Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Ежемесячное обозрение. Журнал для тех, кто думает о будущем

660077, Красноярский край, г.Красноярск, ул.Молокова, 40 оф. 282
телефон: +7 (391) 276-03-57
e-mail: vredaktor@idrenome.ru

Рождение Красноярского края

К началу 30-х годов в СССР сложилась система советско-партийного руководства. ВКП(б) стала руководящим ядром государственной структуры власти, советы же являлись политической основой общества лишь формально.

Основные направления развития страны принимались на партийных съездах и конференциях. Для ликвидации отсталости России и претворения задач построения коммунистического общества идеологи большевистской власти считали необходимым проведение индустриализации и электрификации всей страны.

ОТ САМЫХ ИСТОКОВ

Так, 7 декабря 1934 года было принято постановление Президиума ВЦИК "О разукрупнении Западно-Сибирского и Восточно-Сибирского краев и об образовании новых областей Сибири". В связи с этим было создано оргбюро ЦК ВКП(б), секретарем которого назначен Павел Акулинушкин, председателем оргкомитета ВЦИК — Иосиф Рещиков, секретарем оргбюро ЦК ВЛКСМ и оргбюро ВЦСПС — Геннадий Большаков. Они и возглавили работу по организации нашего края, а также подготовили I краевой съезд Советов Красноярского края, который прошел 5–10 января 1935 года. В состав Красноярского края вошли 52 района, Хакасская автономная область, Таймырский и Эвенкийский национальные округа.

ПЕРВЫЕ ПЯТИЛЕТКИ

Насыщенными и противоречивыми были первые годы становления края. Для этого периода характерна и частая смена руководства. Так, с июля 1937 года по июнь 1938-го первым секретарем Красноярского края был Сергей Соболев, а с июня 1938 года по июнь 1940-го край возглавлял Павел Кулаков. Накануне Великой Отечественной войны, в июле 1940 года секретарем Краевого комитета ВКП(б) был избран Иван Голубев. Так же часто происходит смена первых лиц и в исполкоме Красноярского краевого Совета депутатов. С 21 июля 1938 года исполняющим обязанности председателя исполкома назначен Иван Червов, в феврале 1939-го председателем исполкома стал Александр Соколов. Далее в трудное военное время Крайсовет возглавляли: с июля 1941 года — Алексей Буеверов, с сентября 1943 года — Евгений Колущинский, с августа 1944 года — Аверкий Аристов.

СТРАНА И ЕЕ ГЕРОИ

В 30-е годы жители нашего края активно встречали героев молодой страны Советов. 28 февраля 1935 года, совершая перелет из Москвы в Диксон на самолете "ПР–5", в Красноярске останавливался Герой Советского Союза Василий Молоков. А 4 марта 1935 года, совершая перелет по маршруту Москва — мыс Шмидт, город посетил Герой Советского Союза Михаил Водопьянов. Кстати, 22 июля — 19 сентября 1936 года Василий Молоков и Григорий Побежимов совершили свой знаменитый перелет "Красноярск — Якутск — Анадырь — бухта Проведения — Уэлен — остров Врангеля — Москва — Красноярск". 1935 год подарил красноярцам еще одну историческую встречу с прославленным полярником, начальником Главсевморпути Отто Шмидтом, прозванным "Ледовым комиссаром". 30-е годы были богаты и на политические события. Так, с 9 по 18 марта 1935 года в крае состоялся первый краевой съезд колхозников, а с 5 по 8 декабря 1936-го прошло первое краевое совещание представителей сельских советов Красноярского края.

В системе идеологической пропаганды большое место отводилось печати. В газетах преобладало освещение событий, связанных с жизнью партии и народа. Весьма популярны в 30-е годы были статьи о разоблачении заговоров "врагов народа", вредивших социалистическому строительству. Так, в ходе активной борьбы с "врагами народа" в крае погибли многие талантливые руководители, деятели науки и культуры: Владимир Крутовский, Вячеслав Косованов, Петр Петров, Георгий Трошин. В 1938 году были расстреляны первый директор завода "Красмаш" Александр Субботин, Александр Телегин, стоявший у истоков красноярского судостроения, первооткрыватель Игарской протоки Петр Очеретько, Павел Мещеряков, возглавлявший красноярское пароходство в 1932–1937 гг. Были уничтожены и многие высокие партийные руководители края, среди них оказался и Павел Акулинушкин.

ОБ ЭКОНОМИКЕ

Если говорить об экономике Красноярского края, то в основном к 1934 году она была представлена сельским хозяйством и перерабатывающей сельхозпродукты промышленностью. Здесь следует отметить, что предпосылки к развитию лесной и золотодобывающей промышленности зародились именно в 30-годы. Тогда же на территории Красноярского края складывается и сеть лагерей ГУЛАГа, заключенные которых активно участвуют в строительстве заводов и городов. Так, в 1934 году вступили в строй Красноярский мельничный комбинат — один из первенцев советской мукомольной промышленности, молочно-консервный комбинат в с. Филимоново Канского района, Красноярский деревообрабатывающий комбинат (ДОК).

В связи с началом в 30-е годы нового периода в освоении Севера дальнейшее развитие получает транспорт. В феврале 1932 года при Госплане СССР была проведена конференция по развитию производительных сил северных территорий СССР, делегаты которой высказались за освоение Северного морского пути. Для руководства всеми процессами в конце 1932 года было образовано Главное управление Северного морского пути при Совете народных комиссаров СССР — ГУСМП — начальником был назначен Отто Шмидт. В 1932 году ледокол "Сибиряков" под руководством Шмидта за одну навигацию прошел от Архангельска до Берингова пролива. Путь "Сибирякова" в обратном направлении в 1934 году повторил ледорез "Литке". Эти экспедиции окончательно утвердили, что сквозной проход от Архангельска до Берингова пролива за одну навигацию вполне возможен. И уже через 6 лет Северный морской путь превратится в действующую арктическую магистраль со своими ледоколами, грузовым и вспомогательным флотом, полярной авиацией, научными учреждениями, портами и базами.

В связи с необходимостью обслуживания Северного морского пути в Красноярске была создана авиационная база Главного управления Севморпути. Для обслуживания авиации на о. Телячьем построили аэрогидропорт.

В 1934 году открылись авиаремонтные мастерские, спустя год превратившиеся в завод. В июле 1938 года был принят в эксплуатацию первый ангар на правобережье, ряд цехов и заводоуправление перебазировались с острова на правый берег в новое производственное помещение, а 12 августа 1938 года Совнарком СССР присваивает судостроительному заводу имя Григория Побежимова.

В июне 1935 года судостроительный цех выдал первую продукцию: отремонтированные катера и теплоходы, изготовленные к ним детали, 6 небольших барж, 2 колесных парохода "Дражник" и "Золотоискатель". В дальнейшем он производил оборудование для золотодобывающей и угольной промышленности, а с 1936 года приступил к выполнению заказов для нужд обороны страны. Это были авиационные бомбы и донные морские мины. С 1941 года судостроительный завод переходит в подчинение Наркомата вооружения, в него вливаются эвакуированные предприятия: Коломенский завод им. Клима Ворошилова, частично ленинградские заводы "Арсенал" и "Большевик", Калужский и Сталинградский заводы. В 1935 году приказом № 1 от 28 июля начинается закладка причалов, а вместе с этим и история строительства самого северного порта — Дудинского. В июне 1936 года началось строительство самой северной железной дороги в мире Дудинка — Норильск.

Автор: Татьяна Никандрова

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 498

Поделиться:

ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
Яндекс.Метрика