Это подтверждают весомые инициативы по усилению возможностей транспортного комплекса и непосредственно авиационной отрасли, приумножающие эффективность КИП "Енисейская Сибирь".
Хорошие новости в канун профессионального праздника авиаторов — Дня работников гражданской авиации России — принесла состоявшаяся 22 января рабочая встреча губернатора Красноярского края Александра Усса с министром транспорта РФ Виталием Савельевым, где обсуждались задачи и перспективы воплощения в регионе целого ряда крупных инфраструктурных проектов. В частности, в ходе беседы были затронуты вопросы, касающиеся реализации трехстороннего соглашения между правительством края, ООО "Аэропорт Емельяново" и ПАО "Аэрофлот" по созданию транспортного хаба на базе красноярского международного аэропорта имени Дмитрия Хворостовского. Многое на этом пути уже сделано, однако работы впереди остается немало. Оно того стоит: большой Сибири нужны широкие надежные крылья.
Пульс новаторских решений
Очевидно, значительные просторы макрорегиона Енисейской Сибири, охваченные деловой предприимчивостью бизнес-сообщества, в условиях технологичной современности вне тесных объединяющих связей друг с другом оставаться не могут. И авиация здесь, разумеется, — важнейшая опора.
Дорога в небо начинается с земли. Поэтому уже не один год в Красноярском крае ведется системная работа по возрождению комплекса больших и малых аэропортов. Наиболее крупным из них отводится роль ключевых транспортных узлов. Флагманом был и остается международный аэропорт Красноярск.
Главная воздушная гавань края и соседний аэропорт Черемшанка приобрели авторитетный статус площадки, где в рамках реализации КИП "Енисейская Сибирь" развернут инвестиционный проект создания международного транспортно-логистического и производственного хаба. В настоящее время рассматривается возможность усилить потенциал проекта за счет организации на базе аэропортов и прилегающих к ним территорий в Емельяновском районе особой экономической зоны (ОЭЗ) промышленно-производственного типа.
Не менее значимым шагом обещает стать намерение одного из крупнейших мировых авиаперевозчиков — компании "Аэрофлот" — сделать аэропорт Красноярска своей второй базовой гаванью после московского Шереметьево. Пандемия COVID-19 несколько сдвинула сроки воплощения замысла, однако, как отмечают отраслевые эксперты, задержка вряд ли будет долгой.
Немаловажно, что ставку именно на Красноярский край сделала и другая крупная авиационная компания — "ЭйрБриджКарго" группы "Волга-Днепр", выполняющая регулярные грузовые авиарейсы по десяткам направлений между Россией, Азией, Европой и Северной Америкой. Географическое положение краевого центра там считают наиболее удобным для таких перелетов.
К слову, трудные времена первой волны пандемии, когда кардинально сократились пассажиропотоки, красноярский аэропорт уверенно выдержал во многом благодаря именно совместной работе с "ЭйрБриджКарго".
В последние несколько лет облик аэропорта преобразился кардинально, и обновления продолжаются. Сегодня здесь ведется строительство переходной галереи между новым и старым терминалами, а на летном поле уже близится к завершению реконструкция магистральной рулежной дорожки (МРД). Запуск МРД в эксплуатацию намечен на 1 июня текущего года. И, судя по всему, планы сбудутся. На это указывают в том числе результаты губернаторской инспекционной проверки, состоявшейся в конце минувшего года, когда глава края побывал на стройплощадке и лично оценил ход реконструкции.
Такое внимание объяснимо: с появлением современной магистральной рулежки красноярский аэропорт сможет более чем вдвое увеличить число взлетно-посадочных операций в час: с нынешних 12 до 28. Фактически это взлеты и посадки каждые несколько минут. Таким образом, проект позволит нарастить потенциал аэропорта в обслуживании пассажиров и грузопотоков в 2,5 раза. Этому в дальнейшем обещает поспособствовать еще одна созидательная инициатива, прорабатываемая сегодня как отраслевыми специалистами, так и на управленческом уровне, — по устройству железнодорожного сообщения между краевым центром и аэропортом Красноярск с 34-километровой однопутной электрифицированной грузопассажирской веткой. Пока стоимость проекта оценивается в пределах семи миллиардов рублей. Не исключено, что в качестве основного инвестора выступит ОАО "РЖД".
— В целом задача представляется посильной. Считаю, такой железнодорожный ход мог бы стать востребованным инфраструктурным дополнением в транспортном обеспечении промышленно-логистического хаба и свободной экономической зоны, — считает Александр Усс, губернатор Красноярского края.
Влияние конструктивной идеологии КИП "Енисейская Сибирь" отражается и в модернизационных процессах, коснувшихся объектов авиационного комплекса в соседних с краем субъектах страны. В числе примеров — аэропорт Абакан, где, как сообщается в официальных информационных источниках, ставится цель обновить терминалы, увеличить число стыковочных авиарейсов с транзитом через столицу Хакасии и с перспективой открыть прямые полеты из Абакана в некоторые крупные города страны.
В этом году, по данным от Росавиации, четыре направления в аэропорту Абакан попали в перечень субсидируемых региональных маршрутов, что сделает их для пассажиров более доступными по стоимости. В том числе рейсы Красноярск — Абакан — Красноярск и Кызыл — Абакан — Кызыл, осуществляемые силами основного красноярского регионального авиаперевозчика — компанией "Крас-
Авиа". Все это в итоге позволит аэропорту со временем заметно нарастить пассажиропоток. Основным ориентиром такой стратегии, как указывают эксперты, является повышение эффективности аэропорта и ускорение интеграции Хакасии с ее большим туристическим потенциалом в общий социально-экономический вектор развития "Енисейской Сибири".
Растут воздушные мосты
Летать больше и дальше — такова мотивация, с которой, судя по всему, предстоит развиваться красноярской региональной авиации в обозримом будущем. Даже несмотря на известные объективные трудности существующих экономических реалий. Ведь, хочется надеяться, разгул коронавируса — это не навсегда.
Напряженная работа и достижения компании "КрасАвиа", уверенно поддерживающей своими крыльями жизнь и хозяйственную деятельность населения в разных территориях и прежде всего на севере, наглядно показывают высокую потребность в качественных авиационных услугах на просторах сибирского макрорегиона. Маршрутная сеть авиакомпании, обладающей флотом из 48 воздушных судов и ставшей в минувшем году одним из лауреатов престижной отраслевой премии "Крылья России", продолжает увеличиваться. Авиаперевозчик вносит существенный вклад в реализацию концепции удобного воздушного сообщения между центрами деловой активности Красноярского края, Хакасии и Тувы, обеспечивая перевозку пассажиров, а также простых, негабаритных и специальных грузов.
По словам Андрея Егорова, генерального директора АО "КрасАвиа", базовыми приоритетами для компании традиционно являются безопасность полетов и удобство предлагаемого сервисного обслуживания. Усилия результативны. За счет совершенствования бизнес-процессов, выполнения субсидируемых и чартерных авиарейсов перевозчик сумел устоять под давлением неприятных последствий пандемии коронавируса и, более того, выработать решения по дальнейшему развитию собственного потенциала, предполагающие омоложение флота, открытие новых рейсов, усиление кадрового состава.
Надежды на родные крылья
Как отмечают эксперты, высокая квалификация летных экипажей и системное обновление парка воздушных судов с акцентом на продукцию отечественного производителя — важнейшая необходимость для стабильного функционирования авиационной отрасли и ее успешности в текущих турбулентных экономических условиях. Импортозамещение в российской гражданской авиации — отнюдь не патриотический каприз, а одно из ключевых условий, определяющих не только качество авиационных услуг, а фактически саму их возможность в будущем. Суть в том, что обостряющиеся на международной арене политические противоречия увеличивают риски, связанные с санкционным давлением на Россию, и потому ставка на эксплуатацию воздушных судов иностранного производства в столь тревожной обстановке вряд ли оправдана.
Между тем альтернатива существует. Российскому авиапрому уже есть что предложить на замену "Боингов" и "Аэробусов". В конце минувшего года на летные испытания вышли сразу две отечественные крылатые новинки: среднемагистральный МС-21-300 и самолет для региональных авиалиний турбовинтовой Ил-114-300. Не за горами их сертификационные испытания и выход в серию. Кроме того, в Воронеже сохранено производство широкофюзеляжных Ил-96. Продолжается малотиражный выпуск Ту-214. И даже в трудной судьбе "Суперджета" SSJ-100 наметились позитивные перемены — в дальнейшем новую версию машины (SSJ-New) предполагается оснащать в большей степени отечественными комплектующими и российскими двигателями.
Есть предложения по дальнейшей модернизации отлично зарекомендовавшего себя еще с советского времени малокресельного L-410. Вскоре может начаться массовое производство биплана "Байкал" — глубоко модернизированного новосибирскими специалистами варианта легендарного советского "кукурузника" Ан-2. Также новосибирцы предложили пилотный проект продления летной биографии еще одной советской крылатой легенды — реактивного Як-40: теперь с заметно улучшенными характеристиками.
Одновременно успешно, пусть и с опозданием, ведется внедрение отечественных технологий производства композитов для гражданской авиации, а также линейки двигателей — реактивных (от ПД-14 до ПД-35) и турбовинтовых. Остается не затягивать с их серийным производством и выводом на широкий рынок. И тогда можно будет ускоренно перевооружать российский гражданский авиапарк на родные современные машины, которым будут не страшны ни санкции, ни волатильность курса валют. Заждались такую технику и в Сибири.