Стратегический масштаб
Власти края уделяют самое пристальное внимание вопросам организации и проведения очередного северного завоза, ведь от качества реализуемых логистических решений ключевым образом зависит бесперебойность работы конкретных предприятий, объектов ЖКХ и общее социально-экономическое самочувствие северных районов Красноярья, а в конечном итоге во многом и всего края. По предварительным экспертным оценкам, объемы забрасываемых в этом году на север грузов будут сопоставимы с соответствующими показателями 2017 и 2018 годов — предполагается завезти свыше 105 тыс. т горюче-смазочных материалов и более 160 тыс. т угля, а также существенный объем продуктов длительного хранения.
Подготовка к северному завозу стала одной из главных тем очередного заседания президиума краевого правительства, состоявшегося в середине апреля под председательством губернатора Александра Усса. Обсуждались различные хозяйственно-экономические аспекты поэтапной реализации северного завоза. В правительстве края держат руку на пульсе, изучают возможности последовательного повышения эффективности механизмов обеспечения северных территорий региона всеми необходимыми материальными ресурсами.
Стоит отметить, что вопросы, связанные с завозом ресурсов в северные территории страны, еще в прошлом году обсуждались и в Государственной Думе, а 20 декабря 2018 года по данной теме состоялись парламентские слушания в Совете Федерации. В частности, участниками слушаний были сделаны акценты на совершенствование инструментов нормативно-правового регулирования и финансирования осуществления северного завоза, качество логистики, а также
взаимодействие органов исполнительной власти и хозяйствующих субъектов.
Готовность к навигации
Инфраструктура, предназначенная для работы водного транспорта в Енисейском бассейне, заблаговременно приведена в полное соответствие с существующими требованиями, регламентами и подготовлена к осуществлению грузо-пассажирского судоходства.
Торжественное открытие 156-й навигации в Енисейском бассейне состоялось в конце апреля. На рейд в русле реки Енисей напротив городской набережной в парадный строй встали пассажирские и грузовые суда. Поздравили речников с большим событием и поделились добрыми напутствиями министр транспорта Красноярского края Константин Димитров, председатель комитета по промышленной политике, транспорту и связи Законодательного собрания Владимир Демидов, руководитель ФБУ "Администрация "Енисейречтранс" Владимир Байкалов и другие представители Енисейского речного пароходства.
А накануне открытия навигации в управлении Енисейского речного пароходства на очередном собрании Ассоциации енисейских судовладельцев состоялось подробное обсуждение процесса подготовки к проводкам судов по речным путям. В числе прочего специалисты проанализировали сложившуюся обстановку на сети крупных речных артерий красноярского региона — она, согласно экспертным оценкам, соответствует установленным нормативам и позволяет уверенно начинать период навигации.
В частности, на Енисее условия судоходства достаточно благоприятные. При этом сохраняется тщательный контроль за ситуацией. К примеру, выполняются контрольные промеры в Осиновской системе, где после прохождения ледохода часто наблюдается торошение льда, а в перекатах происходят наносы песка, что делает непроходными для судов отдельные участки речного пути. При необходимости речники готовы использовать земснаряд для производства дноуглубительных работ.
С начала апреля в районе п. г. т. Подтесово Енисейского района начала действовать паромная переправа через Енисей сообщением Еркалово — Прибрежная. Переправу обеспечивают суда Подтесовской РЭБ флота Енисейского речного пароходства: теплоход "РТ–694" с несамоходным "Паромом-10". Перед организацией движения паромной переправы специалисты Подтесовской РЭБ провели необходимые работы по освобождению затона ото льда, подготовили причалы в Еркалово и Прибрежном.
Определенную обеспокоенность судовладельцев вызывают опасения по поводу возможных временных ограничений сроков навигации по Ангаре — из-за вероятности снижения предстоящей осенью уровней воды в реке. Здесь на первый план выходят вопросы эффективного взаимодействия речников со всеми структурами, контролирующими водный режим в Енисейском бассейне и влияющими на него, так как может возникнуть потребность в продлении сроков сплавной навигации по Ангаре с гарантированными глубинами для безопасного плавания судов типа "Ангара", МБВ, КС и плотов.
В целом в речных грузоперевозках просматриваются крепкие перспективы. В общей сложности в текущем году по речным магистралям края предполагается перевезти более 5 млн т грузов, включая те, которые предназначены для предприятий и жителей отдаленных северных территорий региона. В красноярском речном порту еще до майских праздников было погружено более 80 тыс. т грузов для отправки первыми караванами судов к местам назначения.
Особое внимание уделяется вопросам обеспечения безопасности на объектах инфраструктуры, используемой в сезон навигации. Так, силами Енисейского управления государственного морского и речного надзора Ространснадзора совместно с Красноярской транспортной прокуратурой проведены проверки исполнения требований пожарной безо-пасности в пунктах ремонта и отстоя судов, а также профилактические мероприятия, направленные на предупреждение нарушений обязательных требований, установленных действующим законодательством.
Надежный флот
В рамках подготовки к навигации 2019 года значительный объем работы был ориентирован на усиление эксплуатационных возможностей речного флота. В навигационный сезон предполагается задействовать более 420 судов разного назначения. В том числе регулярные грузопассажирские рейсы из столицы края в Дудинку и обратно в этом году будут выполнять суда "Валерий Чкалов" и "Александр Матросов".
Основной объем ремонтных работ с целью подготовки флота к навигации выполнялся на крупнейших судоремонтных предприятиях Енисейского речного пароходства — Подтесовской и Ермолаевской ремонтно-эксплуатационных базах (РЭБ) флота, а также силами Красноярского судоремонтного центра. Так, в Подтесовской РЭБ к навигации ремонтировались 199 единиц самоходного и несамоходного флота, а на Ермолаевской базе организована подготовка преимущественно нефтеналивного флота, ежегодно обеспечивающего нефтепродуктами северные территории Красноярского края, Эвенкии и Таймыра, — всего ремонтировалось более 120 единиц. На производственных площадках Красноярского судоремонтного центра с учетом работы Березовской РММ к навигации готовили более 130 судов.
По данным Енисейского филиала ФАУ "Российский Речной Регистр", с организациями — владельцами судов и плавучих объектов филиалом своевременно заключены договоры на освидетельствование судов, предназначенных для эксплуатации, на техническое наблюдение за ремонтом, переоборудованием и модернизацией судов, а также договора на разработку необходимой технической документации. Успешно реализуемая схема заблаговременного получения разрешающих документов позволяет речникам избегать ремонтного ажиотажа весной и вовремя входить в режим навигации.
Вместе с тем свыше 1200 сотрудников Енисейского речного пароходства в межнавигационный период 2018–2019 годов прошли обучение, аттестацию и дипломирование, специальную тренажерную подготовку и повышение квалификации — на базе Сибирского государственного университета водного транспорта и его красноярского филиала, а также целого ряда других профильных образовательных учреждений. Основными направлениями обучения плавсостава и береговых работников стали транспортная, экологическая и пожарная безопасность, работа с опасными грузами, работа в морских условиях, выполнение сварочных работ, дефектация корпусов судов, тренажерная подготовка по электронной картографии и использованию судовых средств радиолокации и связи, охрана труда, оказание первой медицинской помощи на судах речного флота и др.
Речники Красноярского края полностью готовы к выполнению ответственной миссии по обеспечению надежного транспортного сообщения на речных магистралях в интересах динамичного развития территорий Енисейской Сибири.