В Красноярском крае процесс реформирования идет довольно активно. МУП "Ачинский транспорт", преобразованное в АО "Группа СТК", стало одним из первых оптимизировавших свою деятельность.
В стране сейчас под запретом создание новых государственных или муниципальных унитарных предприятий. Для работающих в условиях конкурентных рынков МУПов и ГУПов установлен переходный период оптимизации. Причем если это не произойдет до 1 января 2025 года, то по закону (п. 6 ст. 23 № 135 ФЗ) их реорганизуют в судебном порядке.
"Ачинский транспорт" процесс реорганизации проходит далеко не первый раз. С 2008 года предприятие является приемником МУП "Ачинское ДРСП" и ряда транспортных организаций города. В самом конце 2020 года оно претерпело очередную трансформацию, получив новый юридический статус и название: акционерное общество "Группа строительно-транспортных компаний" (АО "Группа СТК").
СРАБОТАТЬ НА ОПЕРЕЖЕНИЕ
В настоящее время новые правила управления бюджетными организациями затрагивают прежде всего ресурсоснабжающие и некоторые социально значимые МУПы. Федеральные власти оказывают финансовую поддержку, из госказны регионам выделяются средства для постановки на кадастровый учет земельных участков ликвидируемых предприятий.
— По замыслу инициаторов реформы приватизация будет способствовать уменьшению расходной части местных бюджетов на содержание унитарных организаций. С другой стороны, новый статус предприятий неизбежно связан с повышением производительности труда и ростом конкурентоспособности трудовых коллективов. Муниципальные образования постепенно избавятся от МУПов, место которых займут компании, способные работать в соответствии с требованиями рыночной экономики, — объяснил причины акционирования Владислав Клементовский, директор компании "Группа СТК". — В должность руководителя я вступил в январе текущего года. Предприятию требуется обновление производственных мощностей, в частности автопарка. На балансе организации 69 единиц специальных дорожных машин. Техника не новая, но хорошо обслуженная нашими механиками. В коллективе трудится 150 человек. Будем развиваться, надеемся на достижение положительного баланса по итогам текущего года.
Сейчас пакет акций компании полностью принадлежит администрации Ачинска. Реорганизация не повлияла на основную деятельность предприятия, которая осталась прежней: содержание и уборка городских дорог и площадей. В компетенции коллектива всесезонная уборка улиц и иных городских территорий. Наряду с этим сотрудники компании отвечают за состояние тротуаров и остановочных павильонов общественного транспорта. Главная задача — обеспечить качество эксплуатации городских дорог и тротуаров. Работа непростая, поскольку необходимо учитывать требования управления городским хозяйством по содержанию улиц и пешеходных зон, которые регулярно ужесточаются.
ДЕЛАТЬ НА СОВЕСТЬ
В Ачинске на сегодняшний день 234,5 км автодорог общего пользования, половина из которых имеет грунтовое покрытие. Территория активно участвует в программе "Комфортная городская среда", ежегодно облагораживаются десятки дворов, скверов, аллей, улиц. Все это требует дополнительного внимания со стороны коммунальных служб.
— Протяженность дорожного полотна увеличивается мало, но растут виды работ по содержанию дорог. Появляются элементы благоустройства, бордюры, тротуарная плитка. Там, где раньше мы обходились грейдированием, теперь нужна уборка специальной техникой, — констатирует Евгений Халалеев, заместитель главного инженера компании "Группа СТК". — В зимний период предприятие переходит на круглосуточный режим. В конце января в Ачинске прошел сильный снегопад: выпала двухмесячная норма осадков. Все силы были брошены на ликвидацию последствий непогоды. Главные улицы города с активным движением транспорта расчищались в ночной период. Стихия так разбушевалась, что к уборке улиц вынужденно привлекалась спецтехника градообразующих компаний, работы выполнялись в координации с нашим предприятием. Снегоуборка велась не только на центральных улицах Ачинска, но и окраинах, чистились дороги, ведущие в поселки Мазульский, Восточный, Шанхай и другие.
Усиленная уборка магистралей и тротуаров начинается только по окончании снегопада. В этот период предприятие выводит на объекты все имеющиеся грейдеры, снегоуборочные машины, тракторы с отвалами, погрузчики. В настоящее время уже расчищены километры дорог не только в центре, но и в частном секторе. Собранный снег КАМАЗы вывезли для утилизации на "снежные" полигоны. Специалисты "Группы СТК" стараются до оттепели освободить город от сугробов, чтобы не произошло подтоплений. Уже составлен список проблемных участков, куда и отправляется спецтехника. Сейчас хорошо видно, что уборка дорог идет полным ходом, на основании утвержденного графика.
СТРАТЕГИЯ ОБНОВЛЕНИЯ
В наступившем году заниматься посадками на газонах, косить траву и обрезать кусты компания не будет: тендер выиграло другое предприятие.
— Во время аукциона организации малого бизнеса очень часто опускают стоимость контрактов на 40-50 %. Крупному предприятию с внушительными социальными обязательствами за такие деньги работать тяжело. Нам необходимо платить зарплаты, осуществлять социальные выплаты, отчислять налоги. Сбрасывать цены на свои услуги так низко мы не можем, — разъясняет ситуацию с проведением конкурсных процедур Евгений Халалеев. — Конечно, еще будут торги на отдельные виды работ, в которых предприятие примет участие, а пока у нас есть договоры по услугам транспортного сервиса. Например, подрядное обслуживание тепловых сетей. Мы предоставляем партнеру-заказчику дежурные машины по доставке персонала, другую технику — самосвалы, тракторы.
В акционерном обществе понимают, что к решению задачи по развитию организации нужно подходить комплексно. Чтобы горожане увидели порядок сразу после того, как выходят на улицу, необходимо выстроить четкое взаимодействие всех подразделений, кардинально пересмотреть подход к обслуживанию и содержанию городских территорий. Безусловно, количество техники имеет значение, но также следует правильно распределять имеющиеся силы. Директор Владислав Климентовский преобразование предприятия начал с улучшения работы административной структуры. На следующем этапе планирует привести в порядок транспортный цех: предстоят встречи с сотрудниками и бригадами коллектива. Кроме того, предприятие эксплуатирует полигон ТБО, отходы на который поступают из Ачинска, Ачинского района и других территорий. И здесь тоже много вопросов.
— Всем нам хочется жить в чистом, красивом городе. Есть четкое видение, с помощью каких механизмов можно навести порядок в Ачинске. Мы будем обновлять и пополнять имеющийся автопарк, так как без современной спецтехники многолетнюю проблему не решить. Надеемся, что наши акционеры окажут посильную помощь: руководство города вместе с парламентариями обещали поддержку. Сотрудники готовы приступить к выполнению поставленных перед ними задач, засучив рукава, — продолжает беседу Владислав Сергеевич.
НАЧАЛО БОЛЬШИХ ПЕРЕМЕН
Сейчас деятельность "Группы СТК" направлена на уборку и вывоз снега. Компания занимается ликвидацией дорожной скользкости и предотвращением снежных заносов, для чего используются специальные песчано-солевые смеси. Все работы выполняются на основании правил городского благоустройства. С какими бы проблемами ни сталкивались на самом предприятии, серьезных нареканий на качество дорожной сети в Ачинске нет.
Несмотря на трудности пандемийного 2020 года, коллектив работал в обычном режиме, так как занимался важной функцией по выполнению муниципального заказа содержания городских улиц. Ограничительные меры строго соблюдались: проводилась обработка помещений, использовались маски и санитайзеры. Все сотрудники "65 плюс" до сих пор находятся на карантине (на больничном). За год коронавирусом переболели многие, но теперь уже все они в строю. Главным же событием стало акционирование предприятия.
— Согласно утвержденному бизнес-плану долгосрочного развития в 2021 году компания будет совершенствоваться и добиваться лучшего финансового результата. Мы смотрим в будущее с оптимизмом и надеемся, что все задуманное получится. Будем участвовать в различных конкурсах и рассчитываем, что фронт работ на благо родного города у нас увеличится, а, значит, все будет хорошо, — подводит итог директор АО "Группа СТК" Владислав Климентовский.