Пандемия разделила мир на до и после, нанеся урон не только здоровью людей, но и экономике многих стран. Россия и ее регионы не исключение. Жить приходится в нестандартных условиях, а значит, искать новые пути развития.
— Александр Викторович, какие основные меры для стабилизации жизни и деятельности региона предприняты правительством?
— Если говорить о краевых мерах поддержки, которые приняты в дополнение к федеральным, то это в первую очередь снижение налоговой нагрузки. Речь идет о льготах по налогу на имущество, по транспортному налогу, а также о преференциях для тех, кто пользуется патентной и упрощенной системой налогообложения. Их общий объем составит около 2,7 млрд рублей. На эти меры могут рассчитывать предприятия наиболее пострадавших отраслей. Это свыше 32 тыс. организаций и ИП. Кроме того, льготы по единому налогу на вмененный доход вводят и наши муниципальные образования края. Такие решения уже приняты в 27 территориях.
Наряду с этим представители малого и среднего бизнеса могут претендовать на отсрочку или освобождение от арендной платы, если они работают на площадях, принадлежащих краю. Такой возможностью уже воспользовались порядка полусотни предпринимателей. Аналогичные меры приняты на муниципальном уровне, где заключено около трехсот соглашений. Также для бизнесменов преду-
смотрены микрозаймы на льготных условиях. Особое внимание уделено жилищно-коммунальному сектору. Ресурсные компании обеспокоены ростом неплатежей, который создает риски для жизнеобеспечения. Ремонт сетей, выдача заработной платы — от этих затрат не уйти. Чтобы обеспечить надежную работу предприятий ЖКХ, краевые госучреждения перешли на авансовую оплату их услуг. Думаю, это оправданно. В случае необходимости будут введены новые меры поддержки. Профильные министерства находятся в тесном контакте с бизнесом и оперативно отвечают на его запросы.
— Работа в условиях пандемии многому научила, какие меры потребуются для быстрого возврата отраслевых предприятий в привычное русло?
— Списывать все трудности на коронавирус я бы не стал. В ключевых для нашего края секторах экономики были иные причины для падения показателей. К примеру, уменьшение добычи нефти на месторождениях Ванкорской группы связано с горно-геологическими условиями освоения. А снижение производства в металлургии объясняется модернизацией мощностей. В обоих случаях небольшой крен вниз носит временный характер. Уверен, в дальнейшем мы увидим восстановление показателей, и край выдержит проверку на прочность.
По-настоящему кризисные явления ощутили на себе предприятия торговли и сферы услуг. Так, продажи непродовольственных товаров, если сравнивать апрель с мартом текущего года, уменьшились на 34 %, а объем услуг по ряду позиций (спорт, культура, туризм) — почти на 100 %.
Чтобы вернуться на докризисный уровень, предприятиям этих отраслей предстоит пройти сложный путь. Во-первых, должна стабилизироваться санитарно-эпидемиологическая ситуация (это главное условие для снятия всех ограничений и начала полноценной работы компаний). Во-вторых, должны восстановиться доходы населения. При этом следует учитывать и субъективные факторы — уверенность людей в завтрашнем дне. Если, к примеру, человек может потерять работу, он вряд ли захочет купить дорогую турпутевку и поехать на отдых в экзотические страны, а значит, туркомпания недополучит прибыль.
Убежден, эффективным инструментом для оздоровления экономики станет доступ к льготному кредитованию. Причем это касается как бизнеса, так и граждан. Именно поэтому на федеральном уровне были приняты решения о снижении ключевой ставки ЦБ и введении более комфортных условий по ипотеке. Это действенный шаг для стимулирования спроса.
— Предложенный вами межрегиональный проект "Енисейская Сибирь" должен стать основным драйвером развития края и СФО. Как пандемия повлияла на реализацию задуманного?
— От идеи до ее воплощения всегда проходит большой путь. При этом некоторые этапы не на виду, но они жизненно необходимы. То же касается "Енисейской Сибири". Сейчас мы заканчиваем бумажный период, если можно его так назвать. Разработан целый ряд градостроительных документов. Уточнена схема территориального планирования края. Крупнейшие инфраструктурные объекты — морские терминалы "Порт бухта Север" и морской угольный терминал уже включены в федеральную схему территориального планирования. Приняты решения об инфраструктурной поддержке отдельных инициатив, привлечены средства на дорожное строительство. Подготовлена и направлена в адрес Минэкономразвития России заявка на создание особой экономической зоны в Красноярске. Завершена разработка ПСД для освоения Сырадасайского месторождения угля компании "Северная звезда". Проект передан на рассмотрение в Главгосэкспертизу. Совсем скоро начнется строительство самого северного моста через Енисей около поселка Высокогорского, а также возведение дороги и ЛЭП к медно-никелевым месторождениям в Республике Тыва. Таким образом, несмотря на неблагоприятную ситуацию в экономике, реализация КИП "Енисейская Сибирь" идет в соответствии с графиком.
— Сохраняете ли вы свои прежние взгляды на то, что опорой в развитии края должен стать промышленно-индустриальный комплекс, а также АПК?
— Мне кажется, это вполне очевидная вещь: гораздо разумнее не вывозить сырье, а делать из него конечный продукт с более высокой добавленной стоимостью. Для этого в нашем крае есть все — природные ресурсы, кадры, промышленная и научно-образовательная база. Важно придать новый импульс развитию традиционно сильных отраслей. К примеру, проект "Технологическая долина" предполагает не только линейку готовой продукции — алюминиевого проката, колесных дисков, изделий для авиационной и судостроительной отраслей, но и развитие машиностроения, в том числе для цветной металлургии. Еще одно схожее направление — создание современных высокотехнологичных целлюлозно-бумажных производств на территории северной группы районов края.
Что же касается сельского хозяйства, то его развитие планируется в рамках локальной экономики. Необходимо максимально использовать имеющийся в территориях потенциал, чтобы оживить деловую активность на местах. При этом важно опираться на сложившуюся специализацию и современные технологии. Здесь в равной степени важны как крупные, так и небольшие инициативы. В качестве примера приведу проект завода по переработке зерна мощностью 250 тыс. тонн в Шарыповском районе. Это совершенно новый уровень развития биохимической промышленности в крае, который обеспечит устойчивый сбыт продукции растениеводческих хозяйств. В числе перспективных также назову строящийся в поселке Ильичево Шушенского района животноводческий комплекс с полным циклом переработки отходов, с роботизированной доильной каруселью, а также реализуемый в Сухобузимском районе проект селекции и семеноводства сортов картофеля — базовый для всего картофелеводства края.
— Терминал аэропорта — пример эффективности государственно-частного партнерства, какие подобные начинания будут реализованы в крае?
— Для нашего региона проекты государственно-частного партнерства — давно сложившаяся практика, которая затем внедряется на всей территории России. Комплексное развитие Нижнего Приангарья, подготовка Красноярска к Универсиаде — этот опыт взаимодействия государства и бизнеса принес весомые плоды. Проекты "Енисейской Сибири" в силу их масштаба и сложности также могут быть реализованы только при объединении усилий инвесторов и всех уровней власти.
— Расскажите о будущем красноярского метрополитена, когда красноярцы смогут пользоваться подземным транспортом?
— Проект проходит согласование на федеральном уровне. Потребовалось больше времени, чем первоначально планировалось, поскольку к документам был высказан ряд замечаний со стороны Главгосэкспертизы. Это обычное дело. В начале октября доработанный пакет будет представлен повторно. Попутно решаем с Федерацией финансовые вопросы, связанные с ПСД. Если все пойдет хорошо, в среднесрочной перспективе должно начаться строительство метро.
— Повышенное внимание в регионе уделяется вопросам экологии. Расскажите о базовых задачах, в частности перспективах газификации региона.
— Напомню, что наш край — один из активных участников национального проекта "Экология". Разработан и утвержден комплексный план по оздоровлению атмосферы Красноярска и Норильска. Согласно документу к 2024 году объем выбросов загрязняющих веществ в краевом центре должен уменьшиться на 22 %, а в северной столице региона — на 75 %. Чтобы улучшить экологическую обстановку, действуем по всем фронтам. Это и снижение выбросов организаций теплоэнергетики, и закрытие малых неэффективных котельных, и подключение частного сектора к централизованной системе теплоснабжения, и создание лесопаркового зеленого пояса вокруг Красноярска. При этом понимаем, что залог эффективной борьбы с выбросами — наличие четкой картины о том, что происходит в атмосфере города. Поэтому отдельное направление работы — совершенствование системы мониторинга. Это необходимо, чтобы обладать исчерпывающей информацией о том, кто загрязняет воздух, содержание каких веществ превышено. Газификация — также один из инструментов улучшения экологии города. Она остается в числе приоритетов комплексного плана развития Красноярска. Во взаимодействии с Правительством России и "Газпромом" мы проделали большую подготовительную работу для включения края в планы по газификации. Теперь решение за федеральным центром. Точные сроки реализации проекта обозначать пока рано.
При этом отмечу, что определенные надежды мы связываем со строительством газопровода "Сила Сибири — 2", который соединит восточную и западную часть газотранспортной системы России. Если эта идея будет воплощена в жизнь, есть вероятность того, что в газоснабжении края будут задействованы наши месторождения.
— Каковы основные акценты в социальной политике края на ближайшие годы, на какую социальную поддержку могут рассчитывать жители края?
— В Красноярском крае создана разветвленная система социальной поддержки граждан. Почти каждый третий житель получает тот или иной вид помощи из бюджета. За это, честно говоря, иногда достается от федерального Минфина. Мол, сокращайте инициативные обязательства, тогда получите субсидии. Приходится объяснять, что по-другому нельзя. Красноярье — это огромный регион, где необходимо учитывать специфику территорий, их климатические, инфраструктурные особенности и многое другое. Безусловно, приоритеты социальной политики выстраиваются с учетом послания Президента России и преодоления последствий пандемии. Поддержка семей с детьми в нашем крае стоит на первом месте. Для таких семей преду-
смотрено свыше тридцати видов помощи. И если в 2019 году на эти цели из краевого бюджета было направлено более 5 млрд рублей, то в 2020-м эта сумма возросла более чем вдвое — до 11 млрд. В дальнейшем эти расходы будут увеличиваться, поскольку перечень мер в текущем году заметно расширился. Так, с начала этого года при рождении третьего и последующего ребенка семьи, чьи доходы не превышают размера двух прожиточных минимумов на человека, могут обратиться за получением ежемесячной денежной выплаты.
Существенно расширился круг получателей ежемесячных выплат в связи с рождением или усыновлением первого ребенка. Со следующего года нам предстоит внедрить механизм социального контракта. Это государственная помощь, которая предоставляется малоимущим. В рамках контракта граждане будут получать регулярные выплаты, помощь по переобучению и повышению квалификации, содействие в трудоустройстве или открытии небольшого собственного дела. Мы надеемся, что такой механизм послужит для многих людей социальным лифтом. Кроме того, продолжится создание системы долговременного ухода за пожилыми гражданами, в том числе работа по привлечению на рынок социальных услуг некоммерческих организаций.
Ну и конечно, сохранится поддержка земляков, попавших в трудную жизненную ситуацию. Весной мы увеличили предельный размер выплаты на эти цели. Жители районов Крайнего Севера смогут получить до 19 400 руб., в приравненных к ним местностях —15 800 руб., в остальных территориях края — 14 600 руб. Подчеркну, что этот вид помощи не исключает возможности получения других мер социальной поддержки.
Если оценивать сегодняшнюю ситуацию в целом, то в непростых условиях краевая власть стремится грамотно выстроить приоритеты в экономике и социальной политике, сохраняя при этом финансовый баланс. И, как показывает практика, Красноярский край движется в правильном направлении.
Александр Усс, губернатор Красноярского края:
— Краевой бюджет по-прежнему наполняется главным образом крупными экспортно ориентированными предприятиями и подвержен серьезному воздействию конъюнктуры цен на глобальном рынке. Поэтому наша стратегия в финансово-экономической сфере неизменна: предельно аккуратная политика в расходных обязательствах (что особенно актуально в свете очередного витка турбулентности в мировой экономике) и максимальные усилия для поддержания всех форм предпринимательской активности и притока инвестиций.