Постепенно нарастающий звук вращающихся лопастей несущего винта и характерный рокот двигателя разрезал тишину. Фюзеляж винтокрылой машины слегка качнулся, и шасси оторвались от взлетно-посадочной площадки. Плавно поднявшись в воздух, на мгновение зависнув в нескольких метрах над землей, Ми-8-й красноярского Авиаотряда спецназначения лег на заданный курс согласно очередному полетному заданию. Впереди у экипажа "восьмерки" — ответственная работа с благородной задачей по обеспечению безопасности граждан. Такова специфика профессии росгвардейцев авиаотряда: романтика неба тесно переплетена с напряженностью служебных будней и постоянной готовностью поднять винтокрылую машину в воздух — для решения оперативно-тактических задач.
При любой возможности свое кабинетное кресло меняет на давно привычное место командира воздушного судна в левой "чашке" кабины вертолета полковник полиции Евгений Наумкин, возглавивший не так давно красноярский Авиаотряд спецназначения.
Для военного летчика 1 класса, летчика-инструктора Евгения Наумкина, как и для его коллег по отряду, работа в небе — не только любимое дело и служба, а прежде всего призвание. Путь Евгения Викторовича в воздушные силы начался с рассказов отца, не ставшего летчиком, но прошедшего срочную армейскую службу в авиационном полку на Камчатке, примера старшего брата Владимира Наумкина — ныне командира воздушного судна гражданской авиации — и детской мечты обрести профессию боевого пилота-вертолетчика. Обучение в Сызранском высшем военном авиационном училище летчиков продолжилось периодом службы в воздушных рубежах ирано-афганской границы с местом базирования в городе Мары в авиации комитета госбезопасности — за участие в боевых действиях летчик был отмечен многими наградами.
За более чем 30-летний период летной работы Евгений Наумкин налетал свыше 1860 часов, освоил пилотирование нескольких модификаций многоцелевого вертолета Ми-8, а также нового российского всепогодного многофункционального вертолета Ка-226Т.
Несмотря на плотный служебный график, командир АОСН — начальник авиации краевого Управления Росгвардии по Красноярскому краю Евгений Наумкин охотно общается с прессой, говорит о практике применения специальных воздушных сил в составе Росгвардии, приводит примеры, шутит.
— Евгений Викторович, позади у авиационного подразделения более 10 лет службы, насколько важна роль авиаотряда в охране правопорядка?
— Становление Красноярского АОСН началось с 2006 года, с обращения Александра Горового (в тот период генерала-майора милиции, возглавлявшего ГУВД по Красноярскому краю) на имя Рашида Нургалиева (тогда министра внутренних дел РФ генерала-полковника милиции) — о необходимости создания при ГУВД региона специального авиационного подразделения. В министерстве одобрили инициативу, и в том же году последовала команда передать в распоряжение краевых правоохранительных органов вертолет Ми-8Т. Далее приказом начальника ГУВД по Красноярскому краю от 23 сентября 2006 года за № 780 создается Авиационный отряд спецназначения. А вскоре экипаж АОСН УВД по Камчатской области осуществил перегон переданного краевому ГУВД вертолета Ми-8Т из Хабаровска в Новосибирск на местный авиаремонтный завод для выполнения регламентных работ по модернизации винтокрылой машины.
Местом базирования и обслуживания авиатехники Красноярского АОСН стал аэропорт Черемшанка. Парк воздушных судов авиаотряда постепенно усиливался. На сегодняшний день служебные задачи выполняют три вертолета Ми-8Т, борт Ми-8АМТ и Ка-226Т, являющийся пока единственным в строю воздушных сил Федеральной службы Росгвардии. Наряду с этим на вооружении красноярского авиаотряда спецназначения с 2010 года состоит комплекс беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), оснащенных камерами ночного видения с инфракрасным излучением, что позволяет вести воздушное наблюдение в любое время суток.
Силы авиационного крыла регионального Управления Росгвардии являются незаменимым помощником в решении профильных задач как на территории Красноярского края, так и за его пределами. В частности, осуществляются воздушные перевозки сил и средств краевого УФС ВНГ РФ, выполняются специальные десантно-транспортные задачи. Технические возможности авиаотряда позволяют вести воздушный поиск с целеуказанием для наземных сил и средств Росгвардии при проведении спецопераций по борьбе с преступностью, экстремизмом и терроризмом, по охране общественного порядка. Производить воздушную, инженерную и радиотехническую разведку (в том числе скрытного характера) в районах проведения специальных и оперативно-поисковых мероприятий, с фото- и видеодокументированием текущей обстановки в режиме реального времени в любое время суток.
— Многовекторность применения авиации Росгвардии определяет высокую интенсивность ее воздушной работы, есть ли приоритеты?
— Авиаотряд находится в постоянной готовности выполнить любую тактическую задачу по основному назначению. Силы авиаотряда привлекаются для воздушного патрулирования автомобильных, железнодорожных, речных транспортных артерий, участвуют в спецоперациях по пресечению нелегального распространения наркотических средств, незаконной добычи полезных ископаемых, в борьбе с "черными лесорубами", браконьерами.
Масштабная работа по обеспечению общественного порядка и безопасности была выполнена силами красноярского АОСН в ходе проведения в краевой столице XXIX Всемирной зимней универсиады. Существенным подспорьем в обеспечении безопасности стало использование современных авиационных и специальных технических средств, включая БПЛА и комплекс высотного наблюдения "Око".
В практической эксплуатации наряду с трудягами Ми-8 хорошо зарекомендовал себя и винтокрылый "новобранец" — Ка-226Т. В ряду его преимуществ: высокая курсовая устойчивость, в том числе при сложной ветровой обстановке, маневренность, компактность, хорошая тяговооруженность, обзорность кабины и оснащенность самой современной высокоавтоматизированной авионикой.
— Какие квалификационные требования предъявляются к действующим сотрудникам красноярского АОСН?
— Важным фактором успеха в служебной деятельности авиаотряда является профессионализм сотрудников. Специфика службы обязывает личный состав авиаотряда максимально ответственно относиться к качеству профессиональной подготовки, постоянно поддерживать и наращивать уровень знаний, умений и навыков. Экипажи отлично работают в команде, обладают допусками к выполнению полетов в условиях "сто на тысячу" — то есть при нижнем крае облачности в 100 м над землей и с видимостью по курсу в 1000 м. Это чрезвычайно важно, ведь летать приходится на относительно малых высотах в режиме постоянной круговой осмотрительности, зачастую при непростых метеорологических условиях. Такова служба, ведь воздушный спецназ всегда в строю!