Значимый вклад вносят инновационные разработки красноярского центра тяжелого машиностроения "ОКБ МИКРОН" (группа "КАНЕКС").
В преддверии праздника Дня шахтеров "Реноме" беседует с генеральным директором "ОКБ МИКРОН" группы "КАНЕКС" Дмитрием Саловым о суперпроектах компании, новых технологиях и подходах к работе.
— "ОКБ МИКРОН" специализируется на производстве оборудования для разных отраслей, в том числе для угледобывающей, расскажите подробнее?
— Я бы даже уточнил: машиностроение для горнодобывающей промышленности — наша "первородная" специализация. Мы начинали именно с нее. И здесь, безусловно, есть чем гордиться. Направление РРТ (рельсово-рудничный транспорт для перевозки грузов и людей по подземным выработкам — прим. ред.) для нас ключевое. За последние шесть лет мы создали современный эффективный транспорт, решающий актуальные задачи подземных горняков: рост производительности труда, пятикратное снижение затрат (финансовых и трудовых) на техническое обслуживание и текущий и капитальный ремонт. Без ложной скромности могу сказать, что "ОКБ МИКРОН" — в лидерах по разработке инновационных образцов. Хочу подчеркнуть, что речь идет об оригинальной технике, не дублирующей иностранные аналоги.
— В чем технологическое новаторство выпускаемых компанией вагонеток, востребованных в горнодобывающей отрасли?
— Если говорить о конструкционных особенностях, то мы смогли без изменения внешних геометрических размеров чаш вагонеток увеличить объем перевозимого в них груза. Скругление углов чаши, а также футеровка днища и бортов резинотканевым полотном позволили устранить такую проблему, как налипание породы, объем которой мог достигать 10% от перевозимого груза. Вы только представьте: это полмесяца работы в году вхолостую!
Также наши специалисты усовершенствовали целый перечень узлов колесной пары, что позволило в разы увеличить ее эксплуатационный ресурс. При необходимости колесо можно разобрать и собрать непосредственно в шахте, словно конструктор "Лего", без использования сварочных работ. Но, как показывает, практика, этого не требуется. Это подтверждает использование нашей техники на промышленных площадках ГМК "Норникель", на рудниках которого мы обкатывали наши разработки.
А, кроме того, мы расширили линейку вагонеток, предложив рынку технику различной грузоподъемности и назначения: для перевозки ГСМ, взрывчатых материалов, кислородных баллонов, щебня и многого другого. Ведем освоение новых образцов электротяги для локомотивов, современных погрузочно-разгрузочных станций. В перечне разработок этого года — дизель-электрические и электрические машины ремонта путей. Уже есть заказчики такой техники — первые поставки начнутся в следующем году. В целом мы запустили в серийное производство около 40 типов РРТ собственной конструкции и продолжаем ежегодно создавать от 5 до 15 новых образцов.
— В настоящее время основным заказчиком предприятия остается ГМК "Норильский никель", кто еще является потребителем вашей продукции?
— Техника востребована широко. Партнерами ОКБ "МИКРОН" являются крупные российские промышленные компании горнодобывающей отрасли, а также отраслевые предприятия стран ближнего зарубежья. В текущем году с конвейера предприятия выйдет более 400 единиц готовой продукции, в планах на следующий год — наращивание объемов.
— Отечественные предприятия работают в условиях жесткой конкуренции, как повышается конкурентоспособность продукции "ОКБ МИКРОН"?
— Мы уважаем коллег, но стараемся делать наши коммерческие предложения более выгодными в соотношении цены и качества, чем у других отечественных машиностроительных комплексов аналогичного класса. Достигается это благодаря гибкой экономике производства и возможностью работать точечно под индивидуальный заказ.
— Вернемся к началу нашего разговора — почему вообще встал на повестке вопрос об усовершенствовании вагонеток?
— Скажем так: в связи с его особой экономической актуальностью. До недавнего времени почти вся рельсово-транспортная техника, использовавшаяся на отечественных подземных рудниках, оставалась наиболее консервативной частью технологического парка. И когда назрела необходимость в существенном обновлении технических средств, производственный комплекс "ОКБ МИКРОН" сумел предложить конструкторские решения, отвечающие современным запросам.
При этом мы не просто обеспечиваем разработку, производство и отгрузку вагонеток, но продолжаем обеспечивать оперативное комплексное обслуживание переданной в эксплуатацию техники — как на собственной производственной площадке, так и с локализацией сервисных центров на предприятиях заказчиков с поставками специального инструмента, комплектующих, запчастей и оборудования, которые также сами выпускаем.
— Вы строите новый завод — что после его запуска изменится в развитии ОКБ "МИКРОН", а также ключевого направления по производству РРТ?
— Во многом уже сегодня производственный комплекс Красноярского центра тяжелого машиностроения "ОКБ МИКРОН" не имеет аналогов — как в России, так и в ближнем зарубежье. По мере оснащения производства открывается все больше перспектив в создании уникальных образцов РРТ, а также крупногабаритных высокоточных металлоизделий в интересах разных отраслей промышленности, энергетики.
Строительство новой промышленной площадки предприятия в Емельяновском районе, в рамках которой будут объединены все технические мощности предприятия, многоэтапный. Завершение планируется к 2025 году.
Комплекс будет включать основные производственные площади и специальный полигон, предназначенный для ресурсных предпродажных испытаний и сертификации РРТ с возможностью последующей доводки конструкций и технологий до стандарта. Использование полигона обеспечит высокий коэффициент технической готовности рельсово-транспортного подвижного состава и, соответственно, большую удовлетворенность наших заказчиков и главных оценщиков нашей работы — шахтеров.
Отмечу, что активное развитие получил предложенный специалистами "ОКБ МИКРОН" и успешно презентованный на Красноярском экономическом форуме проект тепловетрогенерации (ТВГ). В рамках эксперимента и апробации оборудования запуск первой флюгированной ветротепловой станции (ФВТС) будет осуществлен на собственном производстве, а далее тиражироваться исходя из потребностей отдаленных территорий края. Уверен, что этот и другие проекты предприятия станут весовым вкладом в общий экономический потенциал Красноярья и "Енисейской Сибири" в целом.
Дмитрий Салов, генеральный директор "ОКБ МИКРОН" группы "КАНЕКС":
— Труд шахтера справедливо считается выбором сильных, мужественных людей. Это особая профессия, история которой в нашей стране — это вехи трудовых подвигов и славных традиций. Красноярский центр тяжелого машиностроения "ОКБ МИКРОН" уже многие годы вносит свой весомый вклад в развитие инновационных технологий, улучшающих условия работы горняков, способствующих ее безопасности и эффективности. В канун Дня шахтера искренно поздравляем всех тружеников отрасли с этим знаменательным профессиональным праздником. От лица всего нашего коллектива желаю крепкого здоровья, новых трудовых достижений, личного и семейного благополучия!