История предприятия насчитывает без малого 70 лет: пройден путь от локального подразделения в Эвенкии до крупнейшего регионального перевозчика, выполняющего полеты как в Красноярском крае, так и далеко за его пределами. О сегодняшнем дне и перспективах развития краевой авиации беседуем с Андреем Егоровым, генеральным директором АО "КрасАвиа".
— Андрей Юрьевич, расскажите о потенциале компании, особенностях летной программы, дополнительных направлениях деятельности.
— Основной миссией "КрасАвиа" было и остается оказание социально значимых услуг в области авиаперевозок на территории Крайнего Севера Красноярского края. Не менее важным направлением в деятельности компании является обслуживание сырьевого сектора. Маршрутная сеть чартеров на разных типах воздушных судов разрабатывается в унисон с нуждами крупных промышленных корпораций, предприятий и компаний крупного, среднего и малого бизнеса. География вахтовых рейсов "КрасАвиа" — это более двадцати пунктов, расположенных в различных городах страны, от Краснодара и Самары до Талакана и Певека. Наряду с выполнением пассажирских рейсов, авиакомпания обладает необходимым потенциалом для доставки грузов: от предметов первой необходимости до негабаритных или опасных грузов. Авиация для Красноярского края — это не просто удобный и быстрый транспорт, а гарант территориальной целостности и жизнеобеспечения людей, проживающих в труднодоступных территориях Крайнего Севера.
— Какова маршрутная сеть, связанная со стартом реализации проекта "Енисейская Сибирь"?
— Комплексный инвестиционный проект "Енисейская Сибирь" поставил глобальную задачу по организации быстрых и удобных перелетов между центрами деловой активности Красноярского края, Хакасии и Тывы. Знаковый перелет состоялся 27 января 2020 года: первый рейс Красноярск — Абакан — Кызыл соединил на карте Енисейской Сибири три ключевых точки. Я был в числе первых пассажиров этого рейса. Прежде всего, люди оценили комфорт перелета: по сравнению с автодорогой, это намного быстрее и безо-паснее. Так появился мощный драйвер для налаживания более тесных деловых контактов между субъектами макрорегиона с большей подвижностью и рентабельностью. Полетная программа стала возможной благодаря федеральной программе субсидирования при поддержке Красноярского края, республик Хакасия и Тыва. Особо отмечу, что регулярный рейс Красноярск — Абакан присутствует в летной программе "КрасАвиа" уже более года, направление популярно среди пассажиров благодаря частоте перелетов до пяти раз в неделю и фиксированной доступной стоимости перелета — 2250 рублей, что дешевле, чем, например, 12-часовая поездка в Абакан в купе поезда.
Во втором квартале 2020 года стало понятно, что многие проекты в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции и резким падением пассажиропотока встают на паузу. Основная работа авиакомпании продолжалась в штатном режиме, однако маршрут Красноярск — Абакан был приостановлен вплоть до 22 июля. В настоящее время полеты возобновлены, рейс до Абакана выполняется на самолете L-410 по понедельникам, средам и субботам, а с августа в программу полетов включен дополнительный рейс по пятницам. Из Красноярска он отправляется в 08:20, обратный вылет в 10:10, так что всех, кто ценит время, приглашаем на борт.
— Изменился ли спрос на авиаперевозки за время пандемии, каков прогноз дальнейшего развития отрасли?
— С первого дня вынужденной самоизоляции спрос на авиаперевозки стал падать и рухнул практически на 90 %. Лето — это пик отпусков и пассажирской активности. За несколько теплых месяцев авиакомпании зарабатывают основную часть годовой прибыли. В этом году картина иная. Летом спрос начал восстанавливаться, но пока не достиг и половины того объема, с которого началось падение. Я думаю, что на докризисный уровень отрасль выйдет лишь через несколько лет. Приведу наглядный пример: только на регулярных рейсах "КрасАвиа" мы потеряли порядка 40 % пассажиров, и это не самый плохой показатель по отрасли. Удержать позиции во многом помогла специфика предприятия — осуществление регулярных и чартерных рейсов в труднодоступные северные территории края. На деятельности компании сказалась и девальвация рубля — в себестоимости работы компании есть валютная составляющая. Привычный объем вахтовых перевозок также сократился в несколько раз: в связи с карантином добывающие компании вынужденно увеличили длительность рабочих смен до двух и более месяцев.
Понимая всю сложность и непредсказуемость текущего года, мы все же ставим себе задачу завершить его с минимальными потерями или на грани рентабельности. Настоящей подстраховкой для компании стала успешная работа, проделанная в предыдущие периоды. В 2018 году в "КрасАвиа" была проведена санация и реструктуризация основных бизнес-процессов: пересмотрен контрактный портфель, оптимизирована система контроля расходов. Экономический эффект мероприятий составил свыше 300 млн рублей, благодаря чему в 2019 году компания вышла на операционную безубыточность и впервые с 2011 года зафиксировала прибыль. Ключевой текущей задачей является работа по сохранению профессионального костяка коллектива, даже если какое-то время некоторые сотрудники будут недостаточно задействованы в производственном процессе. Север не прощает ошибок, особенно в авиации, поэтому для нас так важен опыт наставничества, массово применявшегося в советское время. Летчики, умеющие выполнять поставленные задачи, несмотря на сложности северного климата, — ценный отраслевой капитал компании. Их опыт и знания очень важны молодым специалистам, желающим работать на севере, поэтому мы стараемся сохранить преемственность поколений. А планы развития у компании серьезные: омоложение флота, открытие и раскатка новых маршрутов, усиление кадрового состава.
— Успех не остался незамеченным: авиакомпания стала победителем престижной отраслевой премии "Крылья России", как вам это удалось?
— Премия проводится для всех российских авиакомпаний уже 23 года, в этом году из-за пандемии мероприятие проходило в онлайн-формате. "КрасАвиа" была представлена в номинации "Развитие регионов", среди компаний, чей годовой пассажиропоток не превышает 400 тыс. человек. Победа в отраслевом соревновании стала важным событием для коллектива, ведь это была командная работа — буквально каждый сотрудник приложил усилия. Мы очень благодарны губернатору Красноярского края Александру Уссу, правительству региона за внимательное отношение и действенную поддержку региональных авиаторов, ведь наши победы неотделимы от успешности края в целом.
— Расскажите о планах обновления авиапарка компании, насколько активен процесс, возникают ли сложности?
— Для меня как для руководителя компании вопрос модернизации "Крас-Авиа" — дело чести. В этом году в краевом бюджете на эти цели предусмотрен практически 1 млрд рублей. Сегодня парк авиакомпании составляют 48 воздушных судов: это самолеты Як-42, Ан-24,
Ан-26, L410, вертолеты Ми-8/АМТ/МТВ. Надеемся, что до конца года региональный флот пополнится еще несколькими турбовинтовыми самолетами ATR-72, которые максимально быстро будут включены в маршрутную сеть авиакомпании. В перспективе ближайших пяти лет освоение нового самолета отечественного производства
Ил-114-300, который гражданская авиация России получит к 2024 году.