Хорошим подспорьем в решении проблем отрасли может стать тот факт, что в 2021 году один из приоритетных в стране видов капитального ремонта — замена и ремонт устаревших лифтовых машин — получит дополнительные возможности. Проект постановления правительства России, предлагающий регионам поддержку для реализации соответствующей государственной программы, уже принят.
В Красноярском крае порядка 9,5 тысяч лифтов. Каждый третий из них выработал свой срок службы. По данным регионального министерства строительства, в 2020 году заменены порядка одной тысячи лифтовых кабин. Столько же, а именно 1002 лифтовые системы, предполагается заменить в только что наступившем году. Необходимые поправки уже внесены в краткосрочный план капитального ремонта жилых домов на 2021 год. Таким образом, в рамках программы капитального ремонта с 2016 по 2020 годы в Красноярье заменены 1790 лифтов. Эти цифры говорят о том, что трехлетний план по замене лифтового оборудования выполнен с опережением. Если все и дальше пойдет такими же темпами, то к 2022 году небезопасных лифтов в регионе останется сравнительно немного — 1214. Их можно будет переустановить на средства, накопленные жителями на специальных счетах своих домов. Больше всего подъемников в последний год заменили в краевой столице — 499 в 117 домах и в Норильске — 236 в 85 домах.
— Мы гордимся тем, что Красноярский край успешно справляется с реализацией программы, чем выгодно отличается на фоне других субъектов. Мы смогли найти необходимое количество подрядных организаций для выполнения работ. Благодаря заключенным договорам на поставку лифтов нам хватает и самого оборудования. Учитывая все эти факторы, не сомневаемся, что успеем в срок заменить дополнительные лифты, добавленные в программу, — цитируют Тараса Метляева, заместителя генерального директора фонда капитального ремонта в Красноярском крае, в фонде.
Либо новые, либо никакие!
В срок — это значит до 2025 года. В соответствии с техническим регламентом Таможенного союза, все лифты в России, отслужившие 25 лет, по окончании установленного периода должны быть заменены или полностью остановлены. Особое внимание к лифтовому оборудованию выделено в отдельный, приоритетный вид капитального ремонта во всей Российской Федерации. И это вполне объяснимо, ведь только за последние три года из-за аварий лифтов погибли десятки человек.
Как сообщили "Известиям" в отечественном министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства, сегодня в стране больше 160 тыс. лифтов, работающих дольше срока годности. К 2024 году их число вырастет до 200 тыс.
— Износ лифтового оборудования во многих домах предельный. И это угроза, прежде всего, безопасности граждан. Именно поэтому несколько лет назад был принят закон о приоритете замены лифтового оборудования в рамках капремонта, — подчеркнул Илья Осипов, член комитета ГД по жилищной политике и ЖКХ.
Чтобы выполнить весь объем работ по замене устаревших лифтов, понадобится внушительная сумма — более 350 млрд рублей. Сегодня на модернизацию лифтового оборудования используют средства, собранные с жильцов за капремонт. Однако денег на местах явно не хватает, поэтому на замену старых лифтов в регионах государство в 2021 году, по данным Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, направит 1,35 млрд рублей. Они пойдут на погашение процентов по факторингу или другим видам кредитования. Также средства могут быть использованы на оплату части расходов из бюджетов субъектов, если они помогали при замене лифтов. Постановление правительства об изменениях предоставления финансовой поддержки субъектам на проведение капремонта, в частности на замену лифтов, было принято в конце только что минувшего года. По общенациональному плану на эти цели в 2021 году выделено 750 млн рублей, дополнительно в Фонде содействия развитию ЖКХ предусмотрено еще 600 млн рублей. Финансирование будет предоставляться в порядке поступления заявок от субъектов и в зависимости от их одобрения. Субсидия распространяется на работы, проведенные начиная с 1 января 2021 года.
По словам Ирины Булгаковой, председателя экспертного совета комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ, у региональных операторов капремонта появится больше времени на выплату долга за счет взносов граждан.
— За три-четыре года при аналогичном ежегодном финансировании будут заменены все устаревшие лифты, — полагает она.
Стоит отметить, что господдержку могут оказать многоквартирным домам (МКД) только в том случае, если в них будут заменены все лифты с истекшим сроком эксплуатации. Новые лифты должны быть исключительно отечественного производства, класса энергоффективности не ниже B. Помимо этого, сами МКД не должны быть признаны аварийными. Размер финансовой поддержки на возмещение части расходов на оплату услуг для одного дома или уплату процентов не может превышать 80 % общей стоимости капремонта, но не более 5 млн рублей. И это далеко не все нюансы, в которых еще только предстоит разбираться.
Кризис отрасли
Тем временем, в лифтовой отрасли в настоящее время все очень неоднозначно. На этот счет существуют два полярных мнения. Одно из них такое: "Кризис налицо, отрасль нуждается в серьезных изменениях и наведении порядка". В данном случае остро ставится вопрос о прозрачности участников лифтового рынка, который может значительно поредеть при ужесточении контроля над ним. Это в свою очередь может привести к тому, что в отрасли останутся только добросовестные участники, что наверняка повысит безопасность жителей многоэтажных домов, пользующихся подъемниками.
Противоположная оценка сложившейся ситуации выглядит следующим образом: "Никакого кризиса нет. Отрасль в удовлетворительном состоянии, и ее псевдореформирование никому не нужно. При этом необходимость государственной поддержки в определенных моментах необходима".
Так или иначе, перемены в российской лифтовой отрасли уже во всю происходят. Некоторые эксперты полагают, что переломным моментом стал 2019 год, вначале которого Дмитрий Медведев, будучи премьер-министром, обозначил ключевые моменты нацпроекта "Жилье и городская среда". Тогда он отметил, что ежегодно в России в эксплуатацию вводится порядка 40 тыс. лифтов. Большинство из них, около 70 %, сделано российскими производителями, остальные 30 % — иностранными. Премьер призвал активнее обновлять лифтовой парк в стране, а также обозначил необходимость стимулирования спроса на отечественную продукцию лифтового производства, консолидации производственных мощностей и устранения недобросовестной конкуренции,
если таковая есть.
Будем надеяться, что 2021 год позволит сделать еще один шаг на пути к безопасности тысяч людей по всей стране, которые все еще боятся заходить в лифтовые кабины из-за опасности их обрушения.