Со времен первопроходцев Енисей остается центральной транспортной артерией Красноярского края. В летнюю навигацию с юга на север и обратно по водной глади реки перевозят пассажиров, различные грузы, организовывают круизы.
О навигации экономически непростого 2020 года рассказывает заместитель генерального директора по эксплуатации флота ООО ПХ "Енисей" Алексей Фирсанов.
— Алексей Михайлович, оцените, насколько успешным был период навигации в текущем году.
— В арсенале ООО ПХ "Енисей" семь судовых единиц флота — рыболовецких, грузовых, пассажирских, туристических. В этом году объемы речных пассажирских перевозок на севере региона возросли. Три судна компании (грузопассажирские теплоходы "Хансута Яптуне" и "Станислав Гуменюк", грузопассажирский паром СП-4) перевозили людей в таймырские поселки, работали на линии Дудинка — Усть-Порт — Караул — Носок — Байкаловск — Воронцово. Всего совершили 53 рейса.
Что касается доставки грузов, ожидаемого роста не произошло. Крупные компании, которые заходят с инвестпроектами на Крайний Север, в 2020 году законсервировали ряд своих площадок, снизив объемы грузоперевозок. Уже под завершение навигации мы завезли крупногабаритные грузы на Диксон, где началось строительство будущего морского терминала "Чайка". Главной задачей всех судоходных компаний летом являлась сохранность квалифицированных кадров — несмотря на трудности, мы никого не сократили.
— Расскажите о квалификации специалистов, работающих на речных перевозках вашего предприятия.
— С кадрами сложно во всех отраслях, особенный дефицит ощущается в отдаленных северных территориях. Для того чтобы стать капитаном и получить диплом техника-судоводителя, нужно не менее десяти лет. Без опыта работы молодой специалист может претендовать лишь на должность третьего штурмана либо третьего помощника механика. Нам же нужны капитаны и старпомы, которым мы готовы платить высокие зарплаты. С матросами немного проще. Зимой в Красноярске проводим практические занятия начальной подготовки на своих судах для студентов профильного училища и приглашаем их на летнюю практику. Что же касается простых рабочих, тут тоже своя специфика. Например, выпускник ПТУ должен в течение шести зимних месяцев получить квалификацию. Мы в состоянии оплатить ему учебу, но без сохранения заработной платы. Связно это с тем, что в межнавигационный период, который длится с октября по май, компания несет значительные затраты на ремонт и содержание судов.
— Какой видите перспективу развития предприятия и отрасли речных перевозок Красноярского края в целом?
— В Арктике ООО ПХ "Енисей" готово работать со всеми, кто заинтересован в сотрудничестве. В активе предприятия имеется теплоход класса "река — море" "Советская Арктика", который мы старательно поддерживаем в надлежащем виде для работы в направлении Диксона. В последние десятилетия в стране внутренние речные перевозки переживают кризис. Для возрождения былой значимости водных магистралей разработан национальный проект стоимостью в 301,5 млрд рублей, рассчитанный до 2030 года. Речь идет о развитии и модернизации речной инфраструктуры. К сожалению, судостроительство на Енисее подошло к финишной черте, и тем не менее новый флот речникам всегда будет необходим. В настоящее время на Енисее достаточно судов, но если объемы пассажирских и грузоперевозок возрастут, нужны будут инвестиции для обновления транспорта.
Перспективу развития связываем с активным задействованием на круизных туристических маршрутах современного и комфортабельного теплохода "Профессор Близняк". Пандемия не дала возможности отправить несколько плановых рейсов с иностранными туристами. Но договоры с туроператорами Германии и Швейцарии остались в силе, их перенесли на следующий год. Надеюсь, что будущие гости по достоинству оценят красоту сибирской природы, реки Енисей, экскурсионную программу и сибирскую кухню с рыбой собственного улова.
В настоящее время флот компании прибыл в столицу края для зимнего отстоя и текущего ремонта, чтобы весной отправиться в путь на Таймыр.