Спустя более 100 лет в границах губернии был образован Красноярский край, неизменным остался и его административный центр. Тогда же началось формирование районов Красноярска.
В 1934 году президиум городского Совета РКиКД принял постановление "О создании райсовета на правой стороне р. Енисей". Район, ранее называвшийся Правобережным, получил официальное название в честь революционера С. М. Кирова. В настоящее время площадь Кировского района составляет около 35 кв. км. Треть этой территории занимают промышленные зоны, еще треть занята жилыми кварталами. Всего в этой части города сегодня проживает порядка 118 тыс. человек. Первоначально Кировский район охватывал всю территорию правобережья от Березовки до Дивногорска. Но уже в 1942 году из его состава выделился Ленинский район. Затем в 1963 году отделился Дивногорск вместе со всеми прилегающими деревнями, а в 1977 -м — Свердловский район.
В годы Великой Отечественной войны Красноярск получил мощный импульс развития — весь город, и в первую очередь Кировский район, стал местом эвакуации заводов с прифронтовых территорий. Территория, на которой строились деревянные бараки для рабочих перемещаемых предприятий, постепенно разрасталась и выделилась в самостоятельный район — Ленинский. С тех пор и до сегодняшнего дня он носит статус индустриального центра Красноярска. Именно здесь сосредоточены крупные промышленные предприятия, в том числе федерального масштаба: Красноярский машиностроительный завод, Красноярский завод цветных металлов им. В. Н. Гулидова, завод синтетического каучука. В память о боевых и трудовых подвигах жителей района в годы Великой Отечественной войны в 2015 году перед корпусами завода "Красмаш" был открыт мемориальный комплекс. С военной поры район изменился до неузнаваемости, стал современным, комфортным и уютным. Территория его составляет 58,44 кв. км, а численность населения — 148,3 тыс. человек.
К середине 70-х годов население Кировского района увеличилось до 250 тыс. человек за счет возведения новостроек. Краевой совет народных депутатов трудящихся направил ходатайство в Верховный Совет РСФСР о разукрупнении Кировского района, и в марте 1977 года вышел указ о выделении из его состава Свердловского района. Застройка этой части города продолжилась, и сегодня здесь сосредоточено множество современных жилых микрорайонов — Тихие Зори, Южный Берег, Белые Росы и другие.
Привлекательность района для жителей увеличилась с завершением строительства четвертого моста через Енисей, получившего название Николаевский. Он соединил Свердловский с Октябрьским и Железнодорожным районами. В настоящее время здесь проживает более 141 тыс. человек, а общая площадь района насчитывает 72 кв. км. Одна из особенностей Свердловского района — наличие целого ряда достопримечательностей, популярных не только среди горожан, но и жителей края: фанпарк "Бобровый лог", парк флоры и фауны "Роев ручей", Ботанический сад, основанный в 1906 году В. М. Крутовским. А красоты природного памятника "Столбы" привлекают туристов даже из-за рубежа. И хотя формально заповедная территория национального парка закреплена за Березовским районом, красноярцы привыкли считать "Столбы" частью города.
Развитие левобережной части Красноярска проходило по несколько иному сценарию: в 1938 году здесь было образовано сразу два района — Сталинский, в 1961 году переименованный в Центральный, и Кагановичский, спустя 19 лет названный Октябрьским.
Переименование Сталинского района в Центральный вполне логично — именно эта часть города является историческим, административным, финансовым и деловым центром Красноярска. Здесь расположены городская администрация, правительство Красноярского края и представительства федеральных структур, крупные компании, банки и холдинги. Что касается достопримечательностей, культурных учреждений, мест досуга и просвещения, то большая их часть сконцентрирована в Центральном районе, что делает его также научным и культурным центром краевой столицы.
Главные магистрали района — пр. Мира, улицы Ленина и Карла Маркса. У каждой из них своя богатая история. Проспект Мира получил свое современное название лишь в 1961 году, а до этого неоднократно переименовывался: Большая улица, затем Воскресенская — по имени первого в городе Воскресенского собора, Советская — после революции и гражданской войны, а с 1937 года — проспект Сталина. Улица Ленина, бывшая Благовещенская, также была названа по наименованию расположенной на ней Благовещенской церкви. А улица Карла Маркса раньше носила название Гостинская. По ней через город проходил Московский тракт, до строительства в Красноярске железной дороги этапом шли ссыльные к централам и рудникам Восточной Сибири.
К началу Второй мировой войны Центральный район занимал более обширную территорию, чем сегодня. В 60-е годы в Красноярске началось возведение алюминиевого завода, а в 1969 году из Центрального района выделился новый, Советский. Сегодня это самый крупный и населенный район города — на территории площадью 92 кв. км проживает более 320 тыс. человек. Во многом это обусловлено тем, что в структуру Советского района входит микрорайон Солнечный. В советское время он был самостоятельной административной единицей, где жили строители, а затем работники Красноярского завода тяжелого машиностроения. В связи с большими темпами роста Солнечного в городской администрации рассматривается возможность его выделения как отдельного района Красноярска.
Применительно к Советскому району эпитет "самый" звучит достаточно часто. Здесь находится самая большая зона отдыха, занимающая целый остров, — Татышев-парк, самый крупный торгово-развлекательный центр — "Планета", самое крупное медицинское учреждение региона — краевая больница. Самая длинная уличная магистраль длиной 16 км тоже пролегает через Советский район — это ул. Партизана Железняка, переходящая в пр. Металлургов, а затем в ул. Пограничников.
Параллельно со Сталинским (Центральным) районом на левом берегу развивался Кагановичский, название которого имело одновременно политический и производственный подтексты. На территории района располагался ж/д вокзал и размещалась практически вся инфраструктура по обслуживанию Красноярской железной дороги. А развитием железнодорожной инфраструктуры страны тогда руководил Лазарь Каганович, возглавлявший наркомат путей сообщения.
Однако со временем жизнь района стала более разноплановой, и появилась необходимость в его разукрупнении. В 1979 году указом Президиума Верховного Совета РСФСР был образован Железнодорожный район. Позже границы Октябрьского района вновь расширились за счет присоединения в 2007 году поселка Удачный, ранее входившего в состав сельского Емельяновского района. Сегодня Октябрьский занимает второе место среди территорий Красноярска по площади (84 кв. км) и численности населения (более 180 тыс. человек). Одно из достоинств района — обширная лесная зона, где расположены экопарк "Гремячая грива" и культурно-исторический центр "Успенский". А благодаря Всемирным студенческим играм появились спортивные объекты мирового уровня — "Сопка", "Радуга", новые трассы "Академии биатлона". Также в Октябрьском районе находится Академгородок, который является центром научной жизни города и края.
Развитие железнодорожной отрасли продолжается в границах одноименного района, самого молодого и самого маленького — его площадь составляет всего 11 кв. км. На этой территории проживает около 100 тыс. человек, так что Железнодорожный также можно назвать самым густонаселенным районом Красноярска. А с учетом освоения Николаевки и застройки территории бывшего Комбайнового завода следует ожидать дальнейшего роста численности населения. Железнодорожный район называют воротами города, ведь именно сюда, на станцию Красноярск, прибывают гости краевой столицы, здесь начинается их знакомство с городом. Основная часть района находится в историческом центре Красноярска. Не случайно именно в Железнодорожном районе реализуется проект по сохранению архитектурного наследия "Исторический квартал".
Примечательно, что в 2019 году юбилей празднуют сразу два района Красноярска: самый первый правобережный — Кировский и самый молодой левобережный — Железнодорожный. Расположенные в пределах одного города, они имеют различную историю и инфраструктуру, но общие цели — формировать облик Красноярска, его экономику и социальную сферу, становясь все более привлекательными для жителей.