О необходимости массового музыкального образования в новом технологическом укладе, о юбилее и планах учебного заведения говорим с Татьяной Алексеевой, директором Красноярского педагогического колледжа №1 им. М. Горького.
— Татьяна Александровна, насколько сегодня, в новых экономических условиях, у выпускников школ востребовано музыкальное образование?
— Я бы поставила вопрос иначе: может ли музыкальное образование влиять на экономические процессы? В условиях развертывания нового технологического уклада, когда утрачивают свое значение некоторые традиционные экономические постулаты, основными факторами производства, по мнению основателя и президента Давосского экономического форума Клауса Шваба, становятся человеческий и информационный капиталы. Мы понимаем, что ключевая роль в отраслевой карте будущего отводится специалистам, способным принимать нестандартные решения, мыслить творчески, умеющим работать в условиях неопределенности и быстрых изменений, мультикультурализма, обладающим набором социальных и коммуникативных навыков.
Сегодня уже востребованы так называемые надпрофессиональные умения: системное мышление, способность к межотраслевой коммуникации, умение управлять процессами и проектами, навыки программирования IT-решений, клиентоориентированность, мульти-язычность и мультикультурность, умение работать с коллективами, группами и отдельными людьми, способность к художественному творчеству и наличие развитого эстетического вкуса.
Уникальным инструментом в формировании таких навыков служит музыка, а точнее — массовое музыкальное образование. При всей видимой инерции и тенденциях к устойчивому положению в системе образования, музыкальное искусство работает в первую очередь на эмоционально-когнитивном уровне, формирует способность мыслить образами и воплощать их в виде готового музыкального продукта. Этот уникальный навык, который можно охарактеризовать как музыкальный интеллект, позволяет визуализировать мышление, конструировать и систематизировать образы, создавать композиции внутри художественного и культурно-исторического контекста.
В новом технологическом укладе востребованы будут именно креативные специалисты, способные мыслить изящно и нестандартно, а работодатели будут ценить творческое мышление и развитый эстетический вкус своих специалистов. Таких работников сложно заменить роботом, даже с учетом развития цифровых технологий и концепции Искусственного интеллекта. Обеспечивая развитие ключевых навыков, которые выдвигает бизнес-сообщество, работая на стыке отраслей и культур, музыка является к тому же универсальным способом межкультурной коммуникации, стирает границы и языковые рамки, позволяет общаться на одном мультикультурном языке, создающем эмоциональное единение и контекст. Этот потенциал музыкального искусства еще только предстоит открыть для экономики.
— Расскажите подробнее о разработанной компетенции "Преподавание музыки в школе" — в чем ее особенность?
— Педагог в современной школе должен быть мобильным, быстро реагировать на стремительные изменения, в том числе в творческих направлениях. В 2016 году коллектив колледжа стал автором-разработчиком компетенции "Преподавание музыки в школе" в рамках движения "Молодые профессионалы" (WorldSkills Russia). Сейчас нас активно поддерживают более 20 регионов страны. Сегодня в чемпионаты по данной компетенции вовлечены более 200 участников, 300 экспертов и 10 тыс. волонтеров — это значительный показатель, учитывая, что учителя музыки — отнюдь не самая массовая специальность.
В прошлом году Союз "Молодые профессионалы" присвоил отборочным соревнованиям в Красноярске статус национального чемпионата по данной компетенции, а в октябре она вошла в основной конкурсный перечень. В апреле мы вновь открываем двери для проведения отборочного чемпионата. Сегодня коллеги из российских колледжей, где осуществляется подготовка по специальности, обращаются к нам за консультативной и экспертной поддержкой. По сути, мы дали старт формированию современного профессионального сообщества учителей музыки и музыкальных руководителей. Безусловно, это серьезная победа и для колледжа, и для всего краевого образования.
Суть компетенции "Преподавание музыки в школе" — это новый взгляд на уже существующую профессию "учитель музыки". Она направлена на популяризацию и продвижение этой профессии. Сегодня школьный педагог музыки — это и аниматор, и звукорежиссер, и музыкальный продюсер, и даже арт-терапевт в одном лице. А самое главное, учитель должен уметь вовлечь в творческий процесс всех без исключения детей, педагогов, родителей, независимо от их подготовки. Умение гармонично сочетать различные виды деятельности, создавать благоприятную и эстетическую атмосферу на занятии, способствующую погружению школьников в мир искусства, — вот показатели высокого профессионализма. Конкурсные задания выстроены таким образом, чтобы была возможность оценить умение участника импровизировать, превращать пространство класса в "игровое поле", создавать мультимедийные композиции с помощью компьютерных программ.
— В 2018 году колледжу исполнилось 145 лет: какие проекты реализованы в этот период и как сложился юбилейный год?
— Безусловно, юбилейная дата для учебного заведения имеет эпохальный масштаб. Все события минувшего года так или иначе были приурочены к 145-летию, поэтому не понадобилось какой-то одной конкретной даты для проведения торжества. Главное, мы не забываем о том, что большую историю колледжа делали люди — это целая плеяда наших выпускников, выдающихся педагогов, руководителей. Каждый из них внес уникальный вклад не только в развитие колледжа, но и в образование, культуру Красноярского края и России.
Незримыми нитями сохраняется связь времен и поколений. В колледже сложились богатые традиции. Одна из них — ежегодная весенняя встреча выпускников разных лет. В прошлом году состоялось особенное мероприятие с участием выпускницы колледжа 1945 года Галины Петровны Марковой. В архивах мы нашли документы, в которых говорилось о том давнем первом послевоенном выпуске. На эту тему был снят видеосюжет, по-своему отразивший характер прошедшей эпохи.
В минувшем году колледж традиционно для себя перевыполнил государственный заказ по подготовке учителей. Отмечу, что подавляющее большинство выпускников остаются в профессии — идут работать в школы города и края. Эти люди — наша особая гордость.
— Какие приоритеты в развитии колледжа сформированы на текущий год? Поделитесь планами.
— Одна из главных задач — реализация национального проекта "Образование". Перед нами президентом Российской Федерации Владимиром Путиным поставлена амбиционная цель — достижение высокого качества образования, обеспечивающего вхождение РФ в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования к 2024 году. Сегодня мы работаем над федеральным проектом "Молодые профессионалы", а также воплощаем в жизнь проекты "Успех каждого ребенка" и "Учитель будущего". Федеральный центр задал серьезные ориентиры во всех этих проектах, и колледж готов успешно им следовать.
Неизменный приоритет — это качественная подготовка педагогов. Сегодня базовой целью служат высокие стандарты специальности, задаваемые государством, школой, отраслевым рынком труда, всем обществом. В частности, когда говорим о цифровизации образования в колледже, то подразумеваем целый ряд соответствующих показателей и характеристик. К примеру, при переходе образовательного процесса в цифровой формат важна не сама "цифра" в ее техническом понимании, а тот глубинный смысл возможностей, открывающийся в плане улучшения качества образования, в частности повышение академической мобильности студентов и педагогов.
Сейчас в колледже обучается около 600 студентов, и конкурс при поступлении остается стабильно высоким — 4 человека на место. В этом году мы увеличиваем на одну группу прием студентов по специальности "Преподавание в начальных классах". В перспективе много интересных планов, идей и проектов, воплощение которых будет способствовать решению образовательных задач по повышению уровня педагогического потенциала Красноярского края.