Отом, какие перспективы это новшество открывает для региона, и о результатах работы таможенной службы в крае говорим с начальником Сибирского таможенного управления (СТУ) Константином Козловым.
— Константин Робертович, сегодня идет активное реформирование таможенной службы, расскажите об изменениях в сибирском регионе.
— Интенсивность развития экономики требует от нас оптимизации и ускорения процесса таможенного декларирования, упрощения и сокращения сроков таможенных операций. Именно с такой целью таможенная служба ведет поэтапное внедрение перспективных профильных технологий.
Для примера, в регионе деятельности СТУ среднее время выпуска товаров при импорте сегодня составляет 1 час 12 минут, при экспорте — 48 минут. Тогда как пять лет назад импортные декларации выпускались за 6,5 часов, а экспортные — за 2,5 часа. Две трети деклараций у нас регистрируется автоматически, без участия должностных лиц таможенных органов. Каждая четвертая декларация, поданная участниками ВЭД низкого уровня риска, выпускается в автоматическом режиме. Среднее время, требуемое информационной системе для автоматической регистрации декларации, составляет не более 1 минуты, а для автовыпуска товаров требуется не более 5 минут.
Результатом масштабной поэтапной работы, проведенной таможенными органами Сибири по переводу таможенного декларирования на цифровую платформу, стало создание Сибирской электронной таможни (СЭТ).
— Насколько практично сложилась реализация проекта по созданию электронной таможни, и в чем специфика нового таможенного органа?
— Электронная таможня — это прежде всего современные таможенные технологии, предполагающие совершение таможенных операций дистанционно, на основе документов в электронном виде. Это выпуск деклараций и таможенный контроль по различным направлениям. В России уже успешно функционируют электронные таможни в Приволжье, на Северном Кавказе, Урале и в Москве. Всего по стране их будет создано 16.
К 2021 году весь декларационный массив, оформляемый таможнями региона, а это в среднем свыше 350 тыс. деклараций в год, будет перенаправлен в Сибирскую электронную таможню. Концентрация таможенного оформления позволит обеспечить единообразие применения норм таможенного законодательства, снизит коррупционные риски, сведя к нулю контакт декларанта и выпускающего инспектора.
В то же время планируется, что к моменту концентрации оформления в СЭТ остальные таможни будут переведены в статус таможенных органов фактического контроля. То есть в основном будут осуществлять фактический контроль товаров (осмотр, досмотр), таможенные операции, предшествующие выпуску товаров, а также работу с физическими лицами.
— Таким образом в Красноярском крае будут работать два полноценных таможенных органа: Красноярская таможня и Сибирская электронная таможня?
— В связи с тем что Красноярский край является одним из наиболее крупных субъектов Федерации, на его территории выполняется пятая часть от всего внешнеторгового оборота Сибири. Так, за 6 месяцев 2019 года в стоимостном выражении товарооборот края составил 4,8 млрд долларов США из 23,3 млрд долларов США товарооборота всего Сибирского федерального округа.
Красноярская таможня всегда была и остается одной из крупнейших таможен нашего региона. Здесь работают настоящие профессионалы своего дела. Именно эта таможня первой в Сибири была переведена в статус таможни фактического контроля, и теперь другие таможни осуществляют аналогичный переход, опираясь на опыт красноярских коллег.
— Как в условиях ускорения и упрощения таможенных операций будет обеспечиваться необходимый контроль?
— Конечно, упрощение процесса декларирования потребовало определенных изменений в реализации механизмов таможенного контроля. Основным принципом стала выборочность подконтрольных объектов. Кроме того, выполнен перенос таможенного контроля на период после выпуска товаров. Это сделано прежде всего для того, чтобы минимизировать административную нагрузку на добросовестных участников ВЭД. Принятые меры позволили нам сохранить и даже усилить эффективность таможенного контроля.
Во-первых, каждая декларация проходит проверку системой управления рисками и анализируется на основании ряда критериев — как в автоматизированном режиме, так и нашими специалистами. Только в первом полугодии 2019 года за счет системы управления рисками нами довзыскано более 700 млн рублей, возбуждено 806 дел об административном правонарушении.
По направлению таможенного контроля после выпуска товаров в первые шесть месяцев 2019 года таможенными органами СТУ проведено 226 проверочных мероприятий в отношении товаров, которые уже пересекли таможенную границу ЕАЭС. По их результатам в российский бюджет доначислено более 390 млн рублей.
— Какие группы ввозимых и вывозимых товаров находятся на особом контроле таможенников?
— С учетом того, что сибирские регионы являются во многом экспортно ориентированными, на экспорт у нас приходится более 80% всего внешнеторгового оборота. В частности, из Сибири на внешние рынки направляется около половины от общероссийского объема экспорта древесины. В первом полугодии 2019 года физический объем сибирского лесоэкспорта составил 11,5 млн куб. м. Разумеется, этому направлению в деятельности таможенных органов уделяется особое внимание. Значительная доля выявляемых нами правонарушений так или иначе связана с незаконным вывозом стратегически важных товаров, в основном — лесоматериалов.
Нашими силами проведена серьезная работа по укреплению контроля за оборотом древесины. И результаты основательные — около 16% экспортируемого леса охвачено формами фактического таможенного контроля, включая досмотры, осмотры, наблюдения и прочее.
Кроме того, мы разработали эффективные меры по выявлению случаев несанкционированной дозагрузки лесоматериалов уже после проведения фактического таможенного контроля на этапе декларирования. Активно реализуем информационное взаимодействие с Департаментом лесного хозяйства (Новосибирск), добились хороших результатов по налаживанию сотрудничества таможенных органов с администрациями сибирских регионов в части контроля за деятельностью пунктов приема и отгрузки лесоматериалов. Значительное внимание уделяем реализации мероприятий по выявлению попыток экспорта грубо брусованных лесоматериалов под видом обработанных.
При этом наш регион остается единственным в стране, где на протяжении ряда лет объем экспорта обработанных лесоматериалов значительно превышает объем так называемого кругляка. В процентном соотношении это 85% к 15% соответственно. Объем вывозимого необработанного леса продолжает снижаться в среднем на 500 тыс. куб. м в год, а объем экспорта лесоматериалов с высокой добавленной стоимостью увеличивается более чем на 1 млн куб. м.
Как удалось этого достичь? В первую очередь благодаря таможенно-тарифной политике страны. Сегодня при вывозе обработанных лесоматериалов не требуется уплаты вывозной таможенной пошлины, и потому нет необходимости в получении лицензии Минпромторга РФ на вывоз. При этом для кругляка без лицензии Минпромторга действует ставка экспортной таможенной пошлины в размере 80% от стоимости, но не менее 55,2 евро за один кубический метр. Таким образом государство стимулирует переработку внутри страны и развитие деревообрабатывающей отрасли.
— В завершение беседы в качестве напутствия адресуйте несколько слов новому коллективу Сибирской электронной таможни.
— Сегодня мы с вами являемся свидетелями становления современной высокотехнологичной таможенной службы, полностью отвечающей требованиям времени. Коллектив электронной таможни в своем большинстве состоит из молодых специалистов и при этом профессионалов своего дела, которые, уверен, будут достойно решать поставленные перед СЭТ задачи.