнили техзадание на пятерку: достойная явка (67,54%), результат победителя оказался вполне убедительным. Владимир Владимирович набрал 76,69%, что явилось своего рода карт-бланшем от населения для проведения президентского курса во внешней и внутренней политике.
Такая поддержка во многом объяснялась не только очевидной слабостью оппонентов, но и тем, что так называемое путинское большинство, несмотря на явное ухудшение уровня жизни в последние годы, все еще надеялось на позитивные перемены. В первую очередь во внутренней политике. Однако эти надежды быстро развеялись с назначением Дмитрия Медведева на пост председателя правительства. Данный шаг не оставлял сомнений: руководство страны выбрало инерционный путь развития, точнее застой.
Однако вскоре выяснилось, что все не так просто. В июне в день старта чемпионата мира по футболу Правительство РФ внесло в Госдуму проект революционных изменений в пенсионную систему страны, который повышал возраст выхода на заслуженный возраст для мужчин до 65, а для женщин — до 63 лет. Позже, правда, Путин проявил к прекрасному полу мужское снисхождение, снизив пенсионную планку до 60 лет, однако сути дела эта "царская милость" не меняла. Стало ясно, что без громких слов федеральная власть приняла на вооружение социально-экономическую платформу либерального лагеря российской элиты.
РЕВАНШ ЛИБЕРАЛОВ
Фактически этот поворот стал признанием того, что государство перестало справляться с социально-экономическими вызовами и обратилось за помощью к одиозному либеральному лагерю, запомнившемуся народу в основном шоковой терапией 1992 года и приватизацией общенародной собственности в пользу олигархов. Одна из отличительных особенностей этого курса — решение проблем исключительно за счет населения. Элиту и друзей власти такие государственные преобразования со знаком минус, как правило, не затрагивают.
Пенсионная реформа и прочие непопулярные нововведения явно делаются по рецептам наследников Егора Гайдара и Анатолия Чубайса. Мы ведь не забыли, за чей счет были проведены четверть века назад рыночные реформы. И хотя сейчас у власти находятся люди, вроде бы называющие себя патриотами и государственниками, однако методы решения сложных проблем в стране остаются, по сути, теми же, что и в начале ельцинской эпохи. Все тяготы реформ перекладываются на население, которое оплачивает все, в том числе не самые успешные проекты действующей власти.
Схема, впрочем, привычная для нашей истории. Простые люди всегда сполна рассчитывались за перемены и при царях, и при генсеках. В этом смысле оте-чественных западников правильнее называть либерал-большевиками, поскольку методы решения общенациональных задач у всех наших реформаторов были на удивление схожи. И не так уж важно, чем объяснялась необходимость перемен — интересами национальной безопасности, жаждой социальной справедливости или желанием направить Россию на западный путь развития…
Но вернемся к либералам. Их нынешний реванш только на первый взгляд выглядит удивительным. Да, многим наблюдателям казалось, что в середине нулевых либеральный проект прикрыт в России — если не навсегда, то надолго. Да, обмануться было легко, поскольку в партийном поле все проекты с либерально-западнической начинкой в путинскую эпоху благополучно терпели сокрушительное фиаско. По разным причинам. Главная из них — народ не смог простить либералам тяготы девяностых и крушения иллюзий относительно того, что рыночная экономика принесет россиянам невиданное счастье. На этом умело спекулировали их конкуренты из лагеря "как бы" государственников.
Вынужденные уйти из публичного пространства, апологеты западного пути развития, однако, никуда не делись из коридоров федеральной власти. Об этом мне откровенно говорил в интервью еще в начале нулевых годов гуру либерального клана Анатолий Чубайс. О том, что все ключевые управленческие посты в стране, связанные с финансами и экономикой, контролируют представители либерального лобби, еще в 2005 году рассказывал мне и видный единоросс Вячеслав Володин. Несмотря на все метаморфозы прошедших лет, в этом смысле ничего не поменялось. Достаточно вспомнить, что ключевой финансовый институт страны — Центробанк — возглавляет Эльвира Набиуллина, тесно связанная с деятелями из так называемой "вышки" — Высшей школы экономики. Вернул былое влияние в коридорах власти и экс-министр финансов, а ныне руководитель Счетной палаты РФ Алексей Кудрин.
Не исключаю, что добро на проведение непопулярных в народе реформ, полученное от Владимира Путина либеральным крылом федерального правительства, —всего лишь тактический ход руководства страны. Либеральные "мавры", сделав свое черное дело, которое приведет к дальнейшему обнищанию большинства россиян, будут отданы на съедение публике. "Во всем виноват Чубайс!" — ельцинская формула может быть полезной и для нынешних времен. Только сейчас к Чубайсу прибавят Кудрина.
Не стоит недооценивать либералов–западников. Им тоже не улыбается в очередной раз стать мальчиками для битья. Все это означает, что в российской власти уже в ближайшее время могут с новой интенсивностью вспыхнуть ожесточенные схватки "под ковром". С учетом все более болезненных санкций, которыми Запад будет наверняка продолжать давить нашу экономику, а также неэффективной модели управления, все это в совокупности может уже в ближайшие годы привести к потрясениям в верхах. Чем же все это закончится? Об этом мы поговорим в наших следующих обзорах.
ТРАНЗИТ ОТМЕНЯЕТСЯ
Еще в начале года некоторые злопыхатели не исключали, что Александр Усс будет заменен весной на некоего технократа, который и станет управлять регионом в ближайшие пять лет. Даже словосочетание специальное для такого сценария придумали — "транзитный губернатор". Однако глава региона ни разу за весь 2018 год серьезно не споткнулся. Хотя выиграл он выборы не так убедительно, как ожидалось на старте избирательной кампании, все же никто, кроме вечного оппозиционера Анатолия Быкова, особо не усомнился, что Усс — безоговорочный лидер правящего класса Красноярья.
И это вполне логично. Красноярский губернатор в многочисленных рейтингах влияния губернаторов, как правило, оказывается в группе наиболее политически сильных глав субъектов РФ. И, например, весьма симптоматичен комментарий известного красноярского эксперта Сергея Комарицына, обычно придерживающегося довольно критичных взглядов в отношении к местной власти, опубликованный в недавнем исследовании Центра информационных коммуникаций "Рейтинг".
— Александру Уссу не надо было изучать ситуацию, входить в курс дела, завоевывать доверие, симпатии жителей. На момент назначения врио он был самым известным, самым "тяжеловесным" политиком в крае, — отметил политолог Сергей Комарицын. — Он пришел после 20-летнего правления "варягов" — людей, которые и не скрывали, что никак не связывали свои личные перспективы с судьбой края. Усс же больше двадцати лет позиционировал себя как патриотическую альтернативу упомянутым персонажам. Многие были уверены и уверены еще сейчас, что в силу своего происхождения и собственной биографии он просто обречен на то, чтобы добиваться реальных позитивных результатов. Прошедший год в целом можно оценить весьма позитивно. Александр Викторович заложил основу будущего вполне возможного исторического рывка в развитии края, сопоставимого по масштабу со знаменитой "красноярской десятилеткой" 70-х годов.
Впрочем, было бы преувеличением говорить, что после того, как в октябре было сформировано новое краевое правительство и даже принята программа социально-экономического развития региона до 2030 года, Александру Викторовичу остается лишь приятная роль гениального стратега, ежедневно выслушивающего доклады подчиненных о победах на всех фронтах: от "новой индустриализации" до придания Красноярску столичного лоска.
По большому счету пока почти все проекты (кроме вынужденного преображения краевого центра, которому скоро встречать Универсиаду) находятся на стартовых позициях. Самое популярное сегодня в номенклатурной среде словосочетание "Енисейская Сибирь" (ЕС) вроде бы должно поражать воображение цифрой обещанных ФПГ инвестиций в экономику края — около 2 трлн рублей! Однако экономические форумы приучили нас осторожно относиться к подобного рода авансам. Лишь в ноябре была создана дирекция ЕС, которая будет заниматься сопряжением этих мегапроектов. Посмотрим, как реальность будет состыкована с авансами начальства.
ЯРКИЕ МЕТАМОРФОЗЫ
Главными событиями на муниципальном уровне в нашем регионе стали выборы в горсовет Красноярска и продолжающаяся чистка местной номенклатуры. При Уссе более 10 глав муниципальных образований расстались со своими должностями. И не всегда "по собственному желанию".
Апофеозом этой чистки стало так называемое богучанское дело. В сети силовиков попало не только руководство района, но даже депутат Заксобрания Юрий Ефимов, который сейчас находится под домашним арестом. Чиновников и парламентариев подозревают в коррупционных преступлениях и злоупотреблении властью — типичный набор для властей предержащих.
В краевом центре ключевым политическим сюжетом стала кампания выборов в муниципальный парламент. По резонансу она была вполне сравнима с выборами в Заксобрание. В некоторых округах кандидаты тратили такие суммы на свой пиар, что даже видавшие виды политтехнологи удивлялись купеческому размаху. Пожалуй, наиболее значимым событием кампании стал сход с дистанции "Патриотов России", подорвавшихся на юридических минах. Оставшись без кандидатов от Анатолия Быкова, протестный электорат отдал свои симпатии традиционным системным партиям.
Главный бонус получила ЛДПР, сумевшая во многом благодаря грамотной эксплуатации темы пенсионной реформы даже обойти "медведей" по партийному списку. Правда, по одномандатным округам первенствовали все же в основном кандидаты от партии власти. С одной стороны, 17 депутатов в муниципальном парламенте не дали "Единой России" большинства, но договоренности с КПРФ и "Справедливой Россией" позволили "медведям" без особых усилий захватить контроль над горсоветом. Председателем стала Наталия Фирюлина, а вице-спикером Андрей Козиков. Единороссы также возглавили все постоянные комиссии горсовета.
ЛДПР осталась с носом. При этом подобный расклад позволил местным "соколам Жириновского" позиционировать себя как единственную реальную оппозиционную альтернативу "Единой России", да и ее младшим политическим партнерам из левых партий. Наверняка именно ЛДПР станет главным критиком муниципальной власти в ближайшие годы, что может помочь им добиться поддержки электората на выборах в Заксобрание и Госдуму в 2021 году.
Сейчас ключевой вопрос красноярской внутригородской политической повестки — каким будет формат взаимоотношений горсовета и мэрии? Не превратится ли муниципальный парламент в "юридический отдел" исполнительной власти, как это уже было в пимашковскую эпоху? Во многом ответ на этот вопрос будет зависеть от самих депутатов. Первые месяцы работы нового созыва показали, что чиновники зря надеялись на то, что после 9 сентября им будет легко проталкивать через горсовет отраслевые программы. Несколько таких проектов депутаты отклонили, показав, что не собираются прогибаться под мэрию.
Впрочем, пока с окончательными выводами торопиться не стоит. В Красноярске за последние десятилетия накопилось немало проблем, которым депутатам придется разгребать вместе с чиновниками мэрии. В этой ситуации горсовет просто обязан стать и "отделом контроля качества" работы муниципальных служащих, и генератором полезных для Красноярска проектов, и политическим стабилизатором в системе сдержек и противовесов. Получится ли выстроить такую систему? Думаю, это станет понятно уже в 2019 году.