В современной системе образования все большее значение приобретает идея воспитания патриотизма и гражданственности, становясь задачей государственной важности. Формировать у ребенка чувство любви к Родине, воспитывать эмоционально-положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, учить его видеть и понимать красоту родного края, развивать интерес к его истории, природе, экономике — помочь в решении всех этих задач педагогам и воспитателям дошкольных образовательных учреждений призван национально-региональный компонент, внедряемый в систему дошкольного образования.
— В настоящее время при поддержке Совета Федерации РФ, Госдумы, министерства просвещения проводится множество конкурсов, фестивалей, конференций, направленных на выявление лучших практик по реализации национально-регионального компонента. Причем не только в системе дошкольного, но и школьного, и даже профессионального образования, — отмечает директор Канского педагогического колледжа Александр Андреев. — По большому счету, это заказ государства. Ведь именно национально-региональный компонент позволяет, с одной стороны, сохранить культурную идентичность в условиях глобализации, с другой — консолидировать общество. Понятно, что процессы глобализации важны, и их нужно учитывать. Но необходимо при этом все силы приложить к тому, чтобы сохранить духовные скрепы: нравственные основы, историческую память, традиции, культурные особенности. Как педагоги мы очень широко смотрим на образовательные возможности национально-регионального компонента, понимая, что он представляет собой соединение самых разных форм патриотического и духовного воспитания. В то же время нужно учитывать, что это не только государственный, но и социальный заказ, который идет от самих россиян. Общая система ценностей объединяет детей и внуков, родителей, бабушек и дедушек — происходит ценностно-смысловой диалог поколений.
— Во время подготовки презентационной площадки мне вспомнились слова Дмитрия Лихачева о том, что интерес к истории родного края, родной культуре, родной речи начинается с малого: любви к своей семье и своему дому, к своему детскому саду, школе. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему — ко всему человечеству, — делится заместитель директора по научно-методической работе Канского педагогического колледжа Светлана Науменко. — Именно Дмитрий Сергеевич одним из первых отметил, что воспитание патриотизма — очень сложная образовательная и педагогическая задача, и решать ее надо, начиная с самого младшего возраста. Именно в период раннего детства закладываются основы мировосприятия, формируются представления об окружающем мире, навыки взаимодействия с ним. Именно поэтому региональный компонент, заявленный сегодня в стандартах образования, должен сопровождать человека с самого раннего возраста и на всех ступенях обучения. Таким образом, к периоду совершеннолетия у человека складывается представление, что патриотизм, любовь к Родине, ответственность за город, регион, страну, в которой живешь, — важная и необходимая составляющая жизни общества. Человеку с таким мировосприятием легко будет откликнуться на благотворительную деятельность, включиться в социальные проекты и волонтерские программы.
Очевидно, что воспитание патриота должно осуществляться не на словах, а на деле. Поэтому педагоги Канского педколледжа, подготавливая мероприятие для дошкольных образовательных учреждений, делали ставку не столько на лекционный формат, сколько на практическую составляющую. Свою задачу они видели в том, чтобы предоставить в распоряжение воспитателей и педагогов конкретный педагогический инструментарий для работы. Были выбраны такие форматы взаимодействия, как мастер-класс, интерактив, сюжетно-ролевая игра, что позволило гостям колледжа стать активными участниками мероприятия.
— В рамках площадки мы презентовали результаты работы сетевого муниципального проекта "Создание условий для реализации национально-регионального компонента основной образовательной программы дошкольной образовательной организации", — рассказывает заведующая отделением "Дошкольное образование" Канского педколледжа Людмила Диденко. — Его участниками выступили педагогические коллективы ДОО г. Канска, специалисты дошкольного образования КИПК, а также педагоги и студенты Канского педагогического колледжа. Диалоговая площадка презентовалась не как отчетное мероприятие, где демонстрировались лучшие практики и проводились мастер-классы, а как общий вклад в сохранение ценностно-смыслового общения поколений. Важно, чтобы работа с дошкольниками продолжалась в семьях, поэтому некоторые мастер-классы были ориентированы на привлечение родителей.
Примечательно, что проводились мастер-классы непосредственно с участием детей из дошкольных образовательных учреждений из Канска и семи районов Восточной группы региона. Благодаря этому воспитатели и педагоги смогли увидеть, какие методики действительно работают в детской аудитории.
— С педагогическим колледжем нас связывают давние партнерские и дружеские отношения, — рассказывает заведующая детского сада №15 "Сибирячок" г. Канска Наталья Глушкова. — Студенты приходят к нам на практику, а выпускников мы охотно трудоустраиваем, поскольку уверены в уровне их подготовки и мотивации. В свою очередь действующие работники детского сада проходят обучение на курсах повышения квалификации на базе колледжа, а также принимают участие в конференциях и семинарах, которые проводятся на неизменно высоком уровне. Не стала исключением и презентационная площадка, посвященная вопросам реализации национально-регионального компонента в дошкольном образовании. Для нас это был богатый наглядно-практический опыт. Мы увидели множество методик, которые реально работают и могут активно применяться педагогами и воспитателями. Очень ценно, что подготавливали и проводили мастер-классы сами студенты — те, кому в ближайшее время и предстоит реализовывать знания в работе.
— В подготовке площадки были заняты все педагоги направления "Дошкольное образование" колледжа, включая тех, кто не был активно задействован в апробации программы "Мой любимый город Канск", которая разрабатывалась совместно с методистами детских садов Канска. И это правильно, ведь любой педагог-дошкольник знает, что современный образовательный стандарт предписывает реализовать национально-региональный компонент. Благодаря этому итоговому мероприятию педагоги и воспитатели детских садов обрели возможность обогатить свой педагогический ресурс за счет разработок студентов колледжа. А те в свою очередь получили отклик от будущих работодателей и опыт презентационной деятельности, — рассуждает преподаватель психологии и руководитель центра дошкольного развития "Академия детства" Канского педагогического колледжа Татьяна Жукова. — Технически и организационно площадка работала на высоком уровне. Например, мастер-класс "Символ моего города" был посвящен знакомству дошкольников с геральдическими символами и гербом Канска. В ходе подготовки выяснилось, что методически выверенных рекомендаций преподавания этой темы практически нет, поэтому предложенный нами формат работы был по существу уникальным.
— Мастер-класс "Виртуальная экскурсия по городу" также получил множество положительных отзывов. Мы увидели неподдельный интерес со стороны педагогов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений, которые активно вели записи, фотографировали, снимали видео, чтобы запечатлеть эту форму работы в деталях, а затем применять в работе, — отмечает методист и преподаватель Канского педагогического колледжа Ольга Рассыпчук. — Формат виртуальной экскурсии позволяет посещать различные города, территории, здания, сооружения, знакомиться с ними детально. Участникам мастер-класса презентовались технологии создания таких экскурсий, с возможностью апробировать на практике.
Важной составляющей работы презентационной площадки стали мастер-классы с применением инновационного оборудования.
— Интерактивная доска — относительно новый инструмент в дошкольном образовании, и пока далеко не все педагоги знакомы с его функционалом в полной мере, — признает преподаватель Канского педколледжа Анна Анциферова. — Мы провели мастер-класс "Создание дидактической игры на интерактивной доске "Знатоки города Канска", а также представили гостям колледжа игру "Мой любимый город Канск". Это позволило продемонстрировать основные возможности работы с интерактивной доской и как такой формат работы воспринимают дошкольники. Не меньший интерес гостей колледжа вызвал мастер-класс "Организация занятия по робототехнике "Парк развлечений в моем городе": мы планировали, что его участниками станут 10 человек, а пришло в три раза больше. Причем гости выбирали эту площадку целенаправленно, ведь во многие детские сады уже поступили робототехнические конструкторы. Для многих педагогов стало настоящим открытием, что конструктор Lego можно использовать для реализации национально-регионального компонента в образовательном процессе. А мы не только показали им сам принцип, но и продемонстрировали, как он реализуется на практике.
Неудивительно, что мастер-класс по робототехнике по просьбе работников дошкольных образовательных учреждений был проведен повторно уже за рамками презентационной площадки. Так же повторно было организовано интерактивное развлечение в мини-музее колледжа "Нас качая в колыбели", которое посетили 28 дошколят детского сада поселка Анцирь.
— Такой отклик потенциальных работодателей можно считать независимой оценкой квалификации будущих педагогов, — считает Светлана Науменко. — Такие мероприятия позволяют нам решать сразу несколько задач, в том числе управленческих: студенты получают опыт предъявления своей квалификации перед профессиональным сообществом в нестандартных условиях. Наши выпускники готовы к работе в соответствии с современными стандартами, в том числе с инновационным оборудованием, а также к участию в различных отраслевых конкурсах и конференциях.
Стоит отметить, что "Дошкольное образование" — самое молодое из направлений Канского педагогического колледжа: в следующем году ему исполнится 10 лет. Процент трудоустройства выпускников, прошедших подготовку по этой специальности, стабильно высокий — до 100%. Причем востребованы они не только в образовательных учреждениях Канска и Канского района, но и в других территориях края.
Прежде чем открыть набор абитуриентов по данному направлению, в Канском педагогическом колледже был запущен образовательный проект "Академия детства".
— Программы, по которым работают педагоги "Академии детства", не дублируют программу детского сада, а дополняют ее, способствуя развитию речи, мышления, логики ребенка, — рассказывает Александр Андреев. — В штате "Академии" есть специалисты с высшим дефектологическим образованием, опытные логопеды. Родители имеют возможность самостоятельно выбирать образовательный маршрут для своего ребенка, удобный график посещения центра. По их просьбе могут быть организованы занятия с психологом, который не только проведет ряд диагностических процедур, но и выработает индивидуальную траекторию развития малыша, программу его подготовки к школе. Студенты колледжа проходят здесь практику, для них это уникальная возможность получить практический опыт, попытаться применить полученные знания в реальной жизни под руководством квалифицированных педагогов. Кроме того, мы сотрудничаем с государственным специализированным центром помощи детям с особыми потребностями в развитии, специалисты которого читают лекции студентам, проводят мастер-классы.
В унисон с подготовкой молодых кадров в колледже реализуется модульная система повышения квалификации практикующих педагогов. В Канск приезжают специалисты из разных городов и территорий края.
В сотрудничестве с краевым институтом повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования специалисты колледжа осуществляют методическую поддержку детских садов, которые стали пилотными площадками по апробации нового стандарта дошкольного образования.
— Мы понимаем, что готовить специалистов, способных осуществлять на современном уровне воспитание и обучение детей дошкольного возраста, можно только в тесном взаимодействии с потенциальными работодателями, — отмечает Людмила Диденко. — Это взаимодействие приобретает самые разные формы, и организованная нами презентационная площадка — одна из таких форм. Мы постарались удовлетворить потребности потенциальных работодателей в том, что касается вопросов реализации национально-регионального компонента в дошкольном образовании, поскольку это направление сегодня крайне актуально. Планируем продолжить сотрудничество с детскими садами в рамках экспертной сессии, где педагоги смогут продемонстрировать студентам новые образовательные практики в работе с детьми. Кроме того, на осень запланирована серия мастер-классов, с которыми работодатели будут включаться в образовательный процесс и транслировать свои знания и опыт студентам.