Практически все грузы, необходимые для жизнедеятельности и промышленного освоения северных районов огромного красноярского региона, включая Таймыр и Эвенкию, переваливались через Красноярский речной порт.
Официальной датой рождения Красноярского речного порта считается 1 апреля 1934 года, когда приказом начальника пароходства Красноярская пристань была преобразована в Красноярский речной порт первого разряда. В состав порта вошли причалы, разбросанные по всей акватории Енисея в пределах Красноярска. В довоенные годы порт почти не имел механизации. В то время погрузочно-разгрузочные работы в основном выполнялись вручную. Единственным подспорьем были тачки и тележки. Поэтому возросший с началом войны поток грузов в прямом смысле лег на плечи работников порта.
В годы Великой Отечественной войны началось ускоренное строительство Норильского горно-металлургического комбината, и в связи с этим значительно возрос поток грузов на север и обратно. Предполагалось, что грузооборот предприятия достигнет прядка 500 тыс. тонн. В связи с увеличением грузо-оборота для строительства Норильского комбината в 1942 году было принято решение о постройке нового порта на правом берегу Енисея. Решение было правильным как для военного времени, так и для перспектив развития края в послевоенный период. Через новый порт шли грузы для строительства Норильского горно-металлургического комбината и города Норильска, Красноярской, Хантайской, Курейской, Усть-Илимской гидроэлектростанций. Ни один Северный завоз на притоки Енисея не обходился и не обходится в настоящее время без участия порта.
— Чем дальше уходит в историю 1945 год, тем меньше рядом с нами тех, кого мы называем солдатами Победы. Низкий поклон всем, кто на своих плечах вынес лишения военного времени и тем, кто поднял страну из руин, кто своим трудом показал, каким должно быть поколение победителей. Мы всегда будем помнить имена ветеранов Великой Отечественной войны, тружеников тыла, наших коллег, чьи трудовые биографии крепко связаны с предприятием. Их труд и профессиональный опыт бесценны, — говорит Анатолий Немчин, исполнительный директор АО "Красноярский речной порт".
Благодаря фронтовикам и работникам тыла в 1966 году за достигнутые успехи в выполнении заданий по переработке грузов и внедрение комплексной механизации порт был награжден орденом Трудового Красного Знамени.
Многие работники речного порта помнят о Федоре Михайловиче Голубченко. Вырос Федор Михайлович в деревне Камзол Балахтинского района Красноярского края, до войны работал в колхозе, на лесозаготовках. В 1944 году был призван в армию и направлен на Дальний Восток. Служил в 294-м стрелковом полку на Первом Дальневосточном фронте, был командиром отделения саперов. Участник войны с Японией в августе-сентябре 1945 года. С боями прошел до Харбина, очищая минные поля для прохода пехоты и танков. Награжден медалями "За отвагу", "За победу над Японией". Ветеран 36 лет отработал в Красноярском речном порту мастером, затем начальником грузового района. Любил работать с молодежью, передавал профессиональный опыт.
Елизавета Михайловна Янковская в военные годы работала в Балахтинском районе, на кирпичном заводе в Красноярске. Весной 1944 года была призвана в армию, служила в 133-м дорожно-строительном батальоне. Награждена орденом Отечественной войны, медалью "За победу над Германией". После войны вернулась в Красноярск, 29 лет отработала в речном порту в должности кладовщика-заправщика.
Михаил Дмитриевич Юдин осенью 1944 года был призван в армию. После войны вернулся в Красноярск, 29 лет отработал водителем в речном порту.
Защищали Родину на передовой и Василий Семенович Белов, Григорий Федорович Осипов, Валентин Павлович Посадский, много лет проработавшие на предприятии в мирное послевоенное время.
С большим уважением на предприятии относятся к ветеранам труда, кто, не жалея сил, практически в круглосуточном режиме трудился в тылу. Среди них Мария Сергеевна Бойкова, Клавдия Егоровна Величкина, Ефросинья Яковлевна Граборова, Леонид Георгиевич Жидков, Иннокентий Николаевич Захаров, Надежда Васильевна Иваненко, Мария Ивановна Лисина, Зоя Ивановна Ломаско, Галина Васильевна Кузнецова, Галина Ивановна Лунева, Матрена Михайловна Писарева и многие другие.
Есть среди ветеранов речного порта и эвакуированные из блокадного Ленинграда. Вера Александровна Ярлыкова начала работу в порту весной 1943 года и работала до выхода на заслуженный отдых. В трудовой книжке Валентины Васильевны Ильченко более 35 лет работы на предприятии.
В настоящее время в АО "Красноярский речной порт" трудится около 450 человек. Большая часть персонала — профессиональные бригады докеров-механизаторов и складской персонал. Коллектив предприятия славится своими династиями. В преддверии навигации 2020 года пожелаем коллективу новых побед и свершений.
Дорогие ветераны Великой Отечественной войны, труженики тыла, красноярцы!
От имени коллектива порта поздравляю вас с Днем Победы! Нет семьи, которой не коснулась война. В тяжелые военные годы Сибирь стала надежным тылом, здесь развернулись госпитали, отсюда воины-сибиряки отправлялись на фронт. Сформированные в Сибири соединения принимали участие во всех главных сражениях Великой Отечественной войны. Особые слова благодарности тем, кто самоотверженно боролся с врагом: фронтовикам на передовой, участникам партизанских отрядов и движения сопротивления на оккупированных территориях. Особый почет женщинам-фронтовичкам, труженицам тыла и детям войны, которые в это страшное время помогали фронту. В преддверии наступающего праздника желаю нашим дорогим ветеранам долгих лет, здоровья, счастья и благополучия! С праздником, дорогие земляки!
С уважением, Анатолий Немчин,
исполнительный директор АО "Красноярский речной порт"